Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 09:53, курсовая работа
Целью курсовой работы является - теоретическое и практическое изучение проблемы лидерства и руководства в менеджменте, изучить понятия и сущность лидерства, определить лидерские способности руководителя организации и сформировать рекомендации по изменению стиля его руководства, поведения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
* Теоретическое изучение поставленной проблематике в курсовой работе.
* Проведение исследования по изучению лидерских качеств и их влияния на выбор стиля руководства.
* Проанализировать результаты получившегося исследования.
* Установить зависимость между выраженностью лидерских качеств и стилями руководства.
Введение
Глава 1 Теоритическая часть.
Теория Лидерства
1.1. Основные определения понятия лидерства 7
1.2. Теория лидерских качеств 12
Глава 2. Аналитическая часть.
Анализ лидерства в организации
2.1. ООО «Мирор» 26
2.2. Анализ лидерских качеств сотрудников компании ООО «МИРОР» 29
Заключение 42
Список используемой литературы 45
Глоссарий 44
Создание
у подчиненных таких
Удовлетворение потребностей подчиненных, когда цель достигнута.
Стили руководства.
а) стиль поддержка.
б) инструментальный стиль
в) стиль поощряющий участие
г) стиль, ориентированный на достижение
Ситуационные факторы. Стиль руководства, наиболее соответствующий ситуации и предпочитаемый, зависит от двух ситуационных факторов: личных качеств подчиненных, а также требований и воздействие со стороны внешней среды.
3)
Теория жизненного цикла. Поль
Херси и Кен Бланшар
Имеются 4 стиля лидерства, которое соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей: «давать указания», «продавать», «участвовать», «делегировать». Первый стиль (S1) - руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую - для подчиненных с низким уровнем зрелости (М1). Здесь этот стиль вполне уместен потому, что подчиненные либо не хотят, либо не способны отвечать за конкретную задачу и им требуется соответствующие инструкции, руководство и строгий контроль (см.приложение 1)
Второй
стиль (S2) - «Продавать» - подразумевает,
что стиль руководителя в равной
и в высокой степени
Третий стиль (S3) характеризуется умеренно высокой степенью зрелости (М3). В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Для руководителя, сочетающего низкую степень ориентированности на задачу и высокую степень - на человеческие отношения. Самым подходящим будет стиль. Основанный на участии подчиненных в принятии решений.
Четвертый стиль (S4) характеризуется высокой степенью зрелости (М4). В этой ситуации подчиненные и могут. И хотят нести ответственность. Здесь более всего подходит стиль делегирования, а поведение руководителя может сочетать низкую степень ориентированности на задачу и на человеческие отношения. Этот стиль уместен в ситуации со зрелыми исполнителями, т.к. подчиненные знают, что и как делать, и сознают высокую степень своей причастности к задаче. В результате, руководитель позволяет подчиненным действовать самим.
Как и другие модели, модель жизненного цикла рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства.
Модель принятия решений руководителем Врума - Йеттона.
Эта модель концентрирует внимание на процессе принятия решения. Согласно точке зрения авторов модели, имеется пять стилей руководства в таблице 2.
Эти пять стилей представляют континуум, начиная с автократического стиля принятия решения (Al и All), затем идет консультативный (Cl и Cll) и, наконец, завершается полным участием (Gll). Применение каждого из этих стилей зависит от характеристик ситуации или проблемы.
Чтобы
помочь руководителям оценить
«Стили принятия решений по Вруму-Йетону»
Al.Вы сами решаете проблему или принимаете решение. Используя имеющуюся у вас на данный момент информацию.
All.
Вы получаете необходимую
Cl.
Вы избегаете проблему
Cll.
Вы избегаете проблему группе
ваших подчиненных. И весь
Clll.
Вы излагаете проблему группе
ваших подчиненных. Все вместе
вы находите и оцениваете
Критерии проблемы по модели Врума-Йеттона
Значение качества решений
Наличие достаточной информации или опыта у руководителя для принятия качественного решения.
Степень структурирования проблемы.
Значение согласия подчиненных с целями организации и их причастности для эффективного решения.
Определенная на основании прошлого опыта вероятность, что автократическое решение получит поддержку у подчиненных.
степень мотивации подчиненных достичь целей организации, если они выполнят задачи, сформированные при изложении проблемы.
Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы.[8,с.562]
Хотя модель Врума -Йеттона отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус - на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.
Различия между ролью лидера и менеджера
В общественном сознании понятия лидер и руководитель, менеджер практически не различаются. Тем не менее люди, занимающие эти позиции в организации, выполняют разные функции и поэтому должны обладать разными свойствами.
В практике употребления слова «лидер» смешиваются самые различные смыслы. Лидер -это «вождь масс в тоталитарно олигархическом обществе, и высший политический чин в бюрократическо - демократическом обществе». (М.Вебер), и менеджер, «отвечающий за мотивацию и активизацию подчиненных, за набор и подготовку работников - за все то, что связано с деятельностью его подчиненных» (Г.Минцберг), и просто человек, способный повести других за собой, и передовик производства, и «лидер продаж».Однако в рамках научного менеджмента приходят к нижеследующему разделению.
Если условно выделить в организации такие объекты приложения усилий, а как план, персонал, исполнение и результат, то лидер и менеджер займут по отношению к ним различные позиции.[11,с.60]
Лидер определяет направление движения, менеджер разрабатывает план и график продвижения в избранном направлении.
Лидер воодушевляет и мотивирует персонал, менеджер следит за исполнительностью людей и соблюдением требований к выполняемой работе.
Лидер поощряет людей в исполнении плана, менеджер следит за достижением промежуточных целей.
Лидер, оценив качество полученного результата, начинает планировать получение нового, менеджер оформляет полученный результат, добивается получения на его основе дополнительных преимуществ.
Среди отличительных функций лидера мы можем выделить две группы: стратегические и социально - воспитательные (связанные с влиянием на людей).
Один из ведущих представителей теории «человеческих отношений» Д. МакГрегор считал, что лидерства как такового не существует. Лидерство - это всегда определенное социальное отношение. В него следует включить, по крайнем мере, четыре переменные:
характеристики лидера;
позиции, потребности и прочие характеристики его последователей
характеристики организации: ее цель, структура, природа задач, подлежащих выполнению;
социальная, экономическая и политическая среда, в которой действует лидер.
Таким образом, личностные особенности лидера не могут не рассматриваться в более широком контексте. Участие в организации ведет к появлению социального этажа в анализе психологических характеристик лидерства и менеджмента.
Появление таких факторов, как среда, группа, ситуация, потребность контекста, заметно влияет на то, как начинает выглядеть феномен лидерства. Можно сказать, что:
лидер появляется, если он нужен (если среда или ситуация имеет на него запрос);
лидерству учатся, решая проблемы, существующие в организационном контексте.
В заключении данной темы я хотела бы сказать, менеджеру необходимо уметь контактировать с сотрудниками, занимающими те или иные лидерские позиции в коллективе хотя бы только потому, что они оказывают определенное внимание на коллектив или какую - то часть его членов. И для пользы дела их предпочтительнее числить в союзниках, нежели иметь в их лице приверженцев конфронтирующей стороны.
ГЛАВА 2. Аналитическая часть
Анализ лидерства в организации
2.1 ООО «МИРОР»
Общество с ограниченной ответственностью «МИРОР» возникло 1 декабря 1996г. Владельцем и основателем является Незванов Олег Витальевич. Более десяти лет компания является официальным дистрибьютором ОАО «УАЗ». На 1 января 2008г. товарооборот компании составляет 20 млн. рублей в месяц. Компания сотрудничает более чем с 200 предприятиями, как в России , так и за рубежом. «МИРОР» с анг. языка переводиться как (MIRROR) - зеркало(блестящее, чистое, т.е. без обмана).
Система показателей, используемых предприятием для анализа производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
Компания
«МИРОР» использует ряд показателей,
оценивающих производственно-
Финансовые показатели:
В настоящий момент ООО «МИРОР» остается одним из лидеров на рынке продаж автомобилей и запасных частей УАЗ. Компания отмечает значительный рост основных финансовых и операционных показателей. На сегодняшний день число компаний с которыми сотрудничает ООО «МИРОР» составляет около 250, причем они располагаются по всей России. Также около 30 организаций-сотрудниц располагаются в Белоруссии (напр. ЗАО «БЕЛУАЗ»). В 2003 году был зафиксирован рост финансовых показателей деятельности компании по сравнению с результатами прошлого года: доход ООО «МИРОР» увеличился на 20 % и составил 150 млн., объем прибыли до расчетов по процентам, уплаты налогов и амортизационных отчислений (EBITDA) увеличился на 80% и составил 75,6 млн., чистая прибыль компании возросла на 120 % и составила 200 млн. Это произошло из-за открытия магазина «МИРОР+» на ул. Нариманова в г. Ульяновске, открытия автосервиса «ЮЖНЫЙ» на ул. Кирова, 59.
Чистая прибыль предприятия.
В
связи с благоприятной