Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 16:32, курсовая работа
Системный подход сложен тем, что предполагает особый способ восприятия реальности, отличный от того, к которому мы привыкли. Возникшие еще в XVIII в. представления о детерминированности мира, о возможности вычленить причину и следствие, найти одну истинную первопричину мешает понять, что в реальности причины и следствия могут меняться местами. А в мире существует множество истин, справедливых в разных условиях и с определенной степенью вероятности. Стремление найти простой ответ, вычленить один главный фактор мешает работе с организацией, в которой этих факторов много и все они – главные
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….........3
1. Системный анализ как научный процесс в исследовании систем управления…………………………………………………………………………..6
1.1 Системный анализ — конструктивное направление
исследования процессов управления…………………………………………….....6
1.2 Основные подходы в системном исследовании………………...……………..9
1.3 Процесс системного анализа…………………………………………………..16
2. Классификация систем в исследовании системного управления………..22
2.1 Теоретические основы количественного и качественного анализа………...22
2.2 Характеристика физических, биологических и социальных систем………..24
2.3 Системный анализ как способ исследования современного предприятия в условиях рынка …………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..33
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...35
В результате такого широкого
подхода к составлению набора
альтернатив они принимают
Как показывает опыт, использование
системного анализа в планировании,
а также в других сферах управления
будет плодотворным, если рабочие
группы исследователей будут составлены
из специалистов различного профиля. Обладая
специфическим опытом работы, каждый
из членов группы по своей специальности
может внести свой вклад в решение
общей проблемы, в результате чего
итоги работы группы по своему эффекту
значительно превосходят то, что
можно было бы ожидать от одного
исполнителя. Следует добавить, что
решение наиболее серьезных проблем
требует учета альтернатив, содержащих
психологические, социальные и физические
аспекты. Одним из средств, успешно
используемых при выработке новых
альтернатив, является «мозговая атака».
Этот метод решения проблем состоит
в том, что собирается группа специалистов
и им предлагают обсудить новые возможные
альтернативы, новые виды продукции
или перспективные области их
использования и сбыта. В процессе
обсуждения поощряется свободное высказывание
вслух первых пришедших на ум идей.
Их критика категорически
Задача принимающего решение и того, кто выполняет анализ в его интересах, заключается в том, чтобы заранее учесть присущую стратегическим решениям неопределенность. В системном анализе делаются попытки создать для этого специальный аппарат, и хотя гораздо легче говорить о том, как учесть неопределенность, чем это сделать. Явный, четко выделенный учет неопределенности представляет собой одну из главных причин успеха системного анализа.
2 КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ В ИССЛЕДОВАНИЯХ СИСТЕМ УПРАВЕНИЯ
2.1 Теоретические
основы количественного и
Системный анализ является
развитием традиционных методов
научного анализа. Поскольку число
и мера составляют основу естественных
наук, то и системный анализ стали
рассматривать как метод
Хорошим примером факторов,
трудно учитываемых в формальном
анализе, служит моральный фактор, при
любом решении проблемы влияние
какого-либо действия на моральное
состояние людей имеет для
эффективности организации
Такой подход позволяет с
наибольшей эффективностью сочетать как
формальные, так и неформальные методы
анализа. Комплексный подход намного
лучше чисто субъективного
2.2 Характеристика физических, биологических и социальных систем
Системный анализ начинается
не с измерений и вычислений, а
с классификаций объектов своего
изучения. Однако используемые системные
классификации имеют свою специфику.
Во-первых, они не являются ни целью,
ни результатом, а выступают лишь
вспомогательным приемом, позволяющим
анализировать изучаемую
Во-вторых, системные классификации никогда не бывают полными и непротиворечивыми, они всегда открыты для изменений, дополнений и уточнений, поэтому в рамках системного анализа можно указать только типовые классификации, выработанные опытом предшествующих исследований.
Наибольшее практическое распространение получили классификации систем по следующим признакам: по форме движении материи; характеру взаимодействия с окружающей средой; предсказуемости поведения; способу существования; субстанциональному строению; компонентному составу; реакции на внешние воздействия; характеру развития и внутреннему устройству. Такая классификация систем основана на принятых в философии представлениях о возможных формах движения материи: физической, биологической и социальной [10, с.96]. Физические системы образованы компонентами неживой природы различных уровней организации – от элементарных частиц до метагалактики, Изучением этих систем занимается физика со всеми ее многочисленными разделами. В зависимости от законов, определяющих поведение физических систем, они подразделяются на механические, термодинамические, электромагнитные, релятивистские, квантово-механические и торсионные. Физика составляет основу современного естествознания и оказывает сильное влияние на развитие системных исследований. Все, что попадает в сферу ее познания, приобретает черты определенности и доказательности. Физические законы формулируются в количественных категориях. В физике существует много шкал, позволяющих измерять и соотносить между собой изучаемые процессы и явления, но все они количественные. Использование качественных шкал неприемлемо по определению. Стремление оперировать количественными измеряемыми понятиями придает физическим теориям устойчивость, однозначность и определенность, а также позволяет широко использовать математический аппарат для описания изучаемых объектов. Физические теории дают относительно бедные модели эволюции и самоорганизации систем. Во все своей совокупности физические теории не способны вскрыть источники активности изучаемых систем и объяснить механизмы, приводящие в движение все то многообразие объектов, которое наблюдается в мире. Итак, мир физических систем – это сфера вещественных и энергетических преобразований, в которой правят не объекты и субъекты, а законы и количественные отношения. Эта сфера сложна и слабо изучена, но в принципе все, что в ней происходит, поддается инструментальному измерению и количественному описанию. Биологические системы образованы огромным разнообразием живых существ, начиная с уровня молекулярных белковых соединений и заканчивая уровнем биосферы. Их изучением занимается биология, которая всегда занимала и занимает ведущее место в области системных исследований. Можно сказать, что первые представления о системах и уровнях их организации были заимствованы из опыта живой природы. На все изучаемые в биологии объекты распространяются признаки целостности, расчленимости, связанности неаддивности, т.е. они признаются системами. Наряду с эволюционной теорией, эта концепция сыграла решающую роль в становлении современной биологии как комплексной естественнонаучной дисциплины, изучающей не только и не столько феномены природы, но главным образом присущие ей закономерности в устройстве и развитии. Признание многоуровневого и иерархического устройства природных систем позволило выделить биологический аспект уровней – беловая молекула, клетка, организм, популяция, сообщество, биосфера. Эти образования взаимодействуют с внешней средой, обеспечивающей их веществом и энергией, образуя соответствующие системы – генетические, клеточные. Соответственно выстраивается структура функциональной биологии, изучающей общие принципы организации жизни. Таким образом, концепция уровней организации объектов изучения позволила создать единую систему биологического знания, воспроизводящую законы развития и функционирования органического мира как неразрывного целого. Успехи в развитии биологической науки очевидны. Поэтому неоднократно предпринимались попытки заимствовать накопленный в биологии методический опыт для построения математических моделей социальных систем. Социальные системы – это системы, в которых в качестве главных компонентов рассматриваются люди и образованные ими различного рода общности. В эти системы включаются объекты биологической и неживой природы, наиболее тесно связанные с деятельностью человека. Социальные системы классифицируются по многочисленным и весьма разнообразным признакам. Выделяют экономические, финансовые, военные, политические, религиозные, этнические и другие системы, выступающие объектами изучения соответствующих дисциплин. Часто такие системы называют гуманитарными. Присутствие человеческого фактора существенно ограничивает применение математических методов для построения моделей социальных систем. Гуманитарные системы не имеют четко выраженных критериев управления, строго определенных целевых функций и явно сформулированных ограничений на выбор способов действий. Основные функции большинства гуманитарных систем неизвестны. Решения, принимаемые людьми, часто продиктованы не только логикой и точным расчетом, но и чувствами, эмоциями, возникающими под давлением настоящего и далекого прошлого. Когда мысли и действия людей приобретают точные очертания, а чувства и эмоции отбрасываются в сторону, гуманитарная система перестает существовать и превращается в механическую систему. Информация, циркулирующая между компонентами гуманитарных систем, несет прагматическую нагрузку, слабо и неоднозначно связанную с ее количественным объемом. Прагматическую сторону информации пока не удается изменить с использованием какой-либо количественной шкалы. Попытки отождествить прагматику информации с ролью, которую играет данный пакет сообщений в конуре управления, приводят к чрезмерному упрощению гуманитарной системы и к ее трансформации пусть в достаточно сложную, но кибернетическую систему.
Итак, мир гуманитарных систем – это сфера количественно неизмеримых чувств, страстей и эмоций, размытых, нечетких категорий и понятий, в которой причудливым образом переплетаются прошлое, настоящее и будущее. В этой сфере обитают уникальные, строго персонифицированные субъекты, стандартизация и унификация которых недопустимы. Развитие гуманитарных систем происходит только потому, что их топология, хронология, свойства компонентов и взаимоотношения не сводятся к количеству и не подчиняются строгой логической реконструкции. При традиционном математическом моделировании гуманитарных систем все сводится к количеству, в результате чего происходит выхолащивание существа изучаемых процессов, в то время как качественный, интуитивный анализ обретает большую практическую значимость [4, с.78].
2.3 Системный анализ
как способ исследования
Системный подход заставляет иными глазами посмотреть и на эффективность функционирования систем: взаимодействие между частями системы оказывается гораздо важнее, нежели результативная работа отдельных ее частей. Например, точная, эффективная работа отдела маркетинга фирмы не даст положительного результата, если не налажено его взаимодействие с производственными подразделениями, финансовым отделом, руководством фирмы и т.д. Ни один из элементов сложной системы не может быть познан без учета его связей с другими элементами. Попытка изучить, например, деятельность предприятия, лишь расчленив его на подразделения, обречена на неудачу. Мы никогда не сумеем понять, почему та или иная компания добивается успеха, если будем изучать каждый ее цех по отдельности, вне связи с остальными. Только общий дух корпорации, моральные и материальные стимулы, действующие на предприятии в целом, слаженность во взаимодействии подразделений, обусловленные общей стратегией, объясняют результат ее работы. Он вызывается интегральным качеством системы в целом, которое отсутствует у каждой части в отдельности, если части разъединить. Поэтому изучение сложных систем требует не только аналитического, расчленяющего подхода, но и иного - целостного, исследующего систему в единстве всех ее частей. Этот подход берет за основу синтез (объединение частей, выявление системного качества, присущего лишь всей системе в целом) [3, с.55].
Как осуществлять синтез? Для начала нужно сформулировать причины, объединяющие различные части в целое. Часто для достижения каких-либо целей недостаточно применить отдельные разрозненные средства, имеющиеся в наличии. Тогда эти средства объединяют в систему средств, которая, благодаря своему интегральному, новому качеству, обладает большими возможностями для реализации целей, нежели разрозненные средства. Осуществляется целедостижение за счет выполнения системой определенной функции, роли в другой, более широкой системе, в которую она входит как часть. Так рабочий выполняет определенные функции в бригаде, бригада - в цехе, цех - на предприятии, предприятие - на рынке. Объединение элементов в целое, которое позволяет выполнять определенную роль, функцию системы в более широкой системе и представляет собой осуществление синтеза.
Информация о работе Исследование систем управления через системный анализ