Исследование системы управления на примере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение структуры системы управления персоналом предприятия.
Задачами для достижения цели являются:
1). Выяснить, что же такое теория и структура управления в целом;
2). Рассмотреть основные школы управления, основные принципы и функции управления

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной структуры системы управления
Сущность и содержание теории управления
Развитие управленческой мысли. Основные школы управления
Основные принципы и функции управления
1.3.1. Принципы управления
1.3.2. Функции управления
Методы в исследовании системы управления

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

• диспетчирование;

• нормы и расписания;

• нормализация условий;

• нормирование операций;

• написанные стандартные инструкции;

• вознаграждение за производительный труд.

Ф. Тейлор характеризовал менеджмент как науку, покоящуюся на фундаменте точных законов, правил, принципов  отделения планирования от фактического выполнения самой работы. Он сформулировал важный вывод о том, что деятельность по управлению — это определенная специальность.

Таким образом, к 1916 г. сформировалось целое научное  направление — школа научного управления. Благодаря разработке этой концепции теория управления была признана наукой и было доказано, что методы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике организации и производства. Концепция административного управления была направлена на разработку общих принципов управления предприятием в целом. Основатель этой концепции Анри Файоль (1841 — 1925) утверждал:

Управлять —  это, значит, предвидеть, организовывать, распоряжаться, согласовывать, контролировать.

Заслуга Файоля в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием.

По существу, теория А. Файоля сводится к следующим  принципам: дисциплина, единство руководства, единство распорядительства, разделение труда, подчинение частных интересов общим, вознаграждение за труд, баланс между централизацией и децентрализацией, координация менеджеров одного уровня, иерархия, справедливость, доброта и порядочность, стабильность персонала, инициатива. Главный вклад А. Файоля в теорию управления состоит в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Ему также принадлежит разработка принципов построения структуры организации и управления производством.

На базе учения А. Файоля в 20-х годах XX в. было сформулировано понятие организационной структуры  предприятия, элементы которой представляют собой систему взаимосвязей, т.е. непрерывных взаимосвязанных действий.

Идеи А. Файоля легли в основу научного направления  — административной школы. Цель классической школы — создание универсальных  принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.

Последователями Файоля, развившими и углубившими  основные положения его доктрины, являются: Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Блюмфилд, М. Вебер, Д. Муни, Альфред Слоун, Г. Черч.

Для классической школы менеджмента характерно игнорирование человека и его потребностей. За это представители школы подвергаются справедливой критике со стороны теоретиков и практиков менеджмента.

Основателем школы  управления с позиции психологии и человеческих отношений считается Элтон Мэйо (1880—1949). Он обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы. И как впоследствии предположил Абрахам Маслоу, мотивами поступков людей являются в основном не экономические стимулы, а различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.

Исследования  Мэйо показали, что поведение человека на работе и результаты его труда  принципиально зависят от социальных условий на работе, от отношений, существующих у рабочих между собой, от отношений  менеджеров к потребностям работников. В отличие от Тейлора, Мэйо не считал, что рабочий ленив по своей природе. Напротив, он утверждал, что, если создать соответствующие отношения, человек станет трудиться наиболее продуктивно.

Публикация  результатов исследований инициировала настоящую революцию в отношениях руководителей и работников организации, дала импульс развитию школы человеческих отношений, определившему развитие управленческой теории. Перенос центра тяжести в управлении с задач на человека породил развитие различных бихевиористских теорий менеджмента. [4.]

На рубеже 1940-х  годов в рамках указанной концепции  появляется «школа бихевиористов» (поведенческая  школа). В рамках этой школы было разработано несколько теорий мотиваций.

Мотивация —  это процесс стимулирования самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих  целей организации.

Из существующих теорий мотивации классической признана теория удовлетворенности Ф. Тейлора, основу которой составляет принцип: «Дайте людям возможность больше зарабатывать, больше производить продукции». Эту проблему Ф. Тейлор решает так: он в систему заданий вводит два новшества — хронометр и премиальную оплату. Тейлор считал, что деньги — лучший мотиватор. Большой вклад в развитие теорий мотивации внесли Абрахам Маслоу (1908—1970), Дуглас Мак-Грегор (1906— 1964), Фредерик Герцберг и др.

А. Маслоу разработал иерархическую систему потребностей человека и показал, что управление должно вестись на основе выявления потребностей рабочего и использования соответствующих методов мотивирования.

Конкретное  противопоставление «научного управления»  и бихевиористских концепций  в виде их теоретического обобщения  нашло отражение в теории «X»  и теории « К», разработанной Дугласом Мак-Грегором. В соответствии с этой теорией сущест вует два типа управления, отражающих два типа работников или же, вернее, два типа взглядов на работников.

Для организаций  типа «X» характерны следующие предпосылки:

• обычный человек имеет унаследованную нелюбовь к работе и старается избегать работы;

• из-за нежелания работать большинство людей только путем принуждения, с помощью приказов, контроля и угроз наказания могут быть побуждены к тому, чтобы осуществлять нужные действия и затрачивать должные усилия, необходимые для достижения организацией своих целей;

• средний человек предпочитает, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации.

Теория «У»  имеет такие предпосылки:

• выражение физических и эмоциональных усилий на работе для человека так же естественно, как и во время игры или на отдыхе. Нежелание работать не является наследственной чертой человека. Человек может воспринимать работу как источник удовлетворения или как наказание в зависимости от условий труда; внешний контроль и угроза наказания — не единственные средства побуждения человека к деятельности для достижения организацией своих целей. Люди могут осуществлять самоконтроль и самопобуждение к деятельности ради интересов организации, если у них есть чувство ответственности, обязательства по отношению к организации;

• ответственность и обязательства по отношению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого за результаты труда. Наиболее важным вознаграждением является то, которое связано с удовлетворением потребностей в самовыражении и самоактуализации;

• обычный человек, воспитанный определенным образом, не только готов брать на себя ответственность, но даже стремится к этому.

Мак-Грегор сделал вывод о том, что управление типа «У» гораздо более эффективно, и высказал рекомендацию менеджерам, состоящую в том, что их задача — создание условий, при которых рабочий, затрачивая усилия для достижения целей организации, одновременно наилучшим образом достигает своих личных целей.

Концепция управления с позиции науки о поведении  — это современная теория, получившая развитие в 1950-е годы. Интенсивное  развитие психологии и социологии в  этот период сделало изучение поведения  человека на рабочем месте в большей степени строго научным. В основе этой концепции лежит принцип повышения эффективности производства в результате повышения эффективности человеческих ресурсов организации. Это возможно в результате применения эффективных методов социального взаимодействия, мотивации, выбора характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организации, лидерства, изменения содержания работы и качества трудовой жизни. Представителями этого направления являются Крис Арджирис, Рейс Лайкерт, Дуглас Мак-Грегор, Фредерик Герцберг и др.

Концепция управления с позиции количественных методов  связана с развитием точных наук, прежде всего математики. В современных  условиях многие ученые называют это  направление новой школой. Начало применения математических методов в экономических исследованиях в XIX в. связывают с именем французского экономиста А. Каунота (1801 — 1877). Возможность использования математики для решения экономических проблем вызвала большой интерес в России. Ряд крупных специалистов — В. К. Дмитриев, П.А. Фельдман, Л. В. Канторович — внесли большой вклад в разработку и развитие экономико-математических методов (ЭММ).

Влияние науки  управления или количественного  подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческих наук, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкиваются с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. В настоящее время положение быстро меняется, т.к. все больше школ бизнеса предлагают курсы количественных методов с применением электронных вычислительных машин. [3.]

Рассмотренные концепции теории управления, как  и другие существующие концепции, направлены на совершенствование стратегии  предприятий в целях повышения эффективности производства и получения намеченных прибылей.

 

1.3. Основные принципы  и функции управления

1.3.1. Принципы Управления

Принципы управления — это общие закономерности, в  рамках которых реализуются связи (отношения) между различными структурами (элементами) управленческой системы, имеющие первостепенное значение при постановке практических задач управления.

Основные принципы управления в современных условиях объединяют в следующие три группы:

• принципы технологии управленческой деятельности;

• принципы, отражающие влияние менеджера на поведение работников;

• общеуправленческие принципы.

Группа принципов  технологии управленческой деятельности содержит:

• принципы целенаправленности (разделение ответственности или коллективной ответственности; вознаграждение за результат достижения цели; четкость целей и задач);

• принципы согласования деятельности (рациональные дисциплинарные требования; единоначалие и коллегиальность; системность и плановость; согласование интересов или приоритет определенных интересов, например интересов потребителей; иерархия власти и ответственности; соблюдение кодексов поведения; рациональные коммуникации);

• принципы обеспечения эффективности деятельности (умелое разделение труда и специализация; экономичность; оптимальное сочетание централизации и децентрализации;

сочетание прав, обязанностей и ответственности; демократизация управления; профессионализм и его  постоянное повышение).

Группа принципов  влияния на поведение работников содержит:

• принципы активизации деятельности работника (состязательность, мотивация, создание благоприятной атмосферы);

• принципы обеспечения удовлетворенности трудом (справедливость, лояльность к работникам, честное отношение и доверие к людям).

Группа общеуправленческих принципов содержит:

• социальную направленность управления;

• корпоративный дух;

• этичность бизнеса;

• постоянное совершенствование управления (инновации в управлении);

• научность;

• своевременное реагирование на изменения внешней среды (ситуационность).

Рассмотрим  некоторые из основных принципов управленческой деятельности.

Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации  — предполагает необходимость использования  как единоначалия, так и коллегиальности, т.е. распределение полномочий при  принятии конкретных управленческих решений на каждом уровне управленческой иерархии.

Разновидностью  коллегиальности является коллективность принятия решения. Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например, на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.[2.]

Принцип сочетания  прав, обязанностей и ответственности  реализуется в «единстве команды». Согласно иерархии системы правления  каждый менеджер может осуществлять свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии правления наделяется конкретными предоставленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за выполнение возложенных на него задач и определенных функций. Ни один руководитель не может передавать задание, минуя непосредственного подчиненного.

Информация о работе Исследование системы управления на примере