История менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 01:45, курсовая работа

Описание

Для проведения исследований в области истории развития управленческой мысли нужно выделить проблему, чтобы в ходе ее решения наглядно показать основные, важнейшие этапы становления менеджмента. На мой взгляд, ее можно трактовать так: на какие этапы можно поделить историю менеджмента? Из этого следует, что в роли предмета исследования будет выступать непосредственно история, сложившаяся в процессе его эволюции. В ходе моего исследования понадобится конкретная информация, взятая из источников ее хранения: книг, учебников, научных пособий и т.д. Именно руководствуясь ими, я смогу наиболее точно и обоснованно решить поставленные задачи.

Для начала, в теоретической части я, исходя из знаний своих и знаний, накопленных в учебных материалах, попытаюсь коротко рассказать об основных этапах развития деятельности менеджмента со времен периода первой управленческой революции на Древнем Востоке при рабовладельческом строе до вопросов управления в настоящее время.

А затем, на основе информации об одном из мировых предприятий, довольно давно зарекомендовавшего себя как организацию с мировым именем, рассмотрю основные этапы ее развития со дня основания.

Содержание

Введение 3

1 Теоретическая часть 5

1.1 Первая управленческая революция 5

1.2 Вторая управленческая революция 6

1.3 Третья управленческая революция 7

1.4 Четвертая управленческая революция 8

1.5 Пятая управленческая революция 10

1.6 Менеджмент-бум 12

2 практическая часть 13

2.1 История развития гостиничного бизнеса 13

2.2 История компании «Hilton» 19

2.2.1 Зарождение организации 19

2.2.2 Стремительное развитие 20

2.2.3 «Hilton» сегодня 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

Работа состоит из  1 файл

история менеджмента.docx

— 65.36 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

     титульный 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание

 

Введение 3

1 Теоретическая часть 5

    1.1  Первая управленческая революция 5

    1.2  Вторая управленческая революция 6

    1.3  Третья управленческая революция 7

    1.4  Четвертая управленческая революция 8

    1.5  Пятая управленческая революция 10

    1.6  Менеджмент-бум 12

2 практическая часть 13

    2.1  История развития гостиничного бизнеса 13

    2.2  История компании  «Hilton» 19

      2.2.1  Зарождение организации 19

      2.2.2  Стремительное развитие 20

      2.2.3  «Hilton» сегодня 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 29 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Известно, что управление человеческими ресурсами  – неотъемлемая часть любой организации. Но управление, т.е. менеджмент – это наука, а, следовательно, не только практика применения, но и теория. А любая теория строится на основе наблюдений, экспериментов, опытов, которые ставились  по ходу развития самой науки, которая, как и любая другая, тоже имеет свои основные этапы эволюции.

     На  протяжении всей истории менеджмента  необходимо выделять ее основные этапы, для того, чтобы наиболее ясно понимать, насколько тесно связана история науки управления с ходом истории всего мира. Менеджмент, это наука, а любая научная деятельность, как известно, имеет свою историю, свои научные достижения, и, конечно же, своих первооткрывателей, без чьего вклада науки как таковой не было бы вовсе. А значит, весьма актуально было бы, наравне с современными задачами, вставшими на пути менеджмента, всматриваться в прошлое, дабы опираться на опыт, накопленный годами. Основные этапы эволюции управленческой мысли – тема, имеющая весомое место в теории менеджмента, потому что  для правильного построения выгодной организации всегда необходимо было знать и использовать достижения и технику, пришедшие к нам после больших преобразования и многократных изменений, в таком виде, в котором они предстали перед нами.

     Для проведения исследований в области  истории развития управленческой мысли  нужно выделить проблему, чтобы в  ходе ее решения наглядно показать основные, важнейшие этапы становления  менеджмента. На мой взгляд, ее можно  трактовать так: на какие этапы можно поделить историю менеджмента? Из этого следует, что в роли предмета исследования будет выступать непосредственно история, сложившаяся в процессе его эволюции. В ходе моего исследования понадобится конкретная информация, взятая из источников ее хранения: книг, учебников, научных пособий и т.д. Именно руководствуясь ими, я смогу наиболее точно и обоснованно решить поставленные задачи.

     Для начала, в теоретической части  я, исходя из знаний своих и знаний, накопленных в учебных материалах, попытаюсь коротко рассказать об основных этапах развития деятельности менеджмента со времен периода первой  управленческой революции на Древнем Востоке при рабовладельческом строе до вопросов управления в настоящее время.

     А затем, на основе информации об одном  из мировых предприятий, довольно давно зарекомендовавшего себя как организацию с мировым именем, рассмотрю основные этапы ее развития со дня основания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 

     Обратимся к истории менеджмента как  социального института и смене  типов управления. Выберем только ключевые, самые главные моменты, когда менеджмент изменялся настолько радикально, что в пору говорить об управленческих революциях. Таким образом, под управленческой революцией мы будем понимать переход от одного качественного состояния менеджмента к другому. 

     1.1 Первая управленческая революция

     Управление людьми, как таковое, возникло с появлением самого общества. Как ни странно, но доисторические люди жили организованными группами, где, как и сейчас, у них были свои интересы и цели, которых нужно достичь, но их достижение было невозможно в одиночку. Управление выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности, где есть управляющие и управляемые, чей труд необходимо было разделять, координировать, поощрять.

     Так, в период формирования рабовладельческих государств на Древнем Востоке, а именно в Шумере, Египте и Аккаде произошла первая управленческая революция (4—5 тыс. лет назад). Здесь каста священников превратилась в касту религиозных функционеров, проще говоря, менеджеров. Они переформулировали религиозные принципы. Теперь в жертву богам приносили не людей, а символическую дань в виде денег, еды и прочих материальных ценностей. В результате на свет явился принципиально новый тип деловых людей — еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не религиозный деятель, чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань, под видом отправления религиозного обряда, не пропадала даром. Она скапливалась, обменивалась и пускалась в дело. Но Их нельзя назвать классом собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью богов, а не людей. В результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие. 

     1.2 Вторая управленческая революция

     Примерно  через тысячу лет после первой революции произошла вторая, тесно связанная с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.). Для управления обширными владениями ему требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было бы успешно руководить страной не по личному произволу или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов – знаменитый свод Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества.

     Выдающееся  значение кодекса Хаммурапи, регулировавшего  все многообразие общественных отношений  между социальными группами населения, состоит в том, что он создал первую формальную систему администрирования и оригинальный лидерский стиль, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого опекуна и защитника народа. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династии царей, это было явным нововведением. В законах так же констатировалась частная собственность на государственном уровне, а сделки стали заключать письменно, на глиняных табличках.

     Итак, суть второй революции в менеджменте  заключается в появлении чисто светской манеры управления, возникновении формальной системы организации и регулирования отношений людей, наконец, в зарождении основ лидерского стиля, а стало быть, и методов мотивации поведения. 

     1.3 Третья управленческая революция

     Все в том же Вавилоне, но уже через  тысячу лет после смерти Хаммурапи, происходит третья управленческая революция, зачинщиком которой стал Царь Навуходоноссор II (605—562 гг. до н. э.) – талантливый строитель и полководец, разработчик проектов Вавилонской башни и висячих садов. Но в истории менеджмента он прославился за создание системы производственного контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах.

     На  текстильных фабриках Навуходоноссор применял цветные ярлыки. С их помощью  метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, как долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. Достижения Навуходоноссора II — строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции — характеризуют третью революцию в менеджменте. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая — светско-административной, то третья — производственно-строительной.

     Производственно-строительная революция также произошла в  Древнем Риме — это система  территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н. э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии. И сейчас ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций. 
 
 
 

     1.4 Четвертая управленческая революция

     В менеджменте эта революция практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII–XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.

     Индустрия перерастала границы вначале  мануфактуры (ручной фабрики), а затем  старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия бизнесом как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т. е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная (распыленная) форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т. е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственного руководителя-собственника – несколько наемных менеджеров-несобственников, рекрутировавшихся изо всех, а не только из привилегированных классов.

     Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую силу. Администрирование – формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент – контроль за их реализацией. Таков первоначальный и узкотехнический смысл менеджмента.

     Прежде  собственник контролировал и  капитал, и производство. Теперь его  заменило общество пайщиков, а контроль над производством был передан в руки сообщества профессионалов. Менеджеры и администрация, назначаемые акционерами, стали их представителями на промышленном предприятии. Увеличивался объем производства, ускорялись темпы оборота капитала, расширялись банковские операции, сфера сбыта продукции, возник маркетинг. А управление превращалось в совокупность приемов, методов, принципов, инструментов и техники, пользованию которыми надо было специально обучаться.

     Именно  при четвертой революции появилась  специализация менеджера. В фабричную эпоху (XIX век) его работа ограничивалась управлением процессом производства, весьма далеким от научной организации труда. Но позже менеджмент распадается на множество подфункций – планирование, делопроизводство, сбыт, закупки, организацию, статистический анализ производства. Язык догадок и интуиции обретал четкую калькуляционную основу – все переводилось в формулы и деньги. Создается современная система бюджета предприятия.

     Вначале менеджер и собственник — одно лицо. Затем управление отделяется от капитала и производства, вместо одного капиталиста-менеджера возникают два сообщества: акционеры и наемные руководители. Менеджеров много, и каждый следит за конкретной функцией: планированием, производством, снабжением. После этого функция каждого менеджера-специалиста вновь дробится и вместо одного человека появляется сообщество специалистов, которые образуют плановое бюро, конструкторский отдел, бюро контроля. Менеджер отныне координирует работу специалистов.

     Итак, началом четвертой революции  в управлении явилась буржуазная революция, символизировавшая выход на историческую сцену новой фигуры – капиталиста. Когда он обжился и понял, что в одиночку ему не сыграть всю пьесу, возникла новая фигура – наемный менеджер. Стало быть, начало эпохи – появление капиталиста, а ее конец — приход менеджера. 

     1.5 Пятая управленческая революция

     Промышленная  революция и классический капитализм в целом все-таки оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще ни профессионалом, ни главным героем. Только эпоха  монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Она характеризуется вытеснением капиталиста бюрократом, в связи с усложнением управления большими организациями и необходимостью пользоваться услугами менеджеров.

     Индустриальная  революция доказала, что чисто  управленческие функции не менее  важны, чем финансовые или технические. Хотя многие, в том числе и Адам Смит, шотландский экономист, философ-этик; один из основоположников современной экономической теории, в этом сомневались: для них в середине XIX века главным героем оставался менеджер-фабрикант (капиталист). Уже К.Маркс, написавший «Капитал» в конце 60-х годов XIX века, не верил в историческую перспективу капиталиста, в его способность эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехнологичным производством.

Информация о работе История менеджмента