Исследование особенностей влияния факторов внешней среды на организацию в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 00:58, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.

Содержание

Введение………………………………………………………………….....3
Глава 1 Характеристика внешней среды организации…………………..5
1.1 Среда непосредственного окружения………………………………...5
1.2 Макроокружение…………………………………………………….....8
1.3 Особенности внешней среды российских организаций……………..12
1.4 Методы анализа внешней среды………………………………………14
Глава 2 анализ влияния внешней среды на ООО «Пятерочка»…………21
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………..21
2.2 Анализ влияния внешней среды………………………………………..24
2.3. Рекомендации по изменению стратегии деятельности организации..29
Заключение…………………………………………………………………..31
Библиографический список………………………………………..………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Малышева.doc

— 347.00 Кб (Скачать документ)


2

 

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Самарский институт управления»

Кафедра менеджмента

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:

«Исследование особенностей влияния факторов внешней среды на организацию в России»

 

 

по дисциплине «Основы менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 3 курса

Специальность 080507 65

«Менеджмент организации»

Группа МО 28-08 Д

Малышева Е.В.

Научный руководитель:

Казакова А.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самара 2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….....3             

Глава 1 Характеристика внешней среды организации…………………..5

1.1 Среда непосредственного окружения………………………………...5

1.2 Макроокружение…………………………………………………….....8

1.3 Особенности внешней среды российских организаций……………..12

1.4 Методы анализа внешней среды………………………………………14

Глава 2 анализ влияния внешней среды на ООО «Пятерочка»…………21

2.1 Характеристика предприятия…………………………………………..21

2.2 Анализ влияния внешней среды………………………………………..24

2.3. Рекомендации по изменению стратегии деятельности организации..29

Заключение…………………………………………………………………..31

Библиографический список………………………………………..………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.

Вообще в годы СССР этого и не надо было делать, так как наша страна являлась почти закрытой системой. Все предприятия работали только по госплану, который давался сверху.

После перехода России к рыночным отношениям, стало образовываться большое количество предприятий. И основной задачей этих организаций стало выживание в такой среде, которая наблюдается у нас в стране. Эта среда стала подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться со всеми факторами внешней среды. Но нашим менеджерам и руководителям российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется это тем, что история современного предпринимательства и переходного периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией в других странах наиболее короткая.

В настоящее время у нас стали вплотную подходить к проблеме выживания организаций во внешней среде и смягчению воздействия факторов внешней среды.

Ещё одна проблема – это нехватка научных трудов для менеджеров, направленных непосредственно на российскую экономику с её особенностями. И поэтому нашим менеджерам приходится обращаться к трудам иностранных коллег.

Целью данной работы является анализ внешней среды организации направленной на совершенствование и улучшения положения дел на предприятии.

В соответствии с данной целью поставлены задачи:

- проанализировать, и выявить основные элементы прямого и косвенного воздействия внешней среды организации;

- определить содержание и характеристику роли прогнозирования в деятельности организации;

- охарактеризовать и обосновать факторы внешней среды и их влияние на работу организации;

- также проанализировать организацию взаимодействия с субъектами внешней среды;

Объектом исследования – сеть магазинов ООО «Пятерочка».

Предметом исследования являются современные рыночные отношения в постиндустриальных экономических системах, характеризующиеся доминантной ролью сферы производства в структуре экономики и формирующей новый тип взаимосвязи и взаимозависимости отраслей и сфер производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Характеристика внешней среды организации.

1.1 Среда непосредственного окружения

              Среда непосредственного окружения – это отрасли и рынки, на которых работает интегрированная корпорация. Основные составляющие непосредственного окружения организации – это конкуренты, поставщики и потребители.

Поставщики. С позиций системного подхода организация — это механизм преобразования «входов» в «выходы». Основные разновидности входов — рабочая сила, материалы, оборудование, энергия, капитал. Зависимость между организацией и поставщиками, обеспечивающими ввод указанных ресурсов, — это яркий пример прямого воздействия среды на операции организации. Изменчивость качества и цен ресурсов создает проблемы для организации.

              Материалы. Некоторые организации зависят от непрерывного притока материалов. Примерами могут быть машиностроительные, торговые предприятия. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для таких организаций. Японцев считают создателями методов ограничения запасов, при котором предприятиям необходимо для следующего этапа производственного процесса материалы и детали доставлять по принципу «точно в срок». Такая система снабжения требует тесного взаимодействия производителя с поставщиками. Нередко предпочитают поиск альтернативных поставщиков или поддержание значительного объема запасов. Это неэффективно, так как запасы связывают денежные средства.

              Капитал. Для роста и процветания предприятию нужны «поставщики» капитала. К потенциальным инвесторам относятся, например, банки, инвестиционные и кредитные программы федерального правительства и местных властей, акционеры, частные лица, покупающие облигации акционерных обществ.

              Трудовые ресурсы. Адекватное обеспечение персоналом нужных специальностей и квалификации необходимо для реализации задач, связанных с достижением поставленных целей. Люди, способные эффективно использовать сложную технологию, капитал и материалы, — главный ресурс, обеспечивающий эффективность и результативность организации.

              Основной заботой современной организации стали отбор и поддержка талантливых менеджеров. Руководители успешно действующих предприятий считают привлечение высококвалифицированных менеджеров высшего звена, обучение способных руководителей даже более важным, чем получение прибыли, привлечение потребителей и выплата приемлемых дивидендов акционерам.

              Законы и государственная власть. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь частным предприятием, хозяйственным товариществом или некоммерческой организацией, и именно это определяет, как организация может вести свои дела и какие налоги должна платить. Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и изменчивостью. В Российской Федерации принимается множество законов, непосредственно влияющих на организации, регулирующих их деятельность.

              Государственные органы. Организации обязаны соблюдать не только федеральные и региональные законы, но и требования органов государственного регулирования. Эти органы обеспечивают принудительное выполнение законов в соответствующих сферах своей компетенции, а также вводят собственные требования, зачастую также имеющие силу закона. Министерства и ведомства правительства, центральный банк, департаменты,

управления и отделы местных органов власти занимаются контролем, лицензированием деятельности по различным направлениям.

              Законотворчество региональных и муниципальных органов власти. Дополнительно усложняют дело регулирующие решения субъектов Российской Федерации и местных органов власти. Каждый субъект, каждое муниципальное образование требуют от предприятий приобретения лицензий, ограничивают возможности выбора места для ведения дела, облагают предприятия налогами, устанавливают или участвуют в установлении цен в энергетике, системах связи. Их законы изменяют или усиливают федеральные нормы.

              Потребители. Многие экономисты согласны с известным теоретиком менеджмента П. Друкером, которой считает, что подлинная цель предпринимательской деятельности — создавать потребителя. Существование организации зависит от ее способности находить потребителя и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для предпринимательства очевидно. Но некоммерческие и государственные организации также имеют потребителей в общем смысле этого слова. Правительство России существует только для обслуживания потребностей российских граждан. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее, в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями указывает на то, что кандидаты рассматривают граждан как потребителей, которые должны «купить их товар».

              Конкуренты представляют собой важнейший внешний фактор. Руководство каждого предприятия понимает, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как и конкуренты, то предприятие просуществует недолго. Важно понимать, что потребители — не единственный объект соперничества организаций. Предприятия ведут конкурентную борьбу за трудовые ресурсы, материалы, капитал и право использовать определенные технические нововведения. От реакции на конкуренцию зависят такие внутренние факторы, как условия работы, оплата труда и характер отношений руководителей с подчиненными.

              В современном мире взаимоотношения с конкурентами все чаще приобретают характер кооперации. Например1, в 1979 г. американская компания «Дженерал Моторс» дала огромный кредит своему старому конкуренту корпорации «Крайслер». «Дженерал Моторс» помогла «Крайслеру» помешать иностранным автомобилестроителям добиться больших успехов на американском рынке. Если бы компания «Крайслер» разорилась, какая-нибудь иностранная компания могла бы взять под контроль ее развитую сбытовую сеть и тем самым обеспечить себе ускоренное развитие.

1.2 Макроокружение

Дальнее (косвенное) окружение организации иначе называют макроокружением. К нему относятся элементы, находящиеся вне сферы непосредственного влияния организации. Эти элементы, в свою очередь, оказывают косвенное влияние на организацию, в основном через факторы (элементы) непосредственного окружения.

Макроокружение организации можно разделить на следующие составляющие:

экономическая составляющая;

правовая составляющая;

политическая составляющая;

социальная составляющая;

технологическая составляющая;

природно-географические факторы.

Оценить влияние макроокружения на деятельность организации можно, изучив по ряду параметров следующие элементы макроокружения:

- система ценностей, принятых в данном обществе, и их приоритеты;

- политическая обстановка в стране и мире;

- уровень социального и политического развития населения;

- экономическая обстановка в стране, отрасли и мире;

- налоговая система данного государства;

- социальная и экологическая ответственность за отрицательные последствия - реализованных управленческих решений;

- институциональные структуры;

- обычаи местного и международного ведения бизнеса;

- характерные природные и общественные катаклизмы;

- криминализация внешних связей организации.

Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения. Технологические нововведения влияют на эффективность производства и реализации продуктов, скорость устаревания продукта, на то, как собирают, хранят и распределяют информацию, на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации.

              Скорость изменения технологий быстро растет, и эта тенденция сохранится в дальнейшем. Одна из причин этого явления состоит в том, что в наше время на земле живет больше ученых, чем их было в мире за всю историю цивилизации. Некоторые недавние крупные нововведения, которые глубоко затронули организации и общество, — это компьютерная, лазерная, микроволновая,  полупроводниковая технология, интегрированные линии связи, робототехника, спутниковая связь, атомная энергетика, получение синтетических топлив и продуктов питания, генная инженерия, всеобщая миниатюризация, которая быстро развивается.

Очевидно, что все организации, особенно имеющие дело непосредственно с технологией высокого уровня, наукоемкие предприятия, должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами предлагать нововведения.

              Состояние экономики. Руководство должно уметь оценивать, как скажутся на операциях организации общие изменения состояния экономики. Состояние мировой экономики влияет на стоимость всех ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. Если, например, прогнозируется инфляция, руководство может счесть желательным увеличение запасов поставляемых организации ресурсов и провести с рабочими переговоры о фиксированной оплате труда с тем, чтобы сдержать рост издержек в скором будущем. Оно может также решить увеличить займы, поскольку при наступлении сроков платежей деньги будут стоить дешевле и тем самым будут частично скомпенсированы потери от выплаты процентов.

Состояние экономики может значительно повлиять на возможности получения организацией капитала для своих нужд. Это в основном обусловлено тем, что правительство часто пытается сгладить последствия ухудшения экономической обстановки, регулируя налоги, центральный банк регулирует денежную массу и ставку процента. Если этот банк ужесточает условия получения кредита и повышает ставки процента, коммерческие банки должны сделать то же самое. В результате становится труднее получить займы и обходятся они организации дороже. Подобным образом, снижение налогов увеличивает массу денег, которые люди могут потратить на цели не первой необходимости, что расширяет сбыт товаров и услуг.

Информация о работе Исследование особенностей влияния факторов внешней среды на организацию в России