Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание

На данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис,
что сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на
социальной сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в
обществе. Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис,
однако довольно безуспешно.

Содержание

Введение 3
1. Роль инвестиционной политики в оздоровлении российской экономики 5
2. Внутренние источники инвестиций в России 7
а) прибыль - как источник инвестиций 9
б) амортизационные отчисления 9
в) бюджетное финансирование 10
г) банковский кредит 11
4. Внешние источники инвестиций 11
а) иностранные инвестиции в России 11
б) “экономическая амнистия”. 14
5. Роль международной помощи в оздоровлении российской экономики 16
6. Оценка и анализ текущего состояния инвестиционного климата в России 18
7. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации
инвестиционного климата 20
Заключение 23
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

 

      Итак, рассмотрев основные факторы, влияющие на  инвестиционный  климат

страны, можно  приступить к оценке,  а  затем  и  к  анализу  инвестиционного

климата России.

      В   рыночной   экономике   совокупность    политических,    социально-

экономических,  финансовых,   социокультурных,   организационно-правовых   и

географических  факторов,  присущих  той  или  иной  стране,  привлекающих  и

отталкивающих  инвесторов,  принято  называть  ее  инвестиционным  климатом.

Оценить теперешнее состояние инвестиционного климата  в России не  составляет

особого труда, стоит только обратиться к статистике.  Начиная  с  1991  года

размер капиталовложений в экономику России  падает  с  каждым  годом.  Такая

тенденция, наблюдаемая  до сих пор, не обнадёживает. Она  говорит о  том,  что

инвестиционный  климат  в  нашей  стране  пока  крайне  неблагоприятен   для

капиталовложений, и даже такие факторы как природные  ресурсы России,  мощный

(хотя технически устаревший  и  хронически  недогруженный)  производственный

аппарат,  наличие  дешёвой  и  достаточно  квалифицированной  рабочей  силы,

высокий научно-технический  потенциал не привлекают инвесторов, причины  чего

мы уже пояснили в проделанной работе. Сейчас же важно  сказать  о  том,  что

теперешнее  состояние инвестиционного  климата  не  даёт  надежды  на  скорое

оздоровление  экономики России, и необходимы  активные  действия  государства

по улучшению  инвестиционной политики в стране, коих, к  сожалению,  пока  не

предвидится, дабы индекс инвестиционного  климата  в  России  повышался  как

внутри страны, так и за её пределами.

      Анализируя сложившийся инвестиционный климат  в  нашей  стране,  можно

заметить, что  размер  капиталовложений  внутри  страны  зависит  от  степени

доверия населения  государству, а за рубежом размер капиталовложений  зависит

в основном от индекса  инвестиционного климата.

      Ранжирование стран мирового  сообщества  по  индексу   инвестиционного

климата  или  обратному  ему показателю  индекса риска служит  обобщающим

показателем инвестиционной   привлекательности  страны  и  "барометром"  для

иностранных  инвесторов.  Зависимость  потока  иностранных   инвестиций   от

индекса инвестиционного  климата или его отдельных составляющих  носит  почти

линейный  характер.  Не  так  давно  международная   финансовая   корпорация

заявила о своем  намерении включить Россию вместе с  группой  других  стран  в

свой  совокупный  инвестиционный  индекс,   который   служит   своего   рода

ориентиром  для  международных  частных  инвесторов,  стремящихся  определить

инвестиционный  “вес” страны и формирующих свой инвестиционный  портфель.  По

расчетам специалистов,  только  сам  факт  присвоения  этого  индекса  может

привести уже  в 1999 году к росту инвестиций на 7 млрд. долларов.

       В России до сих пор отсутствует своя система  оценки  инвестиционного

климата и ее отдельных регионов.  Иностранные  инвесторы  ориентируются   на

оценки  многочисленных фирм, регулярно отслеживающих  инвестиционный  климат

во  многих  странах  мира,  в  том  числе  и   в   России.   Однако   оценки

инвестиционного климата в России,  даваемые  зарубежными  экспертами  на  их

регулярных  заседаниях, проводимые вне Российской  Федерации  и  без  участия

российских экспертов,  представляются мало  достоверными.  В  связи  с  этим

встает задача формирования на основе ведущихся  в  Институте  экономики  РАН

исследований  Национальной  системы  мониторинга  инвестиционного  климата  в

России, крупных  экономических районов и субъектов Федерации.  Это  обеспечит

приток  и  оптимальное  использование   иностранных   инвестиций,   послужит

ориентиром  российским банкам в собственной  кредитной политике.

 

 

 

    7. Препятствия на пути притока инвестиций. Пути и меры по активизации

                           инвестиционного климата

 

 

      Притоку  в   инвестиционную    сферу    частного    национального    и

иностранного  капитала препятствуют  политическая  нестабильность,  инфляция,

несовершенство  законодательства, неразвитость производственной и  социальной

инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение.  Взаимосвязь  этих

проблем усиливает  их негативное влияние на инвестиционную  ситуацию.  Слабый

приток прямых иностранных инвестиций в  российскую   экономику   объясняется

разногласиями между исполнительной и  законодательной  властями,  Центром  и

объектами Федерации,  наличием межнациональных  конфликтов в  самой   России

  и  войн  непосредственно  на  ее   границах,   социальной   напряженностью

(забастовки, недовольство широких слоев  общества  ходом  реформ),  разгулом

преступности   и   бессилием   властей,   неблагоприятным   для   инвесторов

законодательством,  инфляцией,  спадом  производства,  непрерывным  падением

курса рубля  и его не конвертируемостью и др.

      Российское  правительство  в  последние  годы  проявляло  в  отношении

зарубежных  компаний  скорее  двойственность,  чем    радушие.   Официальная

политика предписывает оказывать  поддержку  прямым  зарубежным  инвестициям,

но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные  трудности,   пытаясь

вложить капитал  в  российскую  экономику.  Российское  законодательство  не

имеет  устоявшейся  базы,   коммерческая   деятельность   наталкивается   на

множество бюрократических  преград, а кроме того,  складывается  впечатление,

что многие российские политики просто боятся прямых  зарубежных  инвестиций.

Некоторые в  России убеждены, что иностранные  инвестиции -  это не более  чем

"надувательство", и зарубежные компании откровенно эксплуатируют  российскую

экономику.

      Привлечение  инвестиций  (как  иностранных,  так  и  национальных)   в

российскую  экономику  является  жизненно   важным    средством   устранения

инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации  инвестиционной

деятельности  должно  сыграть   страхование  инвестиций  от   некоммерческих

рисков.   Важным  шагом  в  этой  области  стало  присоединение   России   к

Многостороннему  агентству по гарантиям инвестиций (МИГА),   осуществляющему

их страхование  от  политических  и других  некоммерческих  рисков.  Важное

условие, необходимое  для  частных  капиталовложений (как  отечественных,  так

и  иностранных),   -  постоянный  и  общеизвестный  набор  догм  и   правил,

сформулированных  таким  образом,  чтобы   потенциальные   инвесторы   могли

понимать и  предвидеть, что эти правила будут  применяться к их  деятельности.

 В России же,  находящейся в стадии непрерывного  реформирования,   правовой

режим  непостоянен.   Потребность  страны    в    иностранных    инвестициях

составляет  10  -  12  млрд.  долл.   в   год.   В   ближайшей   перспективе

законодательная   база   функционирования   иностранных   инвестиций   будет

усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона  о

концессиях  и Закона о свободных экономических зонах.  Большую  роль  сыграет

также  законодательное  определение   прав   собственности  на  землю.   Для

облегчения  доступа  иностранных  инвесторов  к  информации  о  положении  на

российском  рынке инвестиций был  образован  Государственный   информационный

центр  содействия  инвестициям,  формирующий  банк  предложений   российской

стороны по объектам инвестирования.

      Для  стабилизации  экономики  и  активизации  инвестиционного  климата

требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных  на  формирование  в

стране как  общих условий развития цивилизованных рыночных отношений,  так  и

специфических, относящихся  непосредственно  к  решению  задачи  привлечения

инвестиций.

      Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:

- достижение национального согласия между различными властными  структурами,

социальными  группами,  политическими  партиями  и   прочими   общественными

организациями;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции  всеми  известными  в   мировой   практике  мерами  за

исключением невыплаты  трудящимся зарплаты;

-  пересмотр  налогового  законодательства  в  сторону   его   упрощения   и

стимулирования  производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения   на  инвестиционные

нужды путем  повышения процентных ставок по депозитам  и вкладам;

- внедрение  в   строительство   системы   оплаты   объектов   за   конечную

строительную  продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

-  предоставление  налоговых  льгот  банкам,  отечественным  и   иностранным

инвесторам,  идущим на  долгосрочные  инвестиции   с  тем,  чтобы  полностью

компенсировать  им убытки от замедленного оборота  капитала  по  сравнению  с

другими направлениями  их  деятельности;

-  формирование  общего  рынка   республик   бывшего   СССР   со   свободным

перемещением  товаров, капитала и рабочей силы.

      В  числе  мер  по  активизации  инвестиционного   климата   необходимо

отметить:

- принятие  законов  о концессиях и свободных экономических зонах;

- создание  системы  приема  иностранного  капитала,  включающей  широкую  и

конкурентную  сеть  государственных  институтов,   коммерческих   банков   и

страховых  компаний,  страхующих  иностранный  капитал  от  политических   и

коммерческих   рисков,   а   также   информационно-посреднических   центров,

занимающихся  подбором и заказом актуальных  для  России  проектов,   поиском

заинтересованных  в  их реализации  инвесторов   и   оперативном   оформлении

сделок  "под  ключ";

-   создание   в   кратчайшие   сроки   Национальной   системы   мониторинга

инвестиционного климата в России;

- разработка и принятие программы укрепления курса рубля и  перехода  к  его

полной конвертируемости.

 

 

 

                                  Заключение

 

 

      Привлечение в широких масштабах национальных и  иностранных инвестиций

в  российскую  экономику  преследует  долговременные   стратегические   цели

создания в  России  цивилизованного,  социально ориентированного  общества,

характеризующегося  высоким качеством  жизни  населения,  в  основе  которого

лежит смешанная  экономика, предполагающая не только  совместное  эффективное

функционирование  различных  форм  собственности,  но  и  интернационализацию

рынка товаров, рабочей силы и капитала.

      Иностранный  капитал  может  привнести  в  Россию  достижения  научно-

технического  прогресса и передовой  управленческий опыт.  Поэтому  включение

России  в  мировое  хозяйство  и  привлечение   иностранного    капитала   -

необходимое   условие   построения   в  стране   современного   гражданского

общества. Привлечение  иностранного  капитала  в  материальное  производство

гораздо выгоднее, чем получение кредитов для  покупки  необходимых  товаров,

которые  по-прежнему  растрачиваются  бессистемно    и    только    умножают

государственные  долги.   Приток   инвестиций   как   иностранных,   так   и

национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей  -  выхода

из  современного  общественно-экономического  кризиса,   преодоление   спада

производства  и ухудшения качества жизни россиян. При этом  необходимо  иметь

в виду, что интересы российского общества, с одной  стороны,  и  иностранных

инвесторов - с  другой, непосредственно не совпадают.  Россия  заинтересована

в восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала,  насыщении

потребительского  рынка  высококачественными  и   недорогими   товарами,   в

развитии  и   структурной   перестройке   своего   экспортного   потенциала,

проведении  антиимпортной политики, в привнесении  в  наше  общество  западной

управленческой  культуры. Иностранные инвесторы  естественно заинтересованы  в

новом плацдарме  для получения прибыли за счет  обширного  внутреннего  рынка

России, ее природных богатств, квалифицированной  и  дешевой  рабочей  силы,

достижений  отечественной  науки  и  техники  и  ...  даже  ее  экологической

беспечности.

      Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная

задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая  его  собственных

стимулов, направлять его мерами экономического регулирования  на  достижение

общественных  целей.

      Привлекая  иностранный  капитал,  нельзя  допускать  дискриминации   в

отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям  с

иностранными  инвестициями налоговые льготы,  которых  не  имеют  российские,

занятые  в  той  же  сфере  деятельности.  Как  показал  опыт,  такая   мера

практически не влияет на инвестиционную активность  иностранного   капитала,

но  приводит к  возникновению  на месте  бывших   отечественных  производств

предприятий с  формальным иностранным  участием,   претендующих  на  льготное

Информация о работе Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению