Исследование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Темой моей курсовой является исследование организационной структуры предприятия.
В условиях развития рыночных отношений особое внимание уделяется эффективности системы управления, которая во многом определяется рациональностью действующей организационной структуры. Основной характеристикой организации является формальная оргструктура управления.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Формирование и принципы построения организационных структур управления 5
2 Типология структур управления современной организации 12
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 25
Приложения 26

Работа состоит из  1 файл

Исследование систем управления.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание

     Основные  данные о работе 1

     Содержание 2

     Введение 3

     Основная  часть 5

     1 Формирование и принципы построения  организационных структур управления 5

     2 Типология структур управления  современной организации 12

     Заключение 22

     Глоссарий 24

     Список  использованных источников 25

     Приложения 26

     Введение

     Темой моей курсовой является исследование организационной структуры предприятия. 

     В условиях развития рыночных отношений  особое внимание уделяется эффективности  системы управления, которая во многом определяется рациональностью действующей организационной структуры. Основной характеристикой организации является формальная оргструктура управления.

     Под структурой понимается необходимое  построение взаимоотношений уровней  управления, функциональных служб и  производственных подразделений, позволяющей организации достигать главной цели наиболее эффективным способом.

     Переход на рыночные отношения кардинально  меняет взгляды на организационную  структуру, создающую условия для  наилучшего использования техники  и людей в процессе, тем самым повышающую его эффективность.

     В процессе управления происходит делегирование  прав и обязанностей для организации  взаимодействия различных органов  управления и распределения задач, решаемых различными работниками. Руководители должны передавать сотрудникам свои права и обязанности, иначе требуемая работа просто не будет выполнена. Поэтому организация работ - это функция, которую должны осуществлять все руководители - независимо от их ранга. Однако, хотя концепция состоит в делегировании прав и обязанностей для разделения труда по горизонтали и вертикали, решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего звеньев лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию. Задача менеджеров при этом состоит в том, чтобы выбрать ту структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. «Наилучшая» структура - это та, которая позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников

и, удовлетворять  потребности клиентов и достигать  своих целей с высокой эффективностью.

     Целью моей курсовой рабаты является исследование организационной структуры управления для дальнейшей ее рационализации. В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:

     - изучение подходов к формированию  организационных структур управления  и основные принципы их построения;

     - рассмотрение типологии и классификации  организационных структур управления;

     - оценка на основе количественных  и качественных критериев действующей  структуры управления и ее  рационализация.

     Основная  часть

     1 Формирование и принципы построения организационных структур управления

     Структурный подход к организации позволяет  распределить роли, упорядочить задачи, полномочия и ответственность. Структура—это  строение, единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, организации системы. Структура характеризует конкретную систему ее строения, пространственно-временного распределения частей, устойчивых взаимосвязей между элементами. Благодаря структуре система воспроизводит себя. Вне систем структур не существует.

     В теории организации и управления чаще используется понятие организационной структуры управления.

     Организационная структура имеет отношение непосредственно  к организациям, где осуществляется совместная трудовая деятельность людей, нуждающаяся в организационных процессах: разделении труда, ресурсном обеспечении, согласовании объемов, сроков и последовательности работы. Организационные процессы обусловливают необходимость выработки целей и стратегий деятельности, выполнение процессов планирования, мотивации, контроля, учета, анализа, т.е. процессов управления. Возникает понятие «организационная структура управления».1

     Под организационной структурой управления организацией понимается упорядоченная  совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в  устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование и развитие как единого целого. В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а права и ответственность за их выполнение.

     Основными элементами организационной структуры управления выступают:                    

- Цели и стратегии  системы;                                                                                                                                 - Иерархические звенья управления  или уровни принятия решений и ответственности;                                                                                                                                       - Горизонтальные звенья по уровням управления, выполняющие функциональную деятельность,— менеджеры и руководители, управленческие работники;                                                 

-Субъекты внешних связей,— потребители, поставщики, партнеры, финансовые структуры, конкуренты, государственные органы, социальные организации;                                       

- Связи  — отношения, коммуникации, информация.

     Определяющим  звеном структуры выступают: отношения, имеющие многогранное и многоаспектное содержание.

     Выделяют  функциональные связи (вертикальные и горизонтальные); линейные (отношения руководства и подчинения); формальные и неформальные (регламентированные и доверительные).                                                                                                  

     Функциональные  связи имеют  движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления. Горизонтальные связи имеют характер согласования и являются, одноуровневыми. Вертикальные связи — это связи подчинения, т. е. при наличии нескольких уровней управления.                                                                   Линейные связи - это движение управленческих решений и информации между линейными руководителями, т. е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее подразделений. В зависимости от числа уровней управления оргструктура может быть вертикальной и горизонтальной.2

     Следует отметить, что горизонтальная структура управления имеет преимущества перед вертикальной: она экономична, дает возможность установления более тесной связи с менеджерами высшего уровня. Эффективность вертикальных структур снижается по мере увеличения уровней управления.

     Если  принять во внимание особенности связей и отношений управления, становится понятной сложность организационной структуры управления и ее значимость в управлении экономикой.

     Аппарат управления организационно строится таким  образом, чтобы в его структуре  можно было выделить звенья и ступени. Звено аппарата управления — это  структурное подразделение, выполняющее определенную функцию по осуществлению управления. Ступень представляет собой совокупность звеньев управления на одном уровне управления. Во главе каждой ступени управления стоит руководитель, которому по отдельным направлениям деятельности создаются в помощь функциональные отделы и службы.

     Количество  звеньев и ступеней в управлении организации определяется следующими факторами: производственной структурой; характером, номенклатурой и объемом выпускаемой продукции; численностью работников; уровнем механизации и автоматизации труда менеджеров и специалистов; сложностью процесса производства; уровнем специализации производства и степенью развития кооперирования.3

     Целевое назначение организационной структуры  управления — обеспечить устойчивое развитие социально-экономической  системы посредством формирования, поддержания и совершенствования способов взаимосвязи и взаимодействий с внешней средой и внутреннего взаимодействия системы. С целевым назначением связана и способность адаптации структуры к изменяющимся условиям среды с наименьшими затратами временных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

     Таким образом, структура управления включает в себя все цели, распределенные между различными звеньями, связи  между которыми обеспечивают координацию  действий по их выполнению. Связь структуры  с ключевыми понятиями управления — его целями, функциями, процессом, механизмом функционирования, людьми и их полномочиями — свидетельствует о ее огромном влиянии. Именно поэтому все менеджеры уделяют огромное внимание принципам и методам формирования, выбору типа или комбинации видов структур,

изучению  тенденций в их построении и оценке их соответствия решаемым целям и  задачам .

     Организационная структура должна отражать цели и  задачи организации, и быть подчиненной  производству и меняться вместе с  происходящими в нем изменениями. Она должна отражать функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления; последние определяются политикой, процедурами, правилами и должностными инструкциями и расширяются, как правило, в направлении более высоких уровней управления. При этом полномочия руководителя любого уровня ограничиваются не только внутренними факторами, но и факторами внешней среды, уровнем культуры и ценностными ориентациями общества, принятыми в нем традициями и нормами. Структура управления должна соответствовать социально-культурной среде, и ее построении надо учитывать условия, в которых ей предстоит функционировать. Наилучшая структура – эта структура, позволяющая взаимодействовать с внешней средой, реагировать на ее изменения, распределять и направлять внутренние ресурсы и усилия своих сотрудников на достижение целей.4  

     Среди компонентов формирования любой организационной структуры управления главное место занимает принцип выделения в функциях организации однородных видов управленческой деятельности. Подразделения организационной структуры управления могут быть образованы в соответствии с видом выполняемых функций; с характером производимой продукции и услуг; с видом производственного процесса; с территориальным признаком; с характером потребителей; с типом реализуемых проектов.

     Образование подразделений по функциям является наиболее широко распространенной формой группирования видов деятельности. Создание подразделений по видам  продукции  имеет место в организациях, выпускающих несколько видов  продукции или представляющих несколько видов услуг. Создание подразделений по видам процесса осуществляется в тех случаях, когда это дает

возможность максимально использовать производственное оборудование и высококвалифицированные кадры. Подразделения образуются в организациях, занимающих обширную территорию. Создание подразделений по потребителям происходит в случаях, когда работают с группами потребителей, которые разделены по признакам , имеющим существенное значение. По типу подразделения создаются в тех случаях, когда формируются специализированные бригады. Традиционный классический и частично поведенческий подходы к формированию структуры управления предполагают осуществление работ:

     1. Определение целей и установление спецификации работ, подлежащих выполнению.

     2. Установление необходимых функций по обеспечению эффективного управления производственно-хозяйственной деятельностью и характеристики каждой.

     3. Разработка нормативов численности персонала для каждой функции управления и расчет необходимой численности работников, их состава по специальностям.

     4. Установление функций управления и определение количества структурных подразделений, их состава.

     5. Выявление степени централизации и децентрализации выполнения функций управления.

     6. Формирование и разработка организационной структуры управления, должностных инструкций и положений.

     7. Установление правильных взаимоотношений между работниками, чтобы каждый знал свое место в процессе производства.

     8. Организация труда непосредственно на рабочих местах в каждом производственном подразделении.

Информация о работе Исследование организационной структуры управления