Исследование функций систем управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение функций управления в организации в современных условиях, а также выявление имеющихся недостатков в процессе управления и определение путей его совершенствования.
В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия управления как системы;
- дать характеристику ООО «Глобус»;
- изучить систему управления в ООО «Глобус».

Содержание

Введение. 3
1. Теоретические аспекты системы управления. 4
1.1 Сущность понятия управления как системы.
1.2 Основные функции управления.
1.3 Метод исследования функций управления как элементы системы управления
2. Характеристика предприятия ООО «Глобус» 16
2.1 Характеристика предприятия
2.2. Структура управления предприятием
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Исследование функции систем управления.doc

— 107.50 Кб (Скачать документ)


Содержание.

Введение. 3

1. Теоретические аспекты системы  управления. 4

1.1 Сущность понятия управления  как системы.

1.2 Основные функции управления.

1.3 Метод исследования функций  управления как элементы системы  управления

2. Характеристика  предприятия ООО «Глобус» 16

2.1 Характеристика  предприятия

2.2. Структура  управления предприятием

Заключение 19

Список использованной литературы 20

 

Введение.

Организация в  менеджменте - это объединение людей, совместно реализующих некоторую  программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил. В общем смысле под организацией имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп. В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

Система управления - одно из ключевых понятий теории организации, которое связанно с целями, функциями, процессом управления, квалификацией менеджеров, распределением полномочий для достижения определенных целей.

В рамках этой системы  протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры  всех уровней, категорий и профессиональных специализаций. Организация построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда становится очевидной актуальность темы исследования и то внимание, которое уделяют ей руководители организаций и специалисты, стремящиеся к непрерывному совершенствованию, развитию как системы в целом, так и ее отдельных составляющих.

Объектом исследования данной работы является общество с  ограниченной ответственностью «Глобус».

Целью курсовой работы является изучение функций управления в организации в современных условиях, а также выявление имеющихся недостатков в процессе управления и определение путей его совершенствования.

В соответствии с указанной целью были поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность понятия управления как системы;

- дать  характеристику  ООО «Глобус»;

- изучить систему  управления в ООО «Глобус».

1. Теоретические  аспекты системы управления.

1.1 Сущность  понятия управления как системы.

Любая организация, вне зависимости от ее конкретного  назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.

Каждая организация  имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования. Исследовать систему  управления можно только на основе выбранной научной концепции. Концепция «системы» используется как средство для изучения характеристик объекта управления. Ценность этой концепции заключается в том, что она способствует более глубокому пониманию характеристик изучаемой системы и процесса функционирования организации как системы.

Любой вид управленческой деятельности связан с управлением  людьми, объединенными в рамках предприятия  в отделы, подразделения, службы и  т.д. Следовательно, управленческая деятельность — это, прежде всего, управление социальными  коллективами людей, которые должны рассматриваться как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: министерство, научно-производственное объединение, предприятие, цеха, холдинги и отдельные компании. Каждая из этих систем представляет собой самостоятельный объект исследования и имеет свои особенности.

Система управления любой организации является сложной  системой, созданной для сбора, анализа  и переработки информации с целью  получения максимального конечного результата при определенных ограничениях.

Как правило, представление  объекта в виде системы всегда связано с некоторыми трудностями  из-за наличия множества определений  системы и трудностью выбора единого  определения, целиком используемого при построении реальной системы управления.

В настоящее  время можно выделить, по крайней  мере, пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное. Каждое из указанных представлений  системы отражает определенную группу ее характеристик.

Микроскопическое  представление системы основано на понимании ее как множества  наблюдаемых и неделимых величин (элементов). В принципе абсолютно  неделимых элементов нет, однако в каждом конкретном случае проектирования системы элемент принимается неделимым. Структура системы фиксирует расположение выбранных элементов и их связи.

Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые  необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.

Макроскопическое  представление характеризует систему  как единое целое, находящееся в  «системном окружении» (среде). Это  означает, что реальная система не может существовать вне системного окружения (среды), а окружающая среда  представляет собой ту систему, в рамках которой выбраны интересующие нас объекты. Следовательно, система может быть представлена множеством внешних связей со средой.

Иерархическое представление основано на понятии  «подсистема» и рассматривает всю  систему как совокупность подсистем, связанных иерархически.

Процессуальное  представление характеризует состояние  системы во времени. Следовательно, система управления как объект исследования обладает следующими признаками: состоит  из множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных иерархически; элементы систем (подсистемы) взаимосвязаны посредством прямых и обратных связей; система — это единое и неразрывное целое, являющееся целостной системой для нижестоящих иерархических уровней, имеются фиксированные связи системы с внешней средой.

Изучая систему  управления как объект исследования, необходимо выделять требования, предъявляемые  к системам управления, по которым  можно судить о степени организованности систем. К таким требованиям относятся:

• детерминированность элементов системы;

• динамичность системы;

• наличие в  системе управляющего параметра;

• наличие в  системе контролирующего параметра;

• наличие в  системе каналов (по крайней мере, одного) обратной связи.

Соблюдение  этих требований должно обеспечивать условия эффективного уровня функционирования органов управления. Рассмотрим подробно эти требования.

В системах управления детерминированность (первый признак  организованности системы) проявляется  в организации взаимодействия подразделений  органов управления, при которой деятельность одного элемента (управления, отдела) сказывается на других элементах системы. Если в организационной структуре управления, например, есть отдел, действия которого не влияют на другие подразделения, то такой отдел не реализует ни одну из целей функционирования организации и является лишним в системе управления.

Вторым требованием  системы управления является динамичность, т.е. способность под воздействием внешних и внутренних возмущений оставаться некоторое время в  определенном неизмененном качественном состоянии.

Любые воздействия  среды оказывают возмущающее  действие на систему, стремясь нарушить ее. В самой системе также могут  появиться возмущения, которые стремятся  разрушить ее «изнутри». Например, в  организации нет достаточного количества квалифицированных кадров, отсутствует по разным причинам ряд ответственных работников, плохие условия работы и т.д. К внешним возмущениям следует отнести указы вышестоящих организаций, изменения ситуаций на рынке, экономические и политические факторы.

Под воздействием таких внешних и внутренних возмущений орган управления любого уровня вынужден перестраиваться, приспосабливаться  к изменившимся условиям.

С целью обеспечения  быстрого перестроения системы в  условиях изменения среды в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт появления возмущения; система должна обладать минимально допустимой инерционностью, чтобы своевременно принимать управленческие решения, в системе управления должен быть элемент, фиксирующий факт упорядочения состояния системы в соответствии с изменившимися условиями. В соответствии с этими требованиями в структуре управления предприятием должен быть отдел совершенствования структуры управления.

Под управляющим  параметром в системе управления следует понимать такой ее параметр (элемент), посредством которого можно управлять деятельностью всей системы и ее отдельными элементами. Таким параметром (элементом) в социально управляемой системе является руководитель подразделения данного уровня. Он отвечает за деятельность подчиненного ему подразделения, воспринимает управляющие сигналы руководства организации, организует их выполнение, несет ответственность за выполнение всех управленческих решений.

При этом руководитель должен обладать необходимой компетенцией, а условия работы — позволять выполнить данное поручение. Следовательно, условие наличия управляющего параметра можно считать выполненным, если внешнюю информацию воспринимает руководитель организации, который организует работу по выполнению поручения, распределяет задания в соответствии с должностными инструкциями при наличии условий, необходимых для выполнения поручений.

Несоблюдение  данного требования, т.е. наличия  управляющего параметра, приводит к  принятию субъективных управленческих решений и так называемому волевому стилю руководства. Это требует четкой организационной структуры и распределения обязанностей между руководителями подразделений, наличия должностных инструкций и прочих документов, регламентирующих их деятельность.

Следующим, четвертым  требованием, предъявленным к системам управления, следует назвать наличие в ней контролирующего параметра, т.е. такого элемента, который постоянно контролировал бы состояние субъекта управления, не оказывая при этом на него управляющего воздействия.

Наличие прямых и обратных связей (пятое требование) в системе обеспечивается четкой регламентацией деятельности аппарата управления по приему и передаче информации при подготовке управленческих решений.

  • 1.2. Основные функции управления.

  • Достижение  цели фирмы обеспечивается через реализацию функций управления. Функция управления – это часть процесса управления, полученная в результате разделения всего процесса управления по характеру и содержанию связанного с ним труда. Эффективное выполнение функций управления предполагает распределение прав и обязанностей между подразделениями и персоналом. Нечеткое распределение функций неизбежно деформирует структуру и снижает качество и эффективность управления, именно поэтому функциональное содержание управления имеет первостепенное значение. Кроме того, с развитием новых форм экономического сотрудничества и расширением взаимосвязей управление дифференцируется, а функции управления развиваются, в частности, появляются функции технического, коммерческого управления и другие.

    Следовательно, повышение эффективности управленческой деятельности в значительной степени зависит от правильного понимания функций управления. Исследовать функции управления в конкретном подразделении — значит определить, кто и что делает, как связаны между собой сотрудники в процессе управления, как связаны управленческие решения, почему именно эти, а не другие решения готовятся в этом конкретном подразделении. Знать эго необходимо для того, чтобы обеспечить эффективное управление функциональных обязанностей аппарата управления в целом.

    Сущность работы по управлению организацией (предприятием или компанией) заключается в  том, чтобы исследовать каждую отдельно взятую функцию в каждом отдельно взятом подразделении. Взаимосвязь  этих функций определяет функциональное содержание управления.

    Выделение функций  управления вызвано еще и многообразием  управленческой деятельности, т.е. процессами Принятия решений. Поскольку каждая отдельная функция характеризует  специфическую управленческую деятельность, то совокупность таких функций позволяет формировать конкретную систему управления: представить процесс управления вне функций управления невозможно. Именно поэтому к их определению предъявляются повышенные требования и определить однозначно, что понимается под функцией управления, весьма сложно.

    На современном  этапе у ученых нет единого  мнения о трактовке и содержании функций управления. Это значительно  затрудняет процесс проектирования систем управления на строго методологической основе. В самом деле, чтобы сформулировать управленческие решения, посредством которых управляют конкретной организацией и которые реализуют выбранные цели функционирования, неизбежно следует пройти по цепочке: цель – функции - решения. В этом случае набор решений непосредственно будет определяться набором (совокупностью) функций управления. Следовательно, состав решений, реализующих одну и ту же цель, может быть различным, что вряд ли объяснимо с точки зрения логики. Отсюда повышение требований, которые предъявляются к трактовке функций управления.

    Информация о работе Исследование функций систем управления