Исследование процесса управления инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….....3
1 Содержание процесса управления инновациями на предприятии…………........4
1.1 Инновационный менеджмент как аппарат управления инновациями………4
1.2 Планирование как функция управления инновациями………………………6
1.3 Сущность функции организации управления инноваций на предприятии…8
1.4 Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновациях..10
2 Исследование процесса управления инновациями на примере ОАО ….......13
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «»…..13
2.2 Формирование целей инновационной деятельности ОАО «».15
2.3 Функции организации и контроля процесса управления инновациями на
ОАО «»…………… ………………………………………………..16
Заключение…………………………………………………………………………....22
Список использованных источников…………

Работа состоит из  1 файл

Инновации.doc

— 157.00 Кб (Скачать документ)

      Различные формы организации инновационных процессов составляют реальный инструментарий для подготовки организационных решений. Они могут носить формальный или неформальный характер.

        Формальная организация инноваций базируется, как правило, на формализованных, методически обоснованных расчетах и закрепляется в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников инновационных процессов. Одна из существенных особенностей инновационного менеджмента заключается в том, что в нем важное место занимает неформальная организация.[13, с. 88]

      К неформальной организации относятся спонтанно возникающие вследствие неопределенного характера инноваций отношения между людьми и структурами в процессе выполнения инновационных проектов. Значительные научные и практические результаты в инновационной сфере могут достигаться в процессе неформального общения и сотрудничества ученых и специалистов, развития научных школ и движений, проведения форумов, симпозиумов и научных конференций. [6, с. 69]

      Новые возможности неформальной организации инноваций связаны с развитием современных информационных технологий и глобальных международных информационных систем. 

      1.4 Контроль как функция завершающая управленческий цикл в инновационном менеджменте

      Контроль  как предметная функция менеджмента  завершает управленческий цикл в  инновациях и, таким образом, гарантирует  эффективность осуществления всех остальных функций. Сущность контроля в инновационном менеджменте  заключается в том, что он обеспечивает выполнение установленных плановых заданий, направленных на безусловное достижение принятых целей развития в заданных организационных условиях. В задачи контроля входят:

      - сбор и систематизация информации  о состоянии инновационной деятельности и ее результатах;

      - оценка состояния и полученных  результатов деятельности;

      - анализ причин отклонений и  факторов, влияющих на результаты  деятельности;

      - подготовка и реализация решений,  направленных на достижение намеченных целей развития.[14, с. 70]

      В системном представлении контроль выполняет функцию обратной связи  в процессе управления инновациями: информационные потоки в нем направлены от объекта к субъекту управления. Наличие обратной связи выступает  обязательным условием завершенности системы управления. Контроль в ней формируется как целостная подсистема, имеющая свое организационное построение, исполнительные органы, методы осуществления оценки, анализа и выработки решений, а также свою информационную базу.

      В соответствии с требованиями эффективного менеджмента система контроля на предприятии должна предусматривать осуществление различных видов контрольной деятельности. Принципиальное значение для организации контроля на предприятии имеют следующие признаки: цели контроля, предметная область, масштабы и формы контроля рис. 1.2.

      

      Рисунок 1.2. Виды контроля инноваций

      Стратегический  контроль составляет содержание деятельности высшего менеджмента на ИП и предусматривает  учет, оценку и анализ результатов  разработки и реализации перспективной концепции развития инноваций. Он осуществляется как на стадии формирования стратегии, так и в ходе ее реализации. Стратегический контроль концентрируется на жизненно важных аспектах политики ИП: маркетинге, научно-технических прогнозах, продуктово-тематическом портфеле. При организации и проведении стратегического контроля используются методы качественных оценок, сравнительного анализа тенденций, международных сопоставлений. [10, с. 208]

      Оперативный контроль составляет содержание деятельности в большей степени среднего и низшего менеджмента на ИП. Он нацелен на текущий учет, анализ осуществляемых инновационных процессов и имеет целью обеспечение выполнения принятых плановых заданий. Объектами оперативного контроля выступают тематические и производственные задания, сроки проведения работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью ИП затраты. При организации и осуществлении оперативного контроля используются методы количественного учета и анализа состояния инновационных проектов.[8, с. 142]

      Финансовый  контроль инноваций ориентирован на конечные экономические результаты деятельности ИП. Объектами контроля являются такие показатели, как прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их использования, обеспеченность финансовыми средствами и финансовое состояние ИП, а также отдельных проектов (платежеспособность и ликвидность). Финансовый контроль проводится на разных уровнях управления в соответствии с принятой на ИП организационной структурой. Наряду с общим контролем по ИП он обязательно организуется по отдельным подразделениям или так называемым центрам ответственности и центрам прибыли. В международной практике финансовый контроль осуществляется в рамках целостной контроллинговой системы. [7, с. 99]

      Административный контроль инноваций на ИП также имеет иерархическую структуру, но распространяется в первую очередь не на результативные параметры, а на управление инновациями. Объектами административного контроля выступают проекты в целом и их отдельные части, плановые задания, сроки и поставки, ситуация в коллективах исполнителей, выполнение производственной программы и тематических планов исследований и разработок. [5, с. 187]

      Формы и масштабы управленческого контроля инновациями зависят от двух существенных факторов: от субъектов контроля и конкретной задачи его организации. Каждое ИП организует самостоятельно систему внутреннего контроля за инновационной деятельностью, которая должна обеспечить менеджмент всех уровней информацией, необходимой для принятия управленческих решений. Кроме того, ИП как самостоятельный субъект хозяйствования является объектом контроля со стороны внешних контрольных органов: вышестоящей организации, государственных или международных контрольных органов (финансовых, природоохранных, правовых и пр.). Внутренний или внешний контроль инноваций может носить тотальный (полный) или выборочный характер. Полный контроль строится как целостная система, постоянно функционирующая в принятой организационной структуре ИП. Выборочный контроль организуется обычно как разовое мероприятие, имеющее целевой характер проверки состояния работ по отдельному проекту, качества продукции, соблюдения нормативных требований, научно-технического уровня разработок и пр. [14, с. 73]

        Разнообразные виды и формы контроля на ИП позволяют создавать целостную систему эффективного руководства инновационной деятельностью, в которой централизованное управление оптимально сочетается с научной и хозяйственной самостоятельностью и инициативой структурных звеньев.

      2 Исследование процесса управления инновациями на примере ОАО «»

      2.1 Организационно-экономическая  характеристика ОАО  «»

      Строительство цементного завода в этом районе было выбрано не случайно. Во-первых, ее недра  располагают богатейшими запасами высококачественного сырья и наличием всех компонентов, необходимых для развития цементной промышленности; во-вторых, близ выбранной площади проходит железная дорога Казань-Горький; в-третьих, сказалось выгодное расположение относительно городов центральной России.

      Цементная отрасль одна из главных составляющих рынка строительных материалов. За последние годы рынок цемента испытал значительный подъем, и это в первую очередь, связано с высокими показателями роста строительства. Однако, со второй половины 2008 года возрастающее влияние финансового кризиса наложило свой отпечаток на развитие экономики станы. В 2008 году, по данным Росстата, было произведено 53,6 миллионов тонн, что на 10% ниже предыдущего года. Цемент в России производится на 52 заводах. ОАО «» в 2008 году вошло в тройку лидеров по производству цемента, уступив ОАО «».

      В 2008 году заводами ОАО «» выпущено 3 142 993 тонны клинкера и 3 683 384 тонны цемента. В общем количестве доля цементов по маркам составила: ЦЕМ I 42,5Н - 1,5%, ЦЕМ II/А-П42,5Н – 30,1%, ЦЕМ I 42,5 Б – 59,6%, ЦЕМ I 42,5 Б* – 4,7%, ЦЕМ I 32,5 Б – 4,1%.

      Из  них расфасовано 467 736 т цемента или 12,7%. По сравнению с 2007 годом производство цемента увеличилось на 5%. В 2009 году производство цемента планируется увеличить до 4,2 млн. тонн.

      Общая  средняя численность персонала составила 2183 человек, в том   числе: по основному    виду деятельности    2 156 человек    и по  не  основному   виду деятельности 27 человек.

      В 2008 году продолжается строительство  новой технологической линии  «сухого способа» производства клинкера. Проводятся работы по модернизации карьерного оборудования. Серьёзное внимание уделяется проблемам комплексной автоматизации производственных процессов и экологической составляющей деятельности Общества. 

      2.2 Формирование целей инновационной деятельности ОАО «»

      Для полноценного развития отрасли ОАО  «» мешают износ оборудования, устаревшие технологии и низкая степень автоматизации  производственного процесса. В последние  годы влияние на состояние рынка  стало оказывать и сокращение сырьевой базы, производители вынуждены вести борьбу за каждое месторождение.

      С учётом вышесказанного и, исходя из требований ситуации складывающейся на рынке цемента, главными задачами ОАО «», являлись:

      1. Обеспечение максимальной загрузки  производственных мощностей с учётом обновления и совершенствования технологической базы, позволяющей обеспечить безубыточность выпускаемой продукции.

      2. Обеспечение переподготовки и  подготовки новых и привлечения  дополнительных инженерно-технических  кадров по основным специальностям для выполнения производственных планов.

      3. Расширение сферы деятельности  ОАО «» в вопросах увеличения  выпуска продукции и снижения  затрат на её производство. Практическая  отработка с кредитными организациями  Российской Федерации схемы привлечения кредитных средств на развитие производства и всех вопросов,  связанных с кредитными отношениями.

      4. Расширение номенклатуры продукции,  выпускаемой предприятиями ОАО  «». Освоение выпуска новых марок  цемента с более высокими технологическими  параметрами.

      4. Внедрение перспективных систем  автоматизированного управления  производством и информационных  бизнес - систем. В формате поставленных  задач ОАО «» успешно решается  задача максимально возможной  загрузки мощностей предприятий  исходя из численности ИТР  и основных производственных рабочих.

      ОАО «» сегодня – огромное акционерное  общество, на долю которого приходится более 60% от общего объема производства строительных материалов в Мордовии. Общество не входит ни в один из отраслевых холдингов России и продолжает свою производственную деятельность как самостоятельная компания, в состав которой также входят ООО «», ОАО «», ОАО «. 

      2.3 Функции организации и контроля процесса управления инновациями на ОАО «»

      Важнейшей составной частью предприятия во всех его ипостасях становятся инновации - процесс постоянного обновления во всех сферах его деятельности. Но для того чтобы организовать инновации на предприятии, необходимы специальные подразделения, которые могли бы заниматься этой работой. Такое подразделение на ОАО «» - НИОКР (Научно исследовательский отдел конструкторских разработок). Это структурное подразделение, занимающееся разработкой и внедрением инновационных проектов на основе новейших достижений науки, техники, улучшения качества выпускаемой продукции.

      В своей работе НИОКР руководствуется внутренними документами ОАО «», действующими нормами ГОСТ, ТУ, ОСТ и ТО, а также планами, графиками, методиками, научными разработками научно-исследовательских институтов и фирм.

      Сотрудники  НИОКР постоянно совершенствуют свои знания в технологии производства продукции, режимах работы оборудования, правилах его эксплуатации, технических требованиях, предъявляемых к сырью и готовой продукции, основах трудового законодательства, правилах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты

      Для внедрения любой инновации в  ОАО «», необходимо чтобы она прошла следующие стадии:

      1. Предварительная подготовка проекта. До начала официальной разработки проекта ведется техническая работа, которая в дальнейшем послужит фундаментом для инновационного процесса. Обсуждаются идеи в самом общем виде, что дает возможность охватить дискуссией самый широкий спектр новаторских идей.

      2. Возможности проекта. Конкретные идеи возможных проектов возникают из предварительной деятельности. Это могут быть технические концепции, направленные на усовершенствование, или же предвидение потребительского интереса в случае некоторых изменений в процессе производства и переработки.

Информация о работе Исследование процесса управления инновациями