Исследование системы управления на примере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:44, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение структуры системы управления персоналом предприятия.
Задачами для достижения цели являются:
1). Выяснить, что же такое теория и структура управления в целом;
2). Рассмотреть основные школы управления, основные принципы и функции управления

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты формирования организационной структуры системы управления
Сущность и содержание теории управления
Развитие управленческой мысли. Основные школы управления
Основные принципы и функции управления
1.3.1. Принципы управления
1.3.2. Функции управления
Методы в исследовании системы управления

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 102.00 Кб (Скачать документ)

Принцип демократизации управления основан на корпоративной организации собственности, когда денежные средства многих людей, вложенные в акции, направлены на единое административное управление. Одним из способов демократизации управления в организации является самоуправление, а в муниципальном образовании (городском округе) — местное самоуправление.

 

1.3.2. Функции управления

Основными функциями  менеджмента являются:

• планирование;

• организация;

• мотивация;

• контроль.

Все эти функции  в системе управления взаимосвязаны и образуют единый целостный процесс. Например, информация, собранная посредством функции контроля, свидетельствует о выполнении планов (функция планирования). В то же время контроль должен быть надлежащим образом организован и мотивирован (функции организации и мотивации). Вместе с тем планирование как функция управления составляет основу для других функций и поэтому считается главнейшей из них, функции организации, мотивации и контроля фактически ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. [1.]

 

1.4. Методы в  исследовании системы управления

Понятие «метод»  происходит от греческого слова methodos и  буквально означает «путь исследования», способ достижения какой-либо цели, решения  задачи, совокупность приемов или  операций теоретического или практического познания и освоения действительности.

Методы управления входят составной частью в методологию, и более конкретно - в механизм управления.

Механизм —  это совокупность средств и методов  управления; это сцепление, определяющее возможность целенаправленного движения системы. Если средства управления, его рычаги, инструменты представляют собой все то, с помощью чего можно управлять (в том числе ориентиры, предполагаемые последствия, критерии выбора и оценки, ограничения, требования), то методы — это способы приведения в действие, использования средств управления (а с ними и всего механизма управления).

Методы управления — это способы реализации функций  менеджмента. Одновременно они устанавливают  ответственность, санкции за невыполнение или недостаточно результативное, неэффективное выполнение функций и обязанностей.

Методы управления выбираются и используются в зависимости  от сочетания (приоритетов) функций  управления и от сочетания (выбора) его средств (инструментов). Многое зависит от масштаба управления, его целей, окружающей социально-экономической среды, качества персонала и тех или иных средств (инструментов) управления. [5.]

Методы классифицируются по различным (критериям) признакам:

— по масштабам применения — общие, относимые ко всей системе, и особенные, обращенные к отдельным составным частям этой системы или, наоборот, к внешней среде и ее субъектам, включая потребителей, посредников, конкурентов и др.;

— по отраслям и сферам применения — в государственном управлении, бизнесе, торговле, промышленности, экологии и др.;

— по роли на различных этапах жизнедеятельности организации — методы исследования организаций, формирующие, упорядочивающие, стабилизирующие, развивающие, вплоть до методов ликвидации, банкротства;

— по степени опосредованности воздействия — прямые и косвенные;

— по уровню обобщения управленческих знаний — методы теории и практики управления;

— по управленческим функциям, которые эти методы позволяют осуществлять: методы анализа, планирования, мотивации, контроля и т. п.;

— по конкретным объектам управления и характеру ситуации, проблеме, которую необходимо решить, и др.

В отношении последнего из упомянутых критериев разнообразие методов особенно велико. Существуют методы инновационного менеджмента, риск-менеджмента, антикризисного, финансового менеджмента, управления производством, сбыта (включая логистику), коммуникациями, качеством, персоналом, знаниями, проектами, малыми и крупными предприятиями, а также методы управления бизнес-процессами, методы управления взаимодействием бизнес-структур и другие.

Административные методы реализуются путем прямого воздействия  руководителей на подчиненных. Такое  воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через  административные приказы, распоряжения и требования, уставы и регламенты, правила, нормативы, инструкции и другие документы, организационно регламентирующие деятельность подчиненных лиц, обеспечивающие надлежащую дисциплину и ответственность. Методы административного воздействия опираются на власть руководителя и представляют собой, по существу, методы властной мотивации, опирающиеся на реальное принуждение или на возможность принуждения и с той или иной степенью детальности описывающие процедуры получения требуемого результата.

Сущность экономических методов состоит в том, чтобы путем воздействия на экономические интересы работников и экономических контрагентов с помощью цен, оплаты труда, кредита, прибыли, налогов и других экономических рычагов создать эффективный механизм работы. Данные методы основываются на использовании экономических стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность управленческих работников за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений.

При использовании экономических  методов начинают результативно  функционировать обратные связи, появляется возможность более эффективного контроля. Менеджмент избавляется от необходимости преодолевать инертность персонала в реализации новых задач, управляемые процессы становятся более гибкими и адаптивными. Пропадает нужда в административном контроле. Распространение экономических методов обычно сочетается с относительным обособлением отдельных подразделений и повышением уровня саморегулирования.

Административные и экономические  методы менеджмента имеют много  общего. В практике управления они  дополняют друг друга. Как правило, административные решения — это  не просто некие директивы, а решения, обоснованные с точки зрения их экономической целесообразности, в тоже время экономические меры воздействия нередко применяются в рамках осуществления тех или иных директив.

Сущность социально-психологических  методов состоит в том, чтобы  путем воздействия на неэкономические  интересы работников и экономических контрагентов задействовать эффективный механизм работы.

Социально-психологические  методы воздействуют на потребности  и интересы человека и группы, их иерархию, активизируют творческую или  исполнительскую деятельность, общение.

Данные методы предполагают использование моральных стимулов, особых способов и условий коммуникации, образов, метафор и других приемов воздействия на психологические установки и эмоциональную сферу психики людей. Среди этих методов - убеждение, внушение, «заражение», демонстрация примеров поведения. Современная деятельность по управлению невозможна без широкого применения социально-психо-логических методов управления. Они всегда дополняют как административно-командные, так и экономические методы менеджмента. [2.]

Наряду с собственно методами управления, как и во многих других сферах научной деятельности, в управлении широко применяются общенаучные  методы: наблюдения, эксперимента, анализа, синтеза, дедукции и индукции, оценки, диалектики, системного и комплексного подходов, другие методы из арсенала философии, логики, математики, программирования и многих других наук.

 

Библиографический список:

    1. Кнорринг В.Д. Теория, правкика и искусство управления. Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издательство НОРМА, 2001
    2. Коробко В.И. Теория управления: учеб. пособие для вузов. – М.: Издательство ЮНИТИ-ДАНА, 2009
    3. Основы теории управления: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого, М.: Финансы и статистика, 2003
    4. Теория управления: учеб. 2-е изд. / Под общ. ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2005
    5. Управление персоналом организации: учеб. / Под ред. А.Я. Кибанова. – 3-е изд., доп., и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006

Информация о работе Исследование системы управления на примере