Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа
Системный подход сложен тем, что предполагает особый способ восприятия реальности, отличный от того, к которому мы привыкли. Возникшие еще в XVIII в. представления о детерминированности мира, о возможности вычленить причину и следствие, найти одну истинную первопричину мешает понять, что в реальности причины и следствия могут меняться местами. А в мире существует множество истин, справедливых в разных условиях и с определенной степенью вероятности. Стремление найти простой ответ, вычленить один главный фактор мешает работе с организацией, в которой этих факторов много и все они – главные
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
1. Системный анализ как научный процесс в исследовании систем управления…………………………………………………………………………..6
1.1 Системный анализ — конструктивное направление
исследования процессов управления…………………………………………….....6
1.2 Основные подходы в системном исследовании………………...……………..9
1.3 Процесс системного анализа…………………………………………………..16
2. Классификация систем в исследовании системного управления………..22
2.1 Теоретические основы количественного и качественного анализа………...22
2.2 Характеристика физических, биологических и социальных систем………..24
2.3 Системный анализ как способ исследования современного предприятия в условиях рынка …………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...35
4. Множественность, позволяющая
использовать множество
При системном подходе
важное значение приобретает изучение
характеристик организации как
системы, т.е. характеристик «входа»,
«процесса» и характеристик «выхода».
При системном подходе на основе
маркетинговых исследований сначала
исследуются параметры «выхода»
Системный подход позволяет
нам комплексно оценить любую
производственно-хозяйственную
Комплексный подход предполагает
учитывать при анализе как
внутреннюю, так и внешнюю среду
организации. Это означает, что необходимо
учитывать не только внутренние, но
и внешние факторы —
Интеграция по стадиям жизненного цикла продукта по горизонтали требует формирования единой и четкой информационной системы управления, которая должна включать, прежде всего, показатели качества и количества затрат по стадиям научно-исследовательской, конструкторской и технологической подготовки производства, а также показатели собственно производства, внедрения, эксплуатации и снятия изделия с производства. Такая согласованность показателей по стадиям жизненного цикла продукта позволяет создать структуру управления, обеспечивающую оперативность и гибкость управления.
Интеграция по вертикали
представляет собой объединение
юридически самостоятельных организаций
для наилучшего достижения поставленных
целей. Это обеспечивается, во-первых,
объединением усилий людей, во-вторых,
созданием новых научно-
Объектами анализа в данном случае могут быть:
Маркетинговый подход предполагает
проведение анализов организаций на
основе результатов маркетинговых
исследований. Главной целью при
таком подходе является ориентация
управляющей системы на потребителя,
Реализация поставленной цели требует,
прежде всего, совершенствования деловой
стратегии организаций, цель которой
обеспечить своей организации устойчивое
конкурентное преимущество. Маркетинговый
анализ призван выявить эти
Инновационный подход основан
на умении организации быстро реагировать
на изменения, диктуемые внешней
средой. Это касается внедрения нововведений,
новых технических решений, неуклонного
возобновления производства новых
товаров и услуг для наилучшего
удовлетворения потребностей рынка
сбыта. Залог успешного
Рассмотрим эти стадии:
1. Анализ возможности
проведения научно-
2. Анализ возможности
внедрения в производство
3. Анализ возможности
вывода нового продукта на
рынок. Особую роль здесь
Немаловажную роль играет
и собственная конкурентная позиция.
Именно на этой стадии анализа должна
проявить себя деловая (конкурентная)
стратегия организации, от которой
зависит продолжительность
Сущность нормативного подхода заключается в следующем. Анализ любой системы управления с целью ее совершенствования связан с учетом совокупности важнейших нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности аппарат компании. Это и установленные для каждой отрасли нормативы, например нормы управляемости и нормативы, разрабатываемые самими проектировщиками. (Положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и другие.) Нормативы могут иметь целевую, функциональную и социальную направленность. К целевым нормативам относится все то, что обеспечивает реализацию поставленных перед организацией целей. Это показатели качества продукции, ресурсоемкость продукции, эргономические показатели, показатели надежности, а также технический уровень производства. К функциональным нормативам относится качество и своевременность проработки планов, четкая организованность подразделений, оперативный учет и контроль, строгое распределение функциональных обязанностей в каждом структурном подразделении организации. Нормативы в социальной сфере должны обеспечить оптимальные условия для специального развития коллектива: показатели стимулирования и охраны труда, показатели обеспеченности всех сотрудников необходимыми техническими средствами для успешной работы, необходимость систематического повышения профессионального роста, хорошая мотивация, правовые и экологические нормативы. Нормативный подход при проведении анализа требует учета всей совокупности нормативов при управлении ресурсами, процессом и продуктом. Целью поведенческого подхода является создание необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания собственной значимости в управлении организацией. Важное значение для менеджеров приобретает изучение различных поведенческих подходов, которые рекомендует общий менеджмент и исследование возможности их применения в процессе анализа организации. Удачно подобранная команда единомышленников, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, — важнейшее условие экономического успеха [2, с.67].
Следовательно:
1. Для выявления специфики
работы организаций и
2. Главной целью системного
анализа является разработка
и внедрение такой системы
управления, которая выбирается
в качестве эталонной, в
3. Системный анализ носит
комплексный характер и
4. Для успешного проведения
анализа необходимо подобрать
команду специалистов, хорошо знакомых
с методами экономического
1.3 Процесс системного анализа
По своему характеру системный анализ является научным процессом. Его можно определить в терминах и понятиях основных его элементов. Подход с позиций системного анализа предполагает: систематическое исследование и взаимное сравнение тех альтернативных действий, которые приводят к достижению желаемых целей; сравнение альтернатив на основе стоимости расходуемых ресурсов и достигаемых выгод по каждой из альтернатив; учет и подробный анализ неопределенностей. Процесс исследования и сравнительный анализ альтернатив, которые по предложению имеют отношение к реализации целей, не столь прост, как это может показаться. На одном из уровней выработки решения этот процесс сводится к проблеме исследования вполне определенной группы действия. Когда в корпорации сравниваются между собой несколько возможных новых идей относительно будущей продукции, чтобы отобрать наилучшую, или когда представители военно-воздушных сил сравнивают несколько проектов самолетов, то набор альтернатив, подлежащих исследованию, определен достаточно хорошо. Вместе с тем, иногда может оказаться необходимым и желательным сформулировать новые альтернативы, такая необходимость возникает тогда, когда ни одна из очевидных альтернатив не ведет к желаемому результату. Довольно часто очевидные альтернативы могут привести к цели лишь за счет невозможных или нежелательных затрат и, тем самым, принимающий решение ставится перед необходимостью искать другие альтернативы. Если ни одна из очевидных альтернатив не ведет к желаемой цели или если все они требуют неприемлемых затрат, то нужно сформулировать новые альтернативы включающие аспекты проблемы, не учтенные в исходных альтернативах. Например, когда руководство компании исследует альтернативы в производстве продукции нового вида, оно при поиске решения следует логике. Выбор нового вида продукции начинается с выработки идей. Идеи могут выражаться в предложениях по изменению выпускаемых образцов, чтобы расширить границы их рынка сбыта. Может быть предложена идея создания совершенно нового вида продукции. Затем пытаются установить зависимость объема выпуска продукции от выявленного спроса на нее и с наличными ресурсами. Отсюда следует, что каждую идею, относящуюся к выпуску продукции, можно оценивать со следующих позиций: можно ли использовать для производства новой продукции, существующие производственные мощности; можно ли использовать обычные виды сырья и полуфабрикатов; можно ли реализовывать новую продукцию через существующую сеть сбыта; достаточно ли для производства новой продукции знаний, опыта и технических навыков персонала компании. На такие вопросы не существует плохих или хороших ответов. Список возможностей производства, удовлетворяющих этим критериям, на практике бывает весьма ограничен. Именно это обстоятельство заставило в свое время ряд ведущих нефтяных компания отказаться от ограничений альтернатив по критериям сырья, производственных мощностей и сети реализации и рассмотреть возможности расширения коммерческих операций за счет нового вида использования управленческого и канцелярского аппарата – по операциям с клиентами, пользующимися кредитными карточками [1, с.146].
Информация о работе Исследование систем управления через системный анализ