Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис,
что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на
социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в
обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис,
однако довольно безуспешно.

Содержание

Введение 3
1. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики 5
2. Внутренние источники инвестиций в России 7
а) прибыль - как источник инвестиций 9
б) амортизационные отчисления 9
в) бюджетное финансирование 10
г) банковский кредит 11
4. Внешние источники инвестиций 11
а) иностранные инвестиции в России 11
б) “экономическая амнистия”. 14
5. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики 16
6. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России 18
7. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации
инвестиционного климата 20
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

отрасли, связанные  с непосредственной эксплуатацией  национальных  природных

ресурсов (например, добывающие отрасли,  вырубка  леса,  промысел  рыбы),  в

производственную  инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы  и т.п.),

телекоммуникационную  и спутниковую связь. Подобные ограничения  закреплены  в

законодательствах многих развитых стран, в частности  США.  В  перечисленных

отраслях  целесообразно  использовать  альтернативные   прямым   инвестициям

формы привлечения  иностранного капитала. Это могут  быть  зарубежные  кредиты

и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя  государственного  долга,

привлечение их было бы оправданным, во-первых,  с  точки  зрения  соблюдения

национальных  интересов и во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений  в

названные сферы.

      Однако для этого необходимо  создать  эффективную  систему  управления

использованием  зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал  в  форме

предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно  привлекать

в производство и переработку  сельскохозяйственной  продукции,  производство

строительных  материалов, строительство (в том числе жилищное), для  выпуска

товаров   народного  потребления,   в   развитие   деловой   инфраструктуры,

стимулировать  приток  портфельных  инвестиций  следует   во   все   отрасли

экономики. Они  обеспечивают приток финансовых ресурсов без  потери  контроля

российской  стороны  над  объектом  инвестирования.  Это  преимущество  важно

использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для  страны,   и  в

первую очередь  связанных с добычей ресурсов.

 

б) “экономическая амнистия”.

 

      Рассмотрев в первую очередь инвестиции, приходящие  из-за  рубежа,  мы

можем сказать  и о  том,  какие  средства  уходят  нелегально  за  рубеж.  За

последние  годы  в  России  сложился  слой предприятий  и  предпринимателей,

накопивших  крупные капиталы. Из-за неустойчивости  экономического  положения

в стране большие  средства переводятся в конвертируемую валюту  и  оседают  в

западных банках. Можно было бы ожидать, что  с  окончанием  коммунистической

эры Россия станет обращаться  к  зарубежным  кредиторам  для  финансирования

крупных инвестиций по мере того, как страна  перестраивается  под  действием

рыночных сил. На этом основании было бы резонно предположить, что  в  России

возникнет дефицит  текущего  платежного  баланса  (когда  уровень  инвестиций

превышает уровень  сбережений). Однако этого не  происходит.  Отток  денежных

ресурсов (потенциальных  инвестиций) из России в несколько раз  превышает  их

приток. Активное  сальдо текущего платежного баланса  России  (когда  страна

является нетто  экспортером капитала,  т.е. граждане  ссужают  больше  денег,

чем  занимают)  составило  порядка  10   млрд.   долларов.   Это   усиливает

инвестиционный  "голод"   в   стране,   ведет   к   дальнейшему   ослаблению

национальной  валюты.  Мотивация  оттока  капиталов  -  ощущение  российскими

бизнесменами  политической  и   экономической   нестабильности   в   России.

Значительная  часть  накопленных  российскими   бизнесменами   средств   под

влиянием страха  перед  возможным  социальным  взрывом  в  силу  инфляции  и

непрерывного  падения курса рубля,  боязни  денежной  реформы  переправляется

ими в западные банки или используется  для  покупки  недвижимости  и  ценных

бумаг.

      Многие в российских деловых кругах  чувствуют,  что  экономика  России

слишком нестабильна  для осуществления  долгосрочных  инвестиций.  Поэтому  и

предприятия  используют  свои  сбережения  не  на   капиталовложения  внутри

страны, а на выдачу кредитов за  рубеж.  Компании-экспортеры,  как  правило,

хранят свою прибыль на  счетах  в  зарубежных  банках  вместо  того,   чтобы

ввозить ее обратно  в Россию и направлять на новые  инвестиции. Этот  процесс,

известный как  утечка капитала, очень часто носит  противозаконный  характер.

И  все  же,  несмотря  на  ее  противозаконность,  утечка  капитала  находит

логичное экономическое  оправдание:  гораздо  надежнее  помещать  капитал  в

лондонский  банк, чем в  российскую  экономику.  Именно  поэтому  предприятия

предпочитают   предоставлять   кредиты   иностранцам   (помещая   деньги   в

зарубежный  банк), а не своим соотечественникам.

      Основные источники оттока капиталов могут быть как легитимными, так  и

нелегитимными. К числу  легитимных  источников  относятся  санкционированные

инвестиции   в  экономику  других  стран   в   форме   создания   совместных

предприятий или  дочерних фирм. Общие масштабы  оттока  валюты  не  поддаются

точному   измерению,   поскольку   финансовая    статистика,    естественно,

учитывает   только   их  легальную  часть.   Отток   в   крупных   масштабах

иностранной валюты за пределы России побудил власть принять  организационно-

правовые меры по ужесточении контроля за возвращением  валютной  выручки  на

территорию  страны.  Для   того,   чтобы   российские   фирмы   не   боялись

инвестировать средства в экономику своей страны, необходимо создать  условия

для снижения инвестиционного  риска.  Степень риска может  быть  уменьшена  за

счет снижения инфляции, принятия  четкого  экономического  законодательства,

основанного на рыночных потенциалах.

      Технология проведения рыночных реформ предполагает  последовательность

шагов  - наряду со стимулированием притока  капитала  сразу  же  принимаются

меры, препятствующие его оттоку.

      На сегодняшний момент по  сведениям  Госкомстата  объемы  вложений  за

границей весьма  скромны  -  инвестиции  российского  капитала  за  границей

составили 20 млн. долларов  и  2.6  млрд.  рублей,  при  этом  объем  прямых

инвестиций  составил всего 3 млн. долларов и они  почти  целиком  направлялись

в  промышленность  -  цветную  металлургию,  химическую  и   нефтехимическую

отрасли. Однако по сведениям правоохранительных органов  в  1991-1996  годах

из  России  было  вывезено  около  150  млрд.   долларов   “грязных”,   т.е.

заработанных  незаконным  путем,  денег  и  по  статистике  около  10  млрд.

долларов чистых  денег  ежегодно  вывозиться  из  России  незаконным  путем.

Естественно, что  государство заинтересовано  в  том,  чтобы  хотя  бы  часть

“уплывших” потенциальных инвестиций вернуть.

      Сейчас  правительство   рассматривает   законопроект   о   легализации

размещенных за рубежом финансовых активов - о так  называемой  “экономической

амнистии”. В  этом проекте говорится о том, что все деньги могут вернуться  в

Россию и  при уплате определенного налога государству эти  деньги  перестанут

считаться  нелегальными.  Этот  законопроект  необходим  правительству   для

возвращения в  Россию “уплывших” денег.  Однако,  по  мнению  экспертов  этот

проект не имеет  будущего, так как деньги уходили  из России  из-за  недоверия

государству  и  не  вернутся  обратно,  пока  доверие   к   государству   не

восстановиться, а значит возвращение “уплывших” денег произойдет нескоро.

 

 

      5. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики

 

 

      Благодаря рыночным реформам, инвестиции из-за границы должны оказаться

более перспективными,  чем  в  80-е  годы.  В  долгосрочной  перспективе,  в

ближайшие 10  лет,  частный  сектор  Европы,  Соединенных  Штатов  и  Японии

наверняка станет для России основным  источником  инвестиционного  капитала.

Однако,  до того, как это произойдет, кредиторами  России наверняка будут  не

частные инвесторы, а зарубежные правительства и  официальные  организации.

      Сущность  международных  организаций,  участвующих  в   предоставлении

финансовой  помощи России, различна.

      Во-первых, следует упомянуть  Международный  валютный  фонд (МВФ). Это

 организация,  в   которую  Россия  вступила  летом  1992  года,  занимается

финансированием государственных программ борьбы с  высокой инфляцией и  общей

валютно-финансовой нестабильностью.

      В своей деятельности МВФ  руководствуется  принципом  обусловленности,

согласно которому страны-члены могут получить  кредиты  от  него   лишь  при

условии,  что  они обязуются проводить определенную  экономическую  политику.

Условия, выдвигаемые  МВФ, могут быть настолько жесткими, что  лишь  усугубят

трудности реформ.

      Вторым крупным международным кредитором является   Всемирный  банк.  В

отличие от МВФ, деятельность которого  сконцентрирована  на  кратковременных

макроэкономических   кризисах,   Всемирный   банк   занимается    проблемами

долгосрочного  экономического  развития.  Приоритетными  для  него  являются

структурные   преобразования,    такие,    как    либерализация    торговли,

приватизация, реформы системы образования  и   здравоохранения,   инвестиции

в  инфраструктуру, т.е.  реформы,  которые  являются  залогом  долгосрочного

экономического  роста.  Всемирный  банк  выдает  долговременные  займы,  как

правило, на  коммерческих  условиях,  хотя  бедным  странам  предоставляются

льготные,  сильно   заниженные   процентные   ставки   по   кредитам.   Банк

специализируется  на двух  видах  кредитов. Целевые  кредиты  предназначаются

для   финансирования   конкретных    инвестиционных    проектов,    например

строительства  дороги,   моста   или   электростанции. Программные   кредиты

призваны помочь правительству осуществить  структурные  реформы  в  ключевых

отраслях  экономики,  например  провести  либерализацию  торговли.   В  этом

случае кредит - не обеспечение  определенного   инвестиционного  проекта,  а

средство общего  финансирования  государственного бюджета в  соответствии  с

кардинальным  изменением экономической политики.

      Третья влиятельная и кредитная организация  -  это   Европейский  банк

реконструкции  и  развития (ЕБРР),  созданный  в  1991  г.  специально   для

оказания помощи странам Восточной  Европы  и  бывшего  Советского  Союза  на

этапе   рыночных   преобразований.   ЕБРР   являет   собой   пример   "банка

регионального   развития",   главная   задача   которого   -   содействовать

долгосрочному   экономическому   росту   определенного   региона   за   счет

финансирования   всевозможных    инвестиционных    проектов.    Особое    же

предназначение  ЕБРР заключается в   предоставлении   кредитов  прежде  всего

молодому частному сектору стран бывшего социалистического  лагеря.

      Четвертым источником официальной финансовой поддержки является помощь,

поступающая уже  не от международных организаций, а  от  отдельных   западных

правительств. Эта  помощь принимает, по меньшей мере, две формы.  Во-первых,

правительства Запада предоставляют правительствам  других  стран  (например,

России) прямые кредиты и безвозмездные ссуды, пытаясь помочь  им  справиться

с неотложными  проблемами  гуманитарного  и  экономического  характера.  Во-

вторых,  они  выделяют  кредиты  компаниям  этих  стран,  чтобы   те   могли

приобрести  у страны донора промышленное оборудование и другие товары.  Таким

образом,  подобные кредиты выгодны  обеим сторонам.

      Последние годы  Россия  получала  помощь  из  всех   вышеперечисленных

источников, однако объемы и виды этой помощи не  всегда  соответствовали  ее

реальным потребностям. Однако сейчас ситуация в стране начала  изменяться  -

вот о чём  говорят официальные данные Госкомстата о  привлечении  иностранных

инвестиций  в первом квартале 1997 года: за  этот  квартал  объем  инвестиций

привлеченный  коммерческими организациями составил 2.24 млрд.  дол.  -  общий

объем накоплений валютных инвестиций  составляет  15.8  млрд.  дол.  из  них

прямых инвестиций  -  7.5  млрд.  дол.  Оправдались  прогнозы  специалистов,

предсказывающих  рост  инвестиций  про  благоприятном  исходе  президентских

выборов. Подъем инвестиций в первом квартале 1997 года говорит лишь  о  том,

что инвесторам было необходимо время для принятия решения и его  реализации.

Огромный рост инвестиций говорит  в  первую  очередь  о  стабилизации  курса

рубля и спаде  инфляции,  которая  так  долго  сдерживала  поток  инвестиций.

Стабилизация  курса рубля является также  и  результатом  политики  занижения

курса рубля. Иными  словами случилось то, о чем  так долго говорили  политики,

предсказывая  стабилизацию экономики и улучшение  инвестиционного  климата  и

это наконец-то находит подтверждение в цифрах.  Инвестиции  составили:  0.63

млрд. дол. - прямые инвестиции, 0.05 млрд. - портфельные инвестиции  и  1.56

млрд. - на  прочие,  в  числе  которых  кредиты  международных  организаций,

евробонды, муниципальные  еврозаймы и пр. Отсюда можно сделать  вывод  о  том,

что центр тяжести в привлечении  инвестиций  переносится   на  международные

финансовые  рынки, где правительство действует  довольно успешно.

 

 

   6. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России

 

Информация о работе Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению