Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение структуры системы управления персоналом предприятия.
Задачами для достижения цели являются:
1). Выяснить, что же такое теория и структура управления в целом;
2). Рассмотреть основные школы управления, основные принципы и функции управления
Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной структуры системы управления
Сущность и содержание теории управления
Развитие управленческой мысли. Основные школы управления
Основные принципы и функции управления
1.3.1. Принципы управления
1.3.2. Функции управления
Методы в исследовании системы управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Исследование системы управления на примере …»
По дисциплине «Основы теории управления»
Пояснительная записка
Шифр работы
Руководитель работы
___________________
Оценка_____________
Омск 2012
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной структуры системы управления
1.3.1. Принципы управления
1.3.2. Функции управления
Введение
Принципиальные изменения в политической и экономической жизни страны, развитие демократических принципов управления общественным и частным производством настоятельно требуют от руководителей предприятия и государственных служащих глубокого изучения современных методов и форм управления.
Управление – древнейшее искусство и новая наука.
Теория управления - изучает закономерности организации управленческого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследования, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними.
Целью курсовой работы является изучение структуры системы управления персоналом предприятия.
Задачами для достижения цели являются:
1). Выяснить, что же такое теория и структура управления в целом;
2). Рассмотреть основные школы управления, основные принципы и функции управления.
3). Определить методы в исследовании системы управления
1.1. Сущность и содержание теории управления
Любая наука представляет собой совокупность знаний и непрестанного поиска новых данных о природе и обществе с целью понять и объяснить явления и законы природы, частью которой является сам человек. Главным в теории является не подробное описание исследуемого объекта, а изучение его основных свойств, выявление общих законов, связей дня того, чтобы обеспечить принципиальную возможность установления новых знаний.
Управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, имеет серьезный научно- методический фундамент.
Управление представляет собой предмет, который не может обойтись без соответствующей теории. Никакой опыт отдельного руководителя или даже руководящей команды не может учесть всего многообразия управленческих ситуаций, каждая из которых требует принятия единственно правильного решения. Предмет науки управления составляют управленческие отношения, в которых проявляются одновременно экономические, социальные и политические отношения и интересы, находящие выражение в воздействии на общество или на его отдельные элементы с целью их упорядочения, сохранения качественной специфики, совершенствования и развития. Предметом науки управления являются также технологии и методы управления и тенденции развития практики управления.
Теория управления имеет свой, только ей присущий предмет исследований — она изучает закономерности организации управленческого цесса и возникающие во время этого процесса отношения между людьми, определяет методологические приемы, соответствующие специфике объекта исследований, разрабатывает систему и методы активного воздействия на объект управления и определяет способы предвидения и прогнозирования изучаемых процессов. Регистрация и систематизация явлений, раскрытие закономерностей и определение причинных связей между ними существуют для разработки практических выводов и рекомендаций.
Управление присуще любому обществу или его отдельному элементу (организации, коллективу, подразделению, городу, региону). Необходимость управления вытекает из системной природы объекта, необходимости общения людей и обмена продуктами их материальной и духовном деятельности.
Объектами управления могут быть отрасли (промышленность, сельское хозяйство, транспорт), территориальные общности людей (область, район, город), отдельные стадии воспроизводства (производство, снабжение, сбыт, НИОКР), аспекты экономической деятельности (качество продукции, взаимодействие с потребителем, маркетинг), виды ресурсов (финансовые, человеческие и др.), а также характеристики производства (эффективность, отношение к работе, качество жизни, уровень занятости).
Субъектами управления могут выступать директор, менеджер, совет директоров, мэр города, городская дума, начальник отдела, группа качества, городская торгово-промышленная палата, а также любые другие Люди или группы людей, осуществляющие управленческое воздействие на объект управления.
Главный элемент любой социально-экономической системы — человек. Он может быть и объектом, и субъектом управления. Каждый член общества управляет его развитием с помощью избирательной системы, с помощью участия в институтах гражданского общества, с помощью механизмов непосредственною воздействия на управляемые подсистемы. Каждый член организации также в той или иной степени управляет функционированием или развитием этой организации. В то же время именно на человека направлены управляющие воздействия и в рамках государственного управления, и в рамках управления корпоративного.
В отличие от технических систем, где управляющая и управляемая подсистемы взаимодействуют достаточно жестко, в управлении людьми это взаимодействие более гибко. Человек и организация в целом реагируют на управляющее воздействие не пассивно, а с учетом предварительных оценок и - самостоятельного анализа последствий собственной реакции. Человек обладает волей и сознанием и реагирует на любое управляющее воздействие с учетом собственных представлений и интересов. Человек может принять управляющие команды, следовать им, а может и не принять. Как человек воспринимает управленческие воздействия, как реагирует на них — от этого зависит эффективность работы всей системы в целом. Таким образом, управление человеком неотделимо от управления организацией, отраслью, городом, регионом, страной. [5.]
Управление — это искусство, подобно медицине или композиторской деятельности, инженерному делу или футболу. Но всякое искусство использует лежащее, в его основе организованное знание (концепции, теории, принципы, методы) и применяет его с учетом реальной обстановки для достижения желаемого практического результата.
Искусство управления — способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. В основе его лежат методология и принципы науки управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции наук и опирается на достижения теории информации, кибернетики, экономики и реагирует на изменения основных концепций политической жизни общества. Одновременно искусство управления впитало в себя мировые достижения психологии, логики, риторики, этики, философии, права, методы воздействия на личность и социум различных религиозных конфессий, а также другие современные научные исследования и разработки.
Управление есть особый вид отношений между людьми. Его содержание состоит в том, что один человек хочет добиться от другого того, чего этот другой сам по себе бы не делал. Весь калейдоскоп комбинаций, возникающих из этих отношений, может охватить только тысячелетняя традиция научного осмысления и систематизации проблем управления. [1.]
Такую традицию и составляет древняя наука - теория управления, берущая свое начало не с работ американских инженеров конца XIX века, а с произведений античных мыслителей, рассуждавших об искусстве управлять людьми в любом деле, включая торговлю, войну, дипломатию и т. д. Именно со времен античности человечество изыскивает наиболее эффективные способы управления, придумывая все новые тонкости этого дела.
1.2. Развитие управленческой
мысли. Основные школы
Концепции современной теории и практики управления Содержание понятия «теория управления» можно рассматривать как науку, технологию и практику управления и как процесс принятия управленческих решений. С этой точки зрения теория управления является системой научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления.
В основу современной теории и практики управления положены следующие концепции:
• научное управление;
• административное управление;
• управление с позиции психологии и человеческих отношений;
• управление с позиции науки о поведении человека;
• управление с позиции количественных методов.
Концепция научного управления получила развитие в США в начале XX в. Ее основоположником был Фредерик Уинсоу Тейлор (1856—1915), книги которого «Управление фабрикой» (1903) и «Принципы научного управления» (1911) считают началом признания менеджмента, а затем и теорию управления — наукой.
Учение Тейлора базируется на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности. Тейлор ставил перед собой задачу повышения производительности труда и видел ее решение в рационализации трудовых операций на базе научной организации осуществления рабочим своей трудовой деятельности. Исходным для рационализации труда было изучение задачи, которая должна была давать информацию для построения рационального набора операций по ее решению. Он исходил из того, что рабочие по своей природе ленивы и не хотят просто так работать. Поэтому он считал, что рационализация, приводящая к росту прибыли, будет принята рабочим только тогда, когда и его доход будет также возрастать.
Основные принципы научного управления, которые Тейлор называл законами управления, состоят в следующем:
• создание научного фундамента, заменяющего собой старые, грубо-практические методы работы;
научное исследование каждого отдельного вида трудового действия;
• отбор рабочих и менеджеров, их тренировка и обучение на основе научных критериев;
• сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научной организации труда;
• равномерное и справедливое распределение обязанностей и ответственности между рабочими и менеджерами. Будучи необходимым участником производственного процесса, каждый из них должен точно и своевременно выполнять свой собственный круг задач.
Тейлор разработал модель «экономического человека»: работник выполняет свою работу только для получения определенного количества прибыли, т.е. платы за свой труд. Индивидуальные особенности работника подлежат унификации и нивелировке с тем, чтобы оказывать лишь минимальное субъективное воздействие на производственный процесс, построенный на строгом объективном, обоснованном научном знании. Организационная гармония и экономическая целесообразность — основа и важнейшая аксиома тейлоровской «геометрии труда».
Тейлор полагал то, что если труд во всех звеньях и участках производства организован на научной основе (т.е. на рабочем месте имеется все необходимое, применяются рациональные методы и приемы труда, установлены достаточно высокие нормы), то рабочее время будет использовано с наибольшей пользой. Следовательно, повысить эффективность производства можно, лишь решая двуединую задачу разработки технико-организационных и социально-психологических методов управления.
Следуя за Тейлором, Френк Гилберт разработал оптимальный метод выполнения работ и определил условия, необходимые для этого: целесообразное устройство рабочего места, рациональные способы подачи материалов.
Вопросы научной организации труда особенно широко исследованы Г. Эмерсоном, разработавшим комплексный, системный подход к организации управления. Основные его положения приведены в широко известной книге «Двенадцать принципов производительности». Принципы даны в следующей последовательности:
• точно поставленные цели;
• здравый смысл;
• компетентная консультация;
• дисциплина;
• справедливое отношение к персоналу;
• оперативный, надежный, полный, точный и постоянный учет;
Информация о работе Исследование системы управления на примере