Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов исследования социально – психологического климата коллектива
Для достижения данной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
-Раскрытие сущности социально – психологического климата и определение факторов его формирования;
-Изучение методов исследования и регулирования социально – психологического климата в коллективе
Введение………………………………………………………………………стр.4
1.Сущность социально – психологического климата коллектива………..стр. 6
2.Факторы формирования социально – психологического климат………стр.13
3.Методы исследования социально – психологического климата………..стр.17
4.Этапы исследования социально – психологического климата………….стр.24
Заключение …………………………………………………………………...стр.26
Глоссарий……………………………………………………………………...стр.28
Список использованных источников……………………………………….стр.30
Приложение 1…………………………………………………………………стр.31
Приложение 2……………………………………………………
Таким образом, изучение социально- психологического климата коллектива сопряжено с необходимостью совершенствования, повышения эффективности организаций, и при этом требует систематического изучения науки психологии, и социально – психологических взаимоотношений на практике, с целью наиболее эффективного использования рабочей силы.
В данной курсовой работе мы рассмотрели сущность понятия социально – психологического климата коллектива, совокупность его составляющих и факторов, влияющих на состояние социально- психологический климат коллектива; рассмотрели методы и этапы исследования социально- психологического климата коллектива.
Изучение социально – психологических методов исследования на предприятии имеет важное практическое значение. В частности, целесообразно исследовать влияние всей совокупности факторов жизнедеятельности коллектива с целью выявления степени их влияния на социально – психологическую обстановку в организации. Представляет практический интерес изучение социально – демографической структуры коллектива в конкретной организации; анализ методов управления персоналом, в том числе и социально – психологических; анализ показателей их эффективности (показателей сплоченности членов коллектива) и их влияние на экономические показатели деятельности предприятия.
С уверенностью можно утверждать, что социально-психологический климат на предприятии во многом определяет производственные успехи организации и ее положение на рынке. Поэтому диагностика и формирование позитивного социально-психологического климата во всех подразделениях организации — насущная задача каждого кадровика.
Еще многие руководители в наше время не осознали всю важность состояния социально-психологического климата в коллективе. Но все чаще во главе компании и организации появляются руководители нового типа, которые не экономят средства на воспитание полноценных исполнителей и творческих работников. Такая компания отличается слаженностью работы, единством внутри коллектива, поражающими результатами своей работы.
Благоприятный социально-психологический климат является условием повышения производительности труда, удовлетворенности работников, трудом и коллективом. Социально-психологический климат возникает спонтанно. Но хороший климат не является простым следствием провозглашенных девизов и усилий отдельных руководителей. Он является итогом систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между руководителями и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача руководителей любого ранга. Создание благоприятного климата является делом не только ответственной, но и творческой, требующей знаний его природы и средств регуляции, умения предусматривать достоверную ситуацию во взаимоотношениях членов коллектива.
Глоссарий
№ п/п | Наименование понятия | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | Анкета | определенная система вопросов, связанных с задачами исследования |
2 | Анкетный опрос | вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет или опросных листов. Основными компонентами анкетного опроса являются: социолог, анкета и респондент |
3 | Исследование социально-психологического климата | объективный вывод о взаимоотношениях в коллективе, его развитии и влиянии этого всего на работу коллектива, т.е. показатели. |
4 | Коллектив | формальная (формализированная) общность людей, объединенных совместной деятельностью для достижения определенных целей (производство продукции, ремонт зданий, научные изыскания) |
5 | Межличностные отношения | система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга. |
6 | Наблюдение | целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта |
7 | Нормы поведения | требования к поведению члена группы, которые могут быть формализованными или неформализованными. |
8 | Опрос | метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (интервью) или опосредованном (анкета) взаимодействии исследователя и опрашиваемого |
9 | Социально – психологический климат коллектива | внутреннее состояние коллектива, отражающее его комплексную способность достигать стоящие перед ним цели |
10 | Социология | наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, социальных группах и общностях, отношениях личности и общества, закономерностях массового поведения людей. |
11 | Социометрический критерий | вопрос, основным содержанием которого является выражение отношения к члену группы в какой-либо из ситуации |
12 | Социометрия | отрасль социальной психологии, изучающая межличностные отношения, уделяя преимущественно внимание их количественному измерению; в современной социальной психологии определенный набор методов исследования межличностных отношений, используемых при изучении малых групп в целях улучшения руководства |
Список использованных источников
1. Аксёненко Ю. Н., Каспарян В. Н., Самыгин С. И., Суханов И. О. Социология и психология управления. Ростов на Дону: 2001. – 512с.
2. Андреева М.П. Профессиональные задачи социальной психологи в новой ситуации // Психологический журнал. – Том 26. – 2005. – № 5. – С. 9-13.
3. Гоулман Д. и др. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М., 2005. С. 98.
4. Евсеева Т.Г. Психология управления: Учебно-практическое пособие для дистанционного обучения. – М., МГТА, – 2000, – 46с.
5. Кафидов В.В. Теория организации : учебное пособие для вузов / В.В. Кафидов, Т.В. Скипетрова ; Рос. гос. аграрный заоч. ун-т, Ин-т государствоведения, менеджмента и информатики. - М.: Фонд "Мир": Акад. проект, 2005 . - 144 с.
6. Ковалевский С. Руководитель и подчиненный. -М.: Экономика, 1989. –226 с.
7. Методики социально – психологической диагностики личности и группы // АН СССО. Институт психологии. – М.: Наука, 1990. – 216 с.
8. Парыгин Б.Д, Основы социально–психологической теории.–М.: Наука, 1971.–186 с.
9. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. М., 1981г.
10. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред А.А. Крылова, С.А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.- 560с.
11. Самоукина Н. В. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах. — М.: Вершина, 2007.
12. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997.
13. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Психология управления: Учеб. пособие. – Ростов –на – Дону: Феникс, 1997.
14. Финк С. Управление поведением: раскрывая лучшее в людях // Курс МВА по менеджменту. М., 2004. С. 129.
Портал http://www.hr-portal.ru/
Приложение 1
Опросник
Инструкция: Уважаемый товарищ! Просим вас выразить ваше мнение по ряду вопросов, связанных с вашей работой и коллективом, в котором вы трудитесь.
Прежде чем ответить на каждый вопрос, внимательно прочитайте все имеющиеся варианты ответов на него и поставьте крестик против того ответа, который соответствует вашему мнению. Заполняйте анкету самостоятельно.
1. Нравиться ли Вам Ваша работа?
очень нравится | пожалуй, нравится | pабота мне безразлична | пожалуй, не нравится | очень не нравится |
|
|
|
|
|
2. Хотели бы Вы перейти на другую работу?
да | нет | не знаю |
|
|
|
3. Оцените, пожалуйста, по 5-бальной шкале степень развития перечисленных ниже качеств у Вашего непосредственного руководителя: 5 – качество развито очень сильно, 1 – качество совсем не развито.
качество | оценка |
Трудолюбие |
|
4. Кто из членов вашего коллектива пользуется наибольшим уважением у товарищей? Назовите одну или две фамилии: . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5. Предположим, что по каким-либо причинам вы временно не работаете, вернулись бы Вы на свое нынешнее место работы?
да | нет | не знаю |
|
|
|