Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов исследования социально – психологического климата коллектива
Для достижения данной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
-Раскрытие сущности социально – психологического климата и определение факторов его формирования;
-Изучение методов исследования и регулирования социально – психологического климата в коллективе
Введение………………………………………………………………………стр.4
1.Сущность социально – психологического климата коллектива………..стр. 6
2.Факторы формирования социально – психологического климат………стр.13
3.Методы исследования социально – психологического климата………..стр.17
4.Этапы исследования социально – психологического климата………….стр.24
Заключение …………………………………………………………………...стр.26
Глоссарий……………………………………………………………………...стр.28
Список использованных источников……………………………………….стр.30
Приложение 1…………………………………………………………………стр.31
Приложение 2……………………………………………………
Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы обобщаются следующим образом:
-положительная оценка получается при сочетаниях: +++, ++0, ++-;
-отрицательная оценка – при сочетаниях: - - -, - - +, - - 0;
– оценка неопределенная (противоречивая) при сочетаниях: 000, 00-,00+.
Далее для каждого компонента подсчитывается средняя по группе оценка.
Нaпpимеp для эмоционального компонента:
Э = | (сумма положительных оценок) - (сумма отрицательных) |
n | |
|
|
где количество положительных ответов содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, n – количество участников oпpoca.
Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до + 1. Этот континуум подразделяется на три части:
-от -1 до -0,33 – отрицательные оценки;
-от -0,33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки;
- от +0,33 до + 1 – пoлoжительныe оценки.
Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).
При обработке данных; полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: + 1, 0 или -1. Например, для 14-го вопроса: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как + 1, ответ «трудно сказать» – 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» – -1.
Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, pавнoмеpнocть обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с нeпоcpeдcтвeнным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.
Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т.е. соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя. [6]
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Методика выявления степени интеграции
«СПСК»—социально-
(методика О. Немова)
Инструкция.
Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.
Варианты ответов:
«все» — 6 баллов;
«почти все» — 5 баллов;
«большинство» — 4 балла;
«половина» — 3 балла;
«меньшинство» — 2 балла;
«почти никто» — 1 балл;
«никто» — 0 баллов.
Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.
Опросный лист
№ | Суждения | Оценка |
1 | Свои слова подтверждают делом |
|
2 | Осуждают проявления индивидуализма |
|
3 | Имеют сходные убеждения |
|
4 | Радуются успехам друг друга |
|
5 | Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений |
|
6 | Умело взаимодействуют друг с другом |
|
7 | Знают задачи, стоящие перед коллективом |
|
8 | Требовательны друг к другу |
|
9 | Все вопросы решают сообща |
|
10 | Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом |
|
11 | Доверяют друг другу |
|
12 | Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений |
|
13 | Бесконфликтно распределяют обязанности между собой |
|
14 | Знают итоги работы коллектива |
|
15 | Никогда и ни в чем не ошибаются |
|
16 | Объективно оценивают свои успехи и неудачи |
|
17 | Личные интересы подчиняют интересам коллектива |
|
18 | Одному и тому же посвящают свой досуг |
|
19 | Защищают друг друга |
|
20 | Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений |
|
21 | Взаимно дополняют друг друга в работе |
|
22 | Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива |
|
23 | Работают над решением задач и проблем с полной отдачей |
|
24 | Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива |
|
25 | Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей |
|
26 | Помогают друг другу |
|
27 | К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования |
|
28 | Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе |
|
29 | Знают правила поведения в коллективе |
|
30 | Никогда и ни в чем не сомневаются |
|
31 | Не бросают начатое дело на полпути |
|
32 | Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения |
|
33 | Одинаково оценивают интересы коллектива |
|
34 | Искренне огорчаются при неудачах коллег |
|
35 | Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений |
|
36 | Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач |
|
37 | Хорошо знают свои обязанности |
|
38 | Сознательно подчиняются дисциплине |
|
39 | Верят в свой коллектив |
|
40 | Одинаково оценивают неудачи коллектива |
|
41 | Тактично ведут себя в отношении друг друга |
|
42 | Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений |
|
43 | Быстро находят между собой общий язык |
|
44 | Хорошо знают приемы и методы совместной работы |
|
45 | Всегда и во всем правы |
|
46 | Общественные интересы ставят выше личных |
|
47 | Поддерживают полезные для коллектива начинания |
|
48 | Имеют одинаковые представления о нормах нравственности |
|
49 | Доброжелательно относятся друг к другу |
|
50 | Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений |
|
51 | Берут на себя руководство коллективом, если потребуется |
|
52 | Хорошо знают работу товарищей по коллективу |
|
53 | По-хозяйски относятся к имуществу фирмы |
|
54 | Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции |
|
55 | Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности |
|
56 | Уважают друг друга |
|
57 | Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов |
|
58 | Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости |
|
59 | Знают черты характера друг друга |
|
60 | Все умеют делать |
|
61 | Ответственно выполняют любую работу |
|
62 | Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив |
|
63 | Одинаково оценивают правильность распределения поощрений |
|
64 | Поддерживают друг друга в трудные минуты |
|
65 | Радуются успехам новичков и представителей других подразделений |
|
66 | Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях |
|
67 | Хорошо знают привычки и склонности друг друга |
|
68 | Активно участвуют в общественной работе |
|
69 | Постоянно заботятся об успехах коллектива |
|
70 | Одинаково оценивают справедливость наказаний |
|
71 | Взаимно относятся друг к другу |
|
72 | Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений |
|
73 | Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех |
|
74 | Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга |
|
Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.
Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.
№ | Показатель | Вопросы |
1 | Стремление к сохранению целостности группы | 2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69 |
2 | Сплоченность (единство отношений) | 3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70 |
3 | Контактность (личные взаимоотношения) | 4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71 |
4 | Открытость | 4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72 |
5 | Организованность | 4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73 |
6 | Информированность | 4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74 |
7 | Ответственность | 4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Экспресс-методика оценки
социально-психологического климата в трудовом коллективе
(А.С.Михайлюк, Л.Ю.Шарыто)
Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.
Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей характера членов коллектива».
Инструкция.
Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является оптимизация психологического климата в коллективе.
Внимательно прочитайте варианты ответа. Выберите один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению. Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую оценку.
Опросный лист
№ | Вопросы |
1 | Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны: А) большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди; Б) в нашем коллективе есть всякие люди; В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные. |
2 | Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга? 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да, конечно. |
3 | Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику: А) деловых качеств большинства членов коллектива __________; Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________. 1 — нет; 2 — пожалуй, нет; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — пожалуй, да; 5 — да. |
4 | Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» — коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
5 | Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись: А) это меня бы вполне устроило; Б) не знаю, не задумывался над этим; В) это меня бы совершенно не устроило. |
6 | Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива? А) нет, не мог бы; Б) не знаю, не задумывался об этом; В) да, мог бы. |
7 | Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив? 1 2 3 4 5 6 7 8 9 |
8 | Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива? 1 — нет; 2 — скорее нет, чем да; 3 — не знаю, не задумывался об этом; 4 — скорее да, чем нет; 5 — да, конечно. |
Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:
-Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 — на ответы-утверждения; 7, 8, 9 — на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;
-Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 — на ответы-утверждения; 1, 2, 3 — на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;
-Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:
на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 — на ответы-утверждения; 4, 5, 6 — на ответы по шкале «1–9»);
ответы на два вопроса — неопределенные, а третий может иметь другой знак;
один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.
На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й — к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й — к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).
По группе ответов строится таблица для всех сотрудников подразделения:
Сотрудники | Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
1. |
|
|
|