Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, курсовая работа
На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис,
что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на
социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в
обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис,
однако довольно безуспешно.
Введение 3
1. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики 5
2. Внутренние источники инвестиций в России 7
а) прибыль - как источник инвестиций 9
б) амортизационные отчисления 9
в) бюджетное финансирование 10
г) банковский кредит 11
4. Внешние источники инвестиций 11
а) иностранные инвестиции в России 11
б) “экономическая амнистия”. 14
5. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики 16
6. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России 18
7. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации
инвестиционного климата 20
Заключение 23
Список литературы 25
Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на инвестиционный климат
страны, можно приступить к оценке, а затем и к анализу инвестиционного
климата России.
В рыночной экономике совокупность политических, социально-
экономических, финансовых, социокультурных, организационно-правовых и
географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и
отталкивающих инвесторов, принято называть ее инвестиционным климатом.
Оценить теперешнее
состояние инвестиционного
особого труда, стоит только обратиться к статистике. Начиная с 1991 года
размер капиталовложений в экономику России падает с каждым годом. Такая
тенденция, наблюдаемая до сих пор, не обнадёживает. Она говорит о том, что
инвестиционный климат в нашей стране пока крайне неблагоприятен для
капиталовложений, и даже такие факторы как природные ресурсы России, мощный
(хотя технически устаревший и хронически недогруженный) производственный
аппарат, наличие дешёвой и достаточно квалифицированной рабочей силы,
высокий научно-технический потенциал не привлекают инвесторов, причины чего
мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно сказать о том, что
теперешнее состояние инвестиционного климата не даёт надежды на скорое
оздоровление экономики России, и необходимы активные действия государства
по улучшению инвестиционной политики в стране, коих, к сожалению, пока не
предвидится, дабы индекс инвестиционного климата в России повышался как
внутри страны, так и за её пределами.
Анализируя сложившийся инвестиционный климат в нашей стране, можно
заметить, что размер капиталовложений внутри страны зависит от степени
доверия населения государству, а за рубежом размер капиталовложений зависит
в основном от индекса инвестиционного климата.
Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного
климата или обратному ему показателю индекса риска служит обобщающим
показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для
иностранных инвесторов. Зависимость потока иностранных инвестиций от
индекса инвестиционного климата или его отдельных составляющих носит почти
линейный характер. Не так давно международная финансовая корпорация
заявила о своем намерении включить Россию вместе с группой других стран в
свой совокупный инвестиционный индекс, который служит своего рода
ориентиром для международных частных инвесторов, стремящихся определить
инвестиционный “вес” страны и формирующих свой инвестиционный портфель. По
расчетам специалистов, только сам факт присвоения этого индекса может
привести уже в 1999 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов.
В России до сих пор отсутствует своя система оценки инвестиционного
климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы ориентируются на
оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат
во многих странах мира, в том числе и в России. Однако оценки
инвестиционного климата в России, даваемые зарубежными экспертами на их
регулярных заседаниях, проводимые вне Российской Федерации и без участия
российских экспертов, представляются мало достоверными. В связи с этим
встает задача формирования на основе ведущихся в Институте экономики РАН
исследований Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в
России, крупных экономических районов и субъектов Федерации. Это обеспечит
приток и оптимальное использование иностранных инвестиций, послужит
ориентиром российским банкам в собственной кредитной политике.
7. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации
инвестиционного климата
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и
иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция,
несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной
инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих
проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию. Слабый
приток прямых иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется
разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и
объектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России
и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью
(забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом
преступности и бессилием властей, неблагоприятным для инвесторов
законодательством, инфляцией, спадом производства, непрерывным падением
курса рубля и его не конвертируемостью и др.
Российское правительство в последние годы проявляло в отношении
зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная
политика предписывает оказывать поддержку прямым зарубежным инвестициям,
но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь
вложить капитал в российскую экономику. Российское законодательство не
имеет устоявшейся базы, коммерческая деятельность наталкивается на
множество бюрократических преград, а кроме того, складывается впечатление,
что многие российские политики просто боятся прямых зарубежных инвестиций.
Некоторые в России убеждены, что иностранные инвестиции - это не более чем
"надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют российскую
экономику.
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в
российскую экономику является жизненно важным средством устранения
инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной
деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих
рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к
Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций (МИГА), осуществляющему
их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное
условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так
и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил,
сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли
понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности.
В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой
режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях
составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. В ближайшей перспективе
законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет
усовершенствована
принятием новой редакцией
концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет
также законодательное определение прав собственности на землю. Для
облегчения доступа иностранных инвесторов к информации о положении на
российском рынке инвестиций был образован Государственный информационный
центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской
стороны по объектам инвестирования.
Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата
требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в
стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и
специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения
инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
- достижение национального согласия между различными властными структурами,
социальными группами, политическими партиями и прочими общественными
организациями;
- радикализация борьбы с преступностью;
- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за
исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и
стимулирования производства;
- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные
нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
- внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную
строительную продукцию;
- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным
инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью
компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с
другими направлениями их деятельности;
- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным
перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
В числе мер по активизации инвестиционного климата необходимо
отметить:
- принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
- создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и
конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и
страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и
коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров,
занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском
заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении
сделок "под ключ";
- создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга
инвестиционного климата в России;
- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его
полной конвертируемости.
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций
в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели
создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества,
характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого
лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное
функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию
рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-
технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение
России в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала -
необходимое условие построения в стране современного гражданского
общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство
гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров,
которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают
государственные долги. Приток инвестиций как иностранных, так и
национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода
из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада
производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь
в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных
инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована
в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении
потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в
развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала,
проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной
управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в
новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка
России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы,
достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической
беспечности.
Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная
задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных
стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение
общественных целей.
Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в
отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с
иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские,
занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера
практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала,
но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств
предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное
Информация о работе Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению