Иследование психологического климата

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в изучении теоретических аспектов исследования социально – психологического климата коллектива
Для достижения данной цели необходимо последовательное решение следующих задач:
-Раскрытие сущности социально – психологического климата и определение факторов его формирования;
-Изучение методов исследования и регулирования социально – психологического климата в коллективе

Содержание

Введение………………………………………………………………………стр.4
1.Сущность социально – психологического климата коллектива………..стр. 6
2.Факторы формирования социально – психологического климат………стр.13
3.Методы исследования социально – психологического климата………..стр.17
4.Этапы исследования социально – психологического климата………….стр.24
Заключение …………………………………………………………………...стр.26
Глоссарий……………………………………………………………………...стр.28
Список использованных источников……………………………………….стр.30
Приложение 1…………………………………………………………………стр.31
Приложение 2……………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Исследование психологического климата в организации.doc

— 371.00 Кб (Скачать документ)

 

Для целостной характеристики отдельного компонента сочетания ответов каждого участника на вопросы обобщаются следующим образом:

-положительная оценка получается при сочетаниях: +++, ++0, ++-;

-отрицательная оценка – при сочетаниях: - - -, - - +, - - 0;

– оценка неопределенная (противоречивая) при сочетаниях: 000, 00-,00+.

Далее для каждого компонента подсчитывается средняя по группе оценка.

Нaпpимеp для эмоционального компонента:

Э =

(сумма положительных оценок) - (сумма отрицательных)

n

 

 


где количество положительных ответов содержащихся в столбце «эмоциональный компонент»; количество отрицательных ответов, содержащихся в этом столбце, n – количество участников oпpoca.

Полученные средние оценки могут располагаться в интервале от -1 до + 1. Этот континуум подразделяется на три части:

-от -1 до -0,33 – отрицательные оценки;

-от -0,33 до +0,33 – противоречивые или неопределенные оценки;

- от +0,33 до + 1 – пoлoжительныe оценки.

Соотношение оценок трех компонентов – эмоционального, когнитивного и поведенческого – позволяет охарактеризовать психологический климат как положительный, отрицательный и неопределенный (противоречивый).

При обработке данных; полученных по вопросам 1, 14, 15 и 16, подсчитывается индекс групповой оценки. При этом ответ на каждый из этих вопросов оценивается одним из трех вариантов: + 1, 0 или -1. Например, для 14-го вопроса: ответы «полностью удовлетворен» и «пожалуй, удовлетворен» оцениваются как + 1, ответ «трудно сказать» – 0, а ответы «пожалуй, не удовлетворен» и «полностью не удовлетворен» – -1.

Индекс групповой оценки подсчитывается как отношение суммы оценок, полученной для данной группы к максимально возможной для данной группы сумме оценок. В результате получаем индексы групповой оценки следующих сторон (элементов) трудовой ситуации: работа в целом, состояние оборудования, pавнoмеpнocть обеспечения работой, размер зарплаты, санитарно-гигиенические условия, отношения с нeпоcpeдcтвeнным руководителем, возможность повышения квалификации, разнообразие работы, уровень организации работы, степень влияния руководителя на дела в коллективе. Анализ этих оценок позволяет дать качественно-количественное описание психологического климата группы и выявить наиболее «узкие» места, требующие коррекции.

Анализ ответов на вопросы 1, 2 и 5 позволяет выявить группы с положительной, неопределенной и отрицательной производственной установкой, или, другими словами, с положительным, неопределенным (противоречивым) и отрицательным отношением к работе. Ответы на вопрос 4 позволяют проанализировать соотношение официальной и неофициальной структуры группы, т.е. соотношение руководства и лидерства. А ответы на вопрос 3 позволяют дать краткую характеристику деловых и личных качеств руководителя. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика выявления степени интеграции

«СПСК»—социально-психологическая самооценка коллектива

(методика О. Немова)

 

Инструкция.

Ознакомившись со списком суждений, оцените, какое количество ваших коллег проявляет отношения и формы поведения, зафиксированные в содержании этих суждений.

Варианты ответов:

«все» — 6 баллов;

«почти все» — 5 баллов;

«большинство» — 4 балла;

«половина» — 3 балла;

«меньшинство» — 2 балла;

«почти никто» — 1 балл;

«никто» — 0 баллов.

Выбранные оценки записывайте в опросном листе напротив порядкового номера соответствующих суждений.

 

Опросный лист

Суждения

Оценка

1

Свои слова подтверждают делом

 

2

Осуждают проявления индивидуализма

 

3

Имеют сходные убеждения

 

4

Радуются успехам друг друга

 

5

Оказывают помощь новичкам и членам других подразделений

 

6

Умело взаимодействуют друг с другом

 

7

Знают задачи, стоящие перед коллективом

 

8

Требовательны друг к другу

 

9

Все вопросы решают сообща

 

10

Едины в оценках проблем, стоящих перед коллективом

 

11

Доверяют друг другу

 

12

Делятся опытом работы с новичками и членами других подразделений

 

13

Бесконфликтно распределяют обязанности между собой

 

14

Знают итоги работы коллектива

 

15

Никогда и ни в чем не ошибаются

 

16

Объективно оценивают свои успехи и неудачи

 

17

Личные интересы подчиняют интересам коллектива

 

18

Одному и тому же посвящают свой досуг

 

19

Защищают друг друга

 

20

Учитывают интересы новичков и представителей других подразделений

 

21

Взаимно дополняют друг друга в работе

 

22

Знают положительные и отрицательные стороны работы коллектива

 

23

Работают над решением задач и проблем с полной отдачей

 

24

Не остаются равнодушными, если задеты интересы коллектива

 

25

Одинаково оценивают правильность распределения обязанностей

 

26

Помогают друг другу

 

27

К новичкам, старым членам коллектива и представителям других подразделений предъявляют одинаково справедливые требования

 

28

Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе

 

29

Знают правила поведения в коллективе

 

30

Никогда и ни в чем не сомневаются

 

31

Не бросают начатое дело на полпути

 

32

Отстаивают принятые в коллективе нормы поведения

 

33

Одинаково оценивают интересы коллектива

 

34

Искренне огорчаются при неудачах коллег

 

35

Одинаково объективно оценивают работу старых, новых членов коллектива и представителей других подразделений

 

36

Быстро разрешают конфликты и противоречия, возникающие в процессе взаимодействия друг с другом при решении коллективных задач

 

37

Хорошо знают свои обязанности

 

38

Сознательно подчиняются дисциплине

 

39

Верят в свой коллектив

 

40

Одинаково оценивают неудачи коллектива

 

41

Тактично ведут себя в отношении друг друга

 

42

Не подчеркивают своих преимуществ перед новичками и представителями других подразделений

 

43

Быстро находят между собой общий язык

 

44

Хорошо знают приемы и методы совместной работы

 

45

Всегда и во всем правы

 

46

Общественные интересы ставят выше личных

 

47

Поддерживают полезные для коллектива начинания

 

48

Имеют одинаковые представления о нормах нравственности

 

49

Доброжелательно относятся друг к другу

 

50

Тактично ведут себя по отношению к новичкам и членам других подразделений

 

51

Берут на себя руководство коллективом, если потребуется

 

52

Хорошо знают работу товарищей по коллективу

 

53

По-хозяйски относятся к имуществу фирмы

 

54

Поддерживают сложившиеся в коллективе традиции

 

55

Дают одинаковые оценки социально значимым качествам личности

 

56

Уважают друг друга

 

57

Тесно сотрудничают с новичками и членами других коллективов

 

58

Принимают на себя обязанности других членов коллектива при необходимости

 

59

Знают черты характера друг друга

 

60

Все умеют делать

 

61

Ответственно выполняют любую работу

 

62

Оказывают активное сопротивление силам, разобщающим коллектив

 

63

Одинаково оценивают правильность распределения поощрений

 

64

Поддерживают друг друга в трудные минуты

 

65

Радуются успехам новичков и представителей других подразделений

 

66

Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях

 

67

Хорошо знают привычки и склонности друг друга

 

68

Активно участвуют в общественной работе

 

69

Постоянно заботятся об успехах коллектива

 

70

Одинаково оценивают справедливость наказаний

 

71

Взаимно относятся друг к другу

 

72

Искренне сопереживают неудачам новичков и членов других подразделений

 

73

Быстро находят вариант распределения обязанностей, который устраивает всех

 

74

Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга

 


 

Обработка результатов. Подсчитайте сумму баллов по каждой из приведенных ниже групп для каждого сотрудника подразделения. После этого найдите интенсивность развития каждого из показателей в подразделении по формуле: сумма полученных баллов по определенной шкале всех сотрудников подразделения, принявших участие в опросе, делится на количество принявших участие в опросе.

Шкала достоверности — вопросы 16; 31; 46; 61. Чем больше положительных ответов дал сотрудник по этой шкале, тем менее правдиво он отвечал на вопросы методики.

Показатель

Вопросы

1

Стремление к сохранению целостности группы

2; 9; 17; 24; 32; 39; 47; 54; 62; 69

2

Сплоченность (единство отношений)

3; 10; 18; 25; 33; 40; 48; 55; 63; 70

3

Контактность (личные взаимоотношения)

4; 11; 19; 26; 34; 41; 49; 56; 64; 71

4

Открытость

4; 12; 20; 27; 35; 42; 49; 57; 65; 72

5

Организованность

4; 13; 21; 28; 36; 43; 51; 58; 66; 73

6

Информированность

4; 14; 22; 29; 37; 44; 52; 59; 67; 74

7

Ответственность

4; 8; 16; 23; 31; 38; 46; 53; 61; 68


 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Экспресс-методика оценки
социально-психологического климата в трудовом коллективе
(А.С.Михайлюк, Л.Ю.Шарыто)

Предлагаемая методика позволяет делать периодические «срезы» с целью диагностики состояния психологического климата в коллективе, прослеживать эффективность тех или иных мероприятий и их влияние на психологический климат. Такие измерения полезны при изучении степени адаптации новых сотрудников, отношения к труду, причин текучести кадров, эффективности руководства, продуктивности деятельности.

Методика позволяет диагностировать три компонента психологического климата: эмоциональный, поведенческий и когнитивный. Для измерения эмоционального компонента используется критерий привлекательности — на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». Вопросы, направленные на измерение поведенческого компонента, конструируются на основе критерия «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основным критерием когнитивного компонента избрана переменная «знание — незнание особенностей характера членов коллектива».

 

Инструкция.

Просим Вас принять участие в исследовании, целью которого является оптимизация психологического климата в коллективе.

Внимательно прочитайте варианты ответа. Выберите один из них, наиболее соответствующий Вашему мнению. Поставьте рядом с ним знак «+» или предлагаемую оценку.

 

 

 

Опросный лист

Вопросы

1

Отметьте, пожалуйста, с каким из приведенных ниже утверждений Вы больше всего согласны:

А) большинство членов нашего коллектива — хорошие симпатичные люди;

Б) в нашем коллективе есть всякие люди;

В) большинство членов нашего коллектива — люди малоприятные.

2

Думаете ли Вы, что было бы весьма неплохо, если бы члены Вашего коллектива жили неподалеку друг от друга?

1 — нет;

2 — скорее нет, чем да;

3 — не знаю, не задумывался об этом;

4 — скорее да, чем нет;

5 — да, конечно.

3

Как Вам кажется, могли бы вы дать достаточно полную характеристику:

А) деловых качеств большинства членов коллектива __________;

Б) личных качеств большинства членов коллектива ___________.

1 — нет;

2 — пожалуй, нет;

3 — не знаю, не задумывался об этом;

4 — пожалуй, да;

5 — да.

4

Цифра «один» на приведенной ниже шкале характеризует коллектив, который Вам очень не нравится, а цифра «девять» — коллектив, который Вам очень нравится. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

5

Если бы у Вас возникла возможность провести отпуск вместе с членами Вашего коллектива, то как бы Вы к этому отнеслись:

А) это меня бы вполне устроило;

Б) не знаю, не задумывался над этим;

В) это меня бы совершенно не устроило.

6

Могли бы Вы с достаточной уверенностью определить, с кем охотно общаются по деловым вопросам большинство членов Вашего коллектива?

А) нет, не мог бы;

Б) не знаю, не задумывался об этом;

В) да, мог бы.

7

Какая атмосфера обычно преобладает в Вашем коллективе? На приведенной ниже шкале цифра «один» соответствует нездоровой атмосфере, а цифра «девять» — наоборот, атмосфере взаимопомощи, взаимного уважения, понимания. Какой цифрой Вы бы охарактеризовали свой коллектив?

1 2 3 4 5 6 7 8 9

8

Как Вы думаете, если бы Вы по какой-либо причине долго не работали (болезнь, декретный отпуск, пенсия и т. п.), Вы бы стремились встречаться с членами Вашего коллектива?

1 — нет;

2 — скорее нет, чем да;

3 — не знаю, не задумывался об этом;

4 — скорее да, чем нет;

5 — да, конечно.


 

Обработка результатов, полученных при использовании методики, стандартизирована и имеет следующий алгоритм: анализируются различные стороны отношений к коллективу для каждого сотрудника в отдельности. Каждый компонент трактуется тремя вопросами, причем ответ на них принимает одну из трех возможных форм: +1; 0; –1. Следовательно, для целостной характеристики компонента полученные сочетания ответов каждого сотрудника на вопросы по данному компоненту должны быть обобщены следующим образом:

-Положительная оценка (+1). К этой категории относятся те сочетания, в которых положительные ответы (4, 5 — на ответы-утверждения; 7, 8, 9 — на ответы по шкале «1–9») даны на все три вопроса, относящиеся к данному компоненту, или два ответа положительные, а третий может иметь другой знак;

-Отрицательная оценка (–1). Сюда входят сочетания, содержащие три отрицательных ответа (1, 2 — на ответы-утверждения; 1, 2, 3 — на ответы по шкале «1–9») или два ответа отрицательные, а третий может иметь другой знак;

-Неопределенная (противоречивая) оценка (0). Эта категория включает такие случаи:

                    на все три вопроса дан неопределенный ответ (3 — на ответы-утверждения; 4, 5, 6 — на ответы по шкале «1–9»);

                    ответы на два вопроса — неопределенные, а третий может иметь другой знак;

                    один ответ неопределенный, а два других имеют разные знаки.

На опросном листе вопросы 1-й, 4-й, и 7-й относятся к эмоциональному компоненту; 2-й, 5-й, 8-й — к поведенческому компоненту; 3-й, 6-й — к когнитивному (причем вопрос 3 содержит две позиции).

По группе ответов строится таблица для всех сотрудников подразделения:

Сотрудники

Эмоциональный компонент

Когнитивный компонент

Поведенческий компонент

1.
2.
...
n.

 

 

 

Информация о работе Иследование психологического климата