Исследование организационной структуры управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Темой моей курсовой является исследование организационной структуры предприятия.
В условиях развития рыночных отношений особое внимание уделяется эффективности системы управления, которая во многом определяется рациональностью действующей организационной структуры. Основной характеристикой организации является формальная оргструктура управления.

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Формирование и принципы построения организационных структур управления 5
2 Типология структур управления современной организации 12
Заключение 22
Глоссарий 24
Список использованных источников 25
Приложения 26

Работа состоит из  1 файл

Исследование систем управления.doc

— 137.50 Кб (Скачать документ)

     К преимуществам линейно-штабной структуры  можно отнести следующие:

     1. Линейные руководители освобождаются от нагрузки, что позволяет им качественнее осуществлять оперативное управление. 

     2. Поскольку в штабные подразделения входят специалисты в конкретных областях, организация не нуждается в специалистах широкого профиля. Принимаемые решения носят более продуманный характер.

     Однако  данный вид организационных структур имеет и ряд недостатков:

     У линейного руководителя сосредоточивается  слишком много властных полномочий.

     Отсутствие  четкой ответственности, поскольку  специалист, подготавливающий решение, не занимается его реализацией; вследствие этого могут воз¬никать проблемы, связанные с реализуемостью решений.

     Следующей разновидностью иерархического типа организации  управления является дивизиональная структура.

     Первыми перестройку структуры по этой модели начали крупнейшие организации, которые стремясь к разукрупнению, повышению гибкости и приспособляемости к изменениям во внешней среде, в рамках своих корпораций

стали создавать производственные отделения, предоставив им определенную самостоятельность в осуществлении оперативной деятельности. В то же время администрация оставляла за собой право жесткого контроля по общекорпоративным вопросам стратегии развития, научно-исследовательских разработок, инвестиций и т. п. Поэтому этот тип структуры нередко характеризуют как сочетание централизованной координации с децентрализованным управлением.

     Ключевыми фигурами в управлении организациями  с дивизиональной структурой становятся не руководители функциональных подразделений, а менеджеры производственных отделений, которые усиливают вертикаль иерархии управления.9

     Дивизиональные  структуры управления привели к росту иерархичности. Они потребовали формирования промежуточных уровней менеджмента для координации работы отделений, групп и т. п. Дублирование функций управления на разных уровнях в конечном счете привело к росту затрат на содержание управленческого аппарата. В самих производственных отделениях управление строится по линейно-функциональному типу, что иллюстрирует, на котором представлена типичная для современной организации дивизиональная структура управления.

     Преимуществами  дивизиональной структуры управления являются опера-тивное реагирование на изменение внешних условий, сближение стратегических и текущих задач в производственных структурах, сближение ответственности и принятия решений, хорошие условия для роста генеральных менеджеров, повышение конкурентных качеств подразделений за счет того, что они функционируют как небольшие самостоятельные предприятия.

     Недостатками  структуры оказываются внутренняя конкуренция за ресурсы и за квалифицированный  управленческий персонал, сложность  разделения накладных расходов, трудность согласования интересов власти и стратегических целей, различие в квалификации управленческого персонала в однотипных

подразделениях.

     Таким образом, рассмотрев все виды существующих оргструктур управления иерархического типа, можно сделать вывод, что главными концептуальными положениями данных структур  являются следующие:

     1. Организация — это прежде всего порядок, исходным моментом которого служит трудовое поведение персонала, направленное в определенное русло.

     2. Необходимое поведение персонала достигается регулированием: распределением задач, распространением соответствующей информации, разграничением полномочий.

     3. Общий порядок регулирования достигается в результате создания уровней управления, что ведет к формированию уровней иерархии (иерархических связей).

     4. Преимущества иерархической организации достигаются:

     а) длительным периодом использования  эффективных методов организации  труда, общих на разных уровнях управления;

     б)  предсказуемостью поведения членов организации как во внутреннем их общении, так и при контактах с внешней средой. 

     5. Ограничение поведенческого диапазона работников действующими правилами (инструкциями) создает предпосылки для единообразного поведения персонала.

     6. Использование общих (типовых) правил организационного поведения повышает эффективность действий по координации в организации.

     Главным в иерархических оргструктурах  управления является «должность», а  не «человек» с его индивидуальностью. В результате организация, использующая иерархические оргструктуры управления, становится «жесткой», ее развитие возможно исключительно благодаря мероприятиям, проводимым извне.

     Кроме того, функциональная специализация  элементов иерархического типа характеризуется  неравномерностью и различной скоростью  изменений в своем развитии, что приводит к противоречиям между отдельными частями организации, к несогласованности их действий и интересов.10

     Органическим  называется такой тип структуры управления, который характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат.  Он отвергает необходимость в детальном разделении труда по видам работ и формирует такие отношения между участниками процесса управления, которые диктуются не структурой, а характером решаемой проблемы. Структуры данного типа ориентируются на ускоренную реализацию сложных программ и проектов в рамках крупных предприятий и объединений, целых отраслей и регионов. Как правило, они формируются на временной основе. Органический тип в отличие от иерархического представляет собой децентрализованную организацию управления, для которой характерны: отказ от формализации и бюрократизации процессов и отношений, слабое или умеренное использование формальных правил и процедур, сокращение числа иерархических уровней, высокий уровень горизонтальной интеграции между персоналом, широко определяемая ответственность в работе, гибкость структуры власти, ориентация культуры взаимоотношений на кооперацию, взаимную информированность и самодисциплину.

     Заключение

     Таким образом, рассмотрев основные виды существующих организационных структур, можно сказать, что они отличаются большим разнообразием и определяются многими объективными факторами и условиями. Организационная структура фирмы и её управление не являются чем-то застывшим, они постоянно изменяются, совершенствуются в соответствии с изменяющимися условиями.

     Очевидным является то, что каждая организация  представляет собой достаточно сложную  технико-экономическую и социальную систему, отражающую ее индивидуальность и специфику. Описать эту систему возможно, если определить характер взаимодействия подразделений.

     Организационная структура, в идеале, видит, прежде всего, установление четких взаимосвязей между  отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и  ответственности. «Наилучшая» структура – это та, которая наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия своих сотрудников и, таким образом, удовлетворять потребности клиентов и достигать своих целей.

     Рассмотрение  классических моделей организационных  структур управления позволяет сделать ряд важных выводов:

     1. При формировании структур управления по классическим моделям учитывается ограниченный состав факторов, воздействующих на структуру, что не отражает ее возрастающей роли в управлении социально-экономическими системами.

     2. В процессе формирования структур управления делается акцент на линейные, функциональные и программно-целевые связи. Разнообразие способов связей осуществляется по линии выделения объектов управления.

     3. В современных условиях развитие теории менеджмента значительно расширяет содержание управленческих связей. Например, линейная связь кроме руководства и подчинения имеет и иное содержание, определяемое понятиями: экономический интерес, удовлетворенность, управляемость, т.е. экономическое, социальное и организационное содержание. Данное обстоятельство существенным образом должно отражаться на типологии структур управления.

     Развитие  рыночных отношений в России обусловливает потребность реструктуризации систем менеджмента на научно-методической основе. Поэтому при формировании организационных структур управления следует предусмотреть возможность выбора условий функционирования по критериям результативности и эффективности управления.

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
1. Структура это строение, единство устойчивых взаимосвязей между ее элементами, организации системы.
2. Реинжиниринг это исчерпывающий анализ действующей системы управления
3. Линейно-штабная  структура это линейная структура, дополненная специфическими подразделениями по подготовке управленческих решений.
4. Организация это прежде всего  порядок, исходным моментом которого служит трудовое поведение персонала, направленное в определенное русло.
5. Проектные оргструктуры управления управления  применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления.
6. Бригадная оргструктура управления представляет  собой многоуровневую иерархическую систему бригад, каждая из которых состоит из менеджеров и специалистов-исполнителей.
7. Целевая структура это временное построение подчиненности подразделений и отдельных сотрудников, ориентированное на решение конкретной проблемы.
8. Линейные связи это движение управленческих решений и информации между линейными руководителями
9. Организация работ это функция, которую  должны осуществлять все руководители - независимо от их ранга.
10. Органический  тип структур управления характеризуется индивидуальной ответственностью каждого работника за общий результат

     Список  использованных источников

       Научная Литература
1. Мыльник В.В. Теория управления. Учебное пособие.[Текст]// – М.: Академический проспект, 2008
2. Кабушкин Н.И. «Основы менеджмента». Учебник. [Текст]// – Минск: «Новое знание», 2006
3. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации. Учебник для  студентов вузов обучающихся  по экономическим специальностям и  направлениям. [Текст]// – М.: ИНФРА-М, 2008
4. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при формах хозяйствования. Учебное пособие.  [Текст]//– М.: ГАУ,  2008
5. Иванова Т.Ю. Теория организации. Учебное пособие по специальности «Менеджмент организации». [Текст]//– М.: Питер. 2006
6. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика. Учебник для студентов  вузов, обучающихся по специальности  «Менеджмент организации». [Текст]//– М.: Инфра-М, 2009
7. Ефремов О.Ю. Теория организации.  [Текст]//– СПб.: Университетский учебник, 2008
8. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов  вузов обучающихся по экономическим специальностям и направлениям. [Текст]//– М.: Гардарики, 2007
9. Поршнев А.Г., Румянцева  З.П., Соломатина Н.А. Управление организацией. Учебник. [Текст]//– М.: ИНФРА-М, 2008
10. Герчикова И. Н. Менеджмент. Учебник. Третье издание. [Текст]//–  М.: ЮНИТИ, 2007

Информация о работе Исследование организационной структуры управления