Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:54, контрольная работа
Современная экономика предъявляет новые, более высокие требования к управлению. Вопросы совершенствования методов управления приобретают сейчас очень важное значение, поскольку именно в этой сфере имеются еще большие резервы роста эффективности народного хозяйства.
Существенным фактором повышения научного уровня управления является применение при подготовке решений математических методов моделей.
2.2 Достоинства метода
«мозговая атака» :
1. В ходе «мозговой атаки» решаются проблемы,
ранее казавшиеся неразрешимыми.
2. При «мозговой атаке» проявляется феномен
«сдвига риска» (групповые решения могут
быть более рискованными, чем индивидуальные).
Метод мозгового штурма появился в Соединенных Штатах Америки в конце 30-х годов, а оформился и стал известен широкому кругу специалистов с выходом в 1953 году книги А. Осборна «Управляемое воображение», в которой были раскрыты принципы и процедуры творческого мышления [1; 87].Структурно метод довольно прост. Он представляет собой двухэтапную процедуру решения задачи: на первом этапе выдвигаются идеи, а на втором они конкретизируются, развиваются. Важнейшей мыслью, на которую опирался Осборн, является представление о наличии у каждого человека двух важнейших аспектов работы мозга: творческого разума и аналитического мышления. Их чередование, по мнению Осборна, и составляет основу всех процессов творческой работы.
Приведем рекомендуемую им последовательность действий при решении задач:
1. Выявление проблемы.
2. Отбор подпроблемы для «атаки». Обратитесь к списку всевозможных аспектов проблемы, тщательно проанализируйте их, выделите несколько целей.
3.Отбор данных. Сформулировали проблему, теперь нужна вполне определенная информация. Но вначале отдадим себя во власть творчества, чтобы придумать всевозможные виды данных, которые могут помочь лучше всего.
4.Отбор информации. Ответив на вопрос о видах необходимой информации.
5. Придумайте всевозможные
идеи – «ключи» к проблеме.
Эта часть процесса мышления,
безусловно, требует свободы воображения,
не сопровождаемой и не
6. Выбор идеи, которые вероятнее всего ведут к решению. Акцент здесь делается на сравнительном анализе.
7. Придумайте всевозможные пути для проверки. Часто удается обнаружить совершенно новые способы проверки.
8. Отберите наиболее
9. Представьте себе все
возможные области применения. Даже
если наше окончательное
10. Финальный результат работы.
Хорошие результаты дает также метод двойного мозгового штурма. Участникам сессии рассылают письменные приглашения с указанием цели мозгового штурма и разъяснением их роли в решении поставленной задачи. К приглашениям прилагают правила проведения сессии. В сессии участвуют обычно 30–40 человек, ее продолжительность 2,5–3 часа, включая 30-ти – 45-ти минутный перерыв. На первом этапе штурма ставят творческое задание и проводят генерирование идей, которые пока не оценивают. В перерыве, являющемся составной частью сессии, идеи обсуждаются и уточняются. Таким образом происходит генерирование новых идей. После перерыва, на втором этапе мозгового штурма, генерирование идей продолжают, но уже с учетом критики, информации, полученной в перерыве. Выступления всех без исключения участников строго регламентируются. После сессии идеи оценивают эксперты. Широко применяемая в Германии модификация метода называется «конференция идей» и включает в себя разветвленную последовательность операций [9; 203].
Наибольший интерес
2.3 Отбор участников.
Роль ведущего при проведении мозгового штурма многозначна и трудна. А. Осборн предлагал выбирать ведущих среди лиц, обладающих высокой творческой активностью в сочетании с доброжелательностью по отношению к идеям, высказанным другими людьми. Кроме того, ведущий должен иметь авторитет среди тех, с кем он собирается работать. Важнейшими его качествами являются скорость реакции, богатство ассоциативных связей, легкость генерирования идей в сочетании с хорошими аналитическими способностями, трезвым рассудком [6; 183].
В целом ведущий должен
уметь выполнять следующие
– принимать решение о целесообразности применения мозгового штурма для решения конкретной задачи;
– производить отбор участников;
– обучать участников необходимым приемам работы;
– формулировать проблему с учетом квалификации и личностных качеств участников этапа генерации идей;
– обеспечивать деятельность участников во время этапов генерации и анализа идей;
– проводить классификацию и оценку идей;
– проводить анализ итогов штурма, использовать их для саморазвития.
Основная область применения метода мозгового штурма – поиск решений в недостаточно исследованной области, выявление новых направлений решения проблемы. Метод рекомендуется использовать также для поиска новых сфер применения уже существующего изделия или материалов, а также с целью выявления недостатков существующего изделия. В целом же мозговой штурм может быть использован при решении самого широкого круга задач.
Так, например, при решении
задачи о совершенствовании способа
выявления вызванных
Одно из этих направлений
и было реализовано. Интересно
отметить, что реализация не потребовала
изменения технических средств,
Формирование группы участников
мозгового штурма – важнейшая
составляющая работы ведущего. Удачный
подбор, как правило, обеспечивает успех
всей работы. Неудачный подбор ведет
к вялой работе, возможным конфликтам
на личностном уровне, большим усилиям
ведущего по обеспечению постоянной
включенности в работу каждого участника
работы.
1. Оригинальность – способность
продуцировать отдельные
2. Семантическая гибкость
– способность выделить
3. Образная адаптивная
гибкость – способность
4. Семантическая спонтанная
гибкость – способность
Мозговой штурм – это, прежде
всего, метод обеспечивающий поддержку
на начальном этапе решения проблемы,
на этапе, характеризующемся отсутствием
или минимальным, недостаточным количеством
информации. В этих условиях применение
механизмов логического подхода является
крайне затруднительным. Ясно, что указание
на отсутствие конкретных конструктивных
предложений как недостаток мозгового
штурма неправомочно. Ясно также, что хаотичность,
неуправляемость, «бестолковость» метода
является его достоинством, позволяющим
осуществлять работу в условиях отсутствия
информации. Но также ясно, что применение
мозгового штурма для решения проблем
поиска конфигурации (вариантов исполнения
объекта) или устранения противоречий
– неэффективно [8; 95].
Процесс принятия группового решения в мозговой атаке делится на две части: на первом этапе участники дискуссии предлагают любые, пусть даже самые авантюрные и невероятные варианты решения, которые на данной стадии не подвергаются критике. . Стремительность мозговой атаки не только «заводит» участников и заставляет их думать активнее и продуктивнее, но и приносит им после окончания обсуждения чувство удовлетворения от проделанной работы, в то время как неторопливые совещания, о которых речь уже шла выше, обычно оставляют у людей ощущение зря потраченного времени.
Вывод: Подводя итог, отмечу, что метод «Мозговой штурм» – наиболее эффективный способ произвести множество идей за короткий период. Групповые процессы также эффективны для оценки текущих идей. Однако (яркие) личности, как считается, более успешны в создании оригинальных и качественных идей Метод «мозговой атаки» – коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения проектов решения, в том числе иррациональных. Выделяют 3 основных правила для успешного сеанса мозгового штурма: Нужно поощрять участников придумать как можно больше идей, какими бы странными они ни казались (нет плохих идей).Не следует представлять никакие суждения о какой-либо идее до завершения сеанса. Будь она негативная или позитивная. Нужно поощрять участников улучшать идеи других, создавая маловероятные комбинации и непредвиденные сценарии.
3.1Метод экспертных оценок.
Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение экспертов принимается как решение проблемы. Комплексное использование интуиции (неосознанного мышления), логического мышления и количественных оценок с их формальной обработкой позволяет получить эффективное решение проблемы.
При выполнении своей роли
в процессе управления эксперты производят
две основные функции: формируют
объекты (альтернативные ситуации, цели,
решения и т. п.) и производят измерение
их характеристик (вероятности свершения
событий, коэффициенты значимости целей,
предпочтения решений и т. п.). Характерными
особенностями метода экспертных оценок
как научного инструмента решения сложных
неформализуемых проблем являются, во-первых,
научно обоснованная организация проведения
всех этапов экспертизы, обеспечивающая
наибольшую эффективность работы на каждом
из этапов, и, во-вторых, применение количественных
методов как при организации экспертизы,
так и при оценке суждений экспертов и
формальной групповой обработке результатов.
Эти две особенности отличают метод экспертных
оценок от обычной давно известной экспертизы,
широко применяемой в различных сферах
человеческой деятельности.[3;356].
1) эксперт является хранилищем большого объема рационально обработанной информации, и поэтому он может рассматриваться как качественный источник информации;
2) групповое мнение экспертов близко к истинному решению проблемы.
Если эти гипотезы верны, то для построения процедур опроса и алгоритмов обработки можно использовать результаты теории измерений и математической статистики.
3.2 Подбор экспертов.
Для реализации процедуры экспертного оценивания необходимо сформировать группу экспертов. Общим требованием при формировании группы экспертов является эффективное решение проблемы экспертизы. Эффективность решения проблемы определяется характеристиками достоверности экспертизы и затрат на нее.
Достоверность экспертного оценивания может быть определена только на основе практического решения проблемы и анализа ее результатов. Использование экспертов как раз и обусловлено тем, что отсутствуют какие-либо другие способы получения информации. Поэтому оценка достоверности экспертизы может осуществляться, как правило, только по апостериорным (послеопытным) данным. Если экспертиза проводится систематически с примерно одним и тем же составам экспертов, то появляется возможность накопления статистических данных по достоверности работы группы экспертов и получения устойчивой числовой оценки достоверности. Эту оценку можно использовать в качестве априорных данных о достоверности группы экспертов для Сложной проблемой процедуры подбора является формирование системы характеристик эксперта, существенно влияющих на ход и результаты экспертизы. Эти характеристики должны описывать специфические свойства специалиста и возможные отношения между людьми, влияющие на экспертизу. Важным требованием к характеристикам эксперта является измеримость этих характеристик.
Еще одной проблемой является организация процедуры подбора экспертов, т.е. определение четкой последовательности работ, выполняемых в процессе подбора экспертов и необходимых ресурсов для их реализации.
Максимальное число экспертов в группе проверяется на ограничение по финансовым ресурсам. Определив зависимость между достоверностью, количеством экспертов и расходами на оплату, группа управления представляет руководству эту информацию и формулирует возможные альтернативы решений. Такими альтернативами могут быть либо снижение достоверности результатов экспертного оценивания до уровня, обеспечивающего выполнение ограничения по расходам на оплату экспертов, либо сохранение исходного требования на достоверность экспертизы и увеличение расходов на оплату экспертов.Следующим этапом работы по подбору экспертов является составление предварительного списка экспертов. При составлении этого списка проводится анализ качеств экспертов. Кроме учета качеств экспертов, определяются их местонахождение и возможности участия выбранных специалистов в экспертизе. При оценке качеств учитывается мнение людей, хорошо знающих кандидатов в эксперты. После составления списка экспертов им направляются письма с приглашением участвовать в экспертизе. В письмах объясняется цель проведения экспертизы, ее сроки, порядок проведения, объем работы и условия вознаграждения. К письмам прилагаются анкеты данных эксперта и самооценки компетентности. Получив ответы экспертов, группа управления составляет окончательный список группы экспертов.[9; 69]
Информация о работе Исследование систем управления - метод дельфи