История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть основные этапы формирования и развития менеджмента.
При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того, или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это нескончаемый поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.

Работа состоит из  1 файл

история развития и этапы формирования менеджмента.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

Также особую заслугу  в создании теории человеческих отношений  принадлежит психологу Элтону Мейо (1880-1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название «хоторнские эксперименты». Эксперименты в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношения к труду посредствам организации неформальной небольшой группы.

Изучая влияние различных факторов на повышение производительности труда на промышленном предприятии, он сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Это все позволило создать систему «человеческих отношений».

Мейо призывал активизировать характерные для  каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых, по его  мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе. Искусство общения с  людьми, как отмечал Мейо, должно стать главным критерием отбора администраторов, особенно на низших ступенях управления, начиная с мастером. Соответственно нужно изменить

подготовку  управляющих, администраторов в высших учебных заведениях.

Школа человеческих отношений внесла целый ряд поправок в концепцию менеджмента, включая:

  1. Необходимость увеличения внимания к социальным и групповым потребностям людей;
  2. Стремление к рассеиванию отрицательных последствий сверхспециализации труда;
  3. призыв к «менеджменту участия», т.е. к управлению производством и исполнителей;
  4. Признание необходимости учета неформальной стороны во взаимоотношениях между исполнителями, а также между руководителями и подчиненными.
  5. Развитие методики изучения неформальных отношений.

 

 

    1. Научные подходы к исследованию организации

 

 

Выделяет 4 научных подхода:

  1. Системный;
  2. Ситуационный;
  3. Процессный;
  4. Количественный;

Системный подход представляет собой одной из форм методологии исследования, проектирования и конструирования объектов как систем. По своей природе системный подход является междисциплинарным. Общенаучным и в своем современном виде позволяет органически соединить задачи анализа и синтеза. Системный анализ - наиболее ориентированное направление системных исследований, синтезировавшее методы исследования операций и системотехники, это дисциплина, занимающаяся проблемами принятия решений в условиях, когда выбор альтернативы требует анализа сложной информации различной природы. Истоки системного анализа лежат в исследовании операций и общей теории оптимального управления.

Развитие математических методов исследования операций стимулировалась задачами планирования военных и экономических операций, а теории оптимального управления - задачами, возникающих в технических системах. Сложные кибернетические системы исследуются методами общематематической теории оптимизации системного анализа. Обычно считают, что структурированные задачи, т.е. допускающие формализацию и построение модели, решаются в исследовании операций, слабоструктурированные - в системном анализе, а неструктурированные - в теории принятия решений.

Системный подход можно рассматривать как принципиальную позицию лица, принимающего решения  или предъявляющего некоторые требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления еще разработать оптимальный алгоритм функционирования. Системный анализ можно рассматривать как методологию исследования систем, применение которой позволит

выполнить требования системного подхода. Теоретическая  база системного анализа развивается  в общей теории систем.

Главное значение в системном подходе имеют разработка и использование представлений о целостности систем.

Познать целое - значит раскрыть:

  1. сущность и специфику, т.е. присущие этому целому системные качества;
  2. состав, количественную и качественную характеристику элементов, их координацию, противоречивость, являющиеся важным источником движения и развития целого;
  3. структура, т.е. внутреннюю организацию, взаимосвязь элементов, установив при этом причины их определенного сочетания взаимодействия, отличающихся от других систем;
  4. функции элементов и их влияние на функцию целого;
  5. интеграционные факторы, обеспечивающие целостность системы, её совершенствования и развитие, взаимодействие с внешней средой и с более общим целым, частью которого она является;
  6. историю данного целого, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития, превращение его в новую целостную систему.

Системный анализ включает формулировку цели функционирования системы и определение границ ее или состава входящих в неё  элементов, структурный анализ системы. Разработку математической модели системы и ее элементов, решение моделей, сравнение альтернатив, выбор оптимального решения, определение чувствительности решения к различным факторам, т.е. определение допустимых пределов изменения состояния системы, при которых её функционирование будет оставаться оптимальным. Последняя задача тесно связана с определением управляемости объекта или системы.

Основа системного анализа - построение моделей, постановка задач оптимизации и решение их.

Ситуационный подход управления даёт рекомендацию относительно того, как следует управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется 4 обязательных шага, которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Во- первых, управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. Во-вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению правления, который бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал требованиям, выдвигаемых к организации со стороны ситуации. В-третьих, управление должно создавать потенциал в организации и не обходимую гибкость для того, чтобы можно было перейти к новому управленческому стилю, соответствующему ситуации. В-четвертых, управление должно произвести соответствующее изменение, позволяющее подстроиться к ситуации.

Ситуационная  теория, давая описание такого, как  подстраивать организацию к конкретным требованиям, как производить изменения и перестановки наиболее рационально и безболезненно, как создавать и развивать адаптационный потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие обобщенных, всеохватывающих принципов построения и осуществления любого управления. С точки зрения управления этих теорий, управления - это в первую очередь искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть её характеристики и выбрать соответствующее направление, а уж потом следовать научным рекомендациям в области управления, носящим обобщающий и универсальный характер.

Одно из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций  менеджмента является теория «7-S», разработанная двумя парами исследователями. Первую пару составили Тома Питере и Роберт Уотерман авторы известной книги « В поисках эффективного управления», а вторую пару Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы не менее известного бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих».

Исследование данных специалистов в области управления привели их к выводу, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение с каждой из которых с необходимостью требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «s», эта концепция получила название «7- s». Ключевыми составляющими являются следующие:

  1. стратегия — планы и направления действий, определяющие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных действий во времени для достижения поставленных целей;
  2. структура — внутренняя композиция организации, отражающая распределение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
  3. системы - процедуры рутинные процессы, протекающие в организации;
  4. штат — ключевые группы персонала, существующие в организации и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.д.;
  5. стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же относится организационная культура;
  6. квалификация — отличительные возможности ключевых людей в организации;
  7. разделенные ценности — смысл и содержание основных направлений деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией только те организации могут эффективно функционировать и развиваться в которых менеджеры могут содержать в горманичном состоянии систему, состоящую из данных семи составляющих.

Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате неопределенности, существующей в окружении организации, множественности возможных решений управленческих задач, порождаемых разнообразием ситуаций, нет и не может быть единого универсального подхода к управлению вообще, попытки найти общие характеристики любого управления не когда не прекращались.

Процессный  подход, при котором управление рассматривается  как процесс, потому, что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных  действий. Эти действия каждая, из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха предприятия. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция так же представляет собой процесс. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Процесс управления состоит из функций планирования, организации, мотивации и контроля. Это четыре первичные функции управления, объединенные связующими процессами коммуникации и принятия решений. Руководство (лидерство) есть самостоятельная деятельность.

1)Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели предприятия (организация) и что нужно сделать, чтобы достичь этих целей. По сути своей, эта функция отвечает на следующие основные вопросы: где мы находимся, куда мы хотим двигаться и как мы собираемся сделать это? Планирование — один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов предприятия к достижению его общих целей.

2)Функция организации: организовать, значит создать некую структуру для достижения целей предприятия. Сюда входят распределения работ между работниками, делегирование заданий и полномочий. При помощи функции организации достигается организованность, дисциплина и ответственность в трудовом коллективе предприятия.

3) Мотивация. Руководитель всегда должен помнить, что даже прекрасно составленный план и самое совершенное структура предприятия не имеют не какого смысла, если работники не выполняют фактическую работу или выполняют её не качественно, безынициативно. И задача функции мотивации заключается в том, чтобы работники предприятия выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностей. Для этого необходимо создать на предприятии условия материальной и моральной заинтересованности работников выполнении работ. Создание на предприятиях условий для внутреннего побуждения к действию служит функция мотивации.

4) Контроль — это процесс обеспечения того, что предприятие действительно достигает своих целей. Существуют 3 аспекта управленческого контроля: установление стандартов, измерение того, что было фактически достигнуто за соответствующий период, сравнения достигнутого с ожидаемыми результатами.

Четыре функции  управления — планирование, организация, мотивация и контроль — имеют  две общих характеристики: все  они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация - обмен информацией для принятия решения. Поэтому принятие решений и коммуникация относятся к связующим процессам управления.

Количественный  подход. Все количественные методы сгруппированы под общим названием - исследование операций.

По своей  сути, исследование операций - это применение методов научных исследований в  операционных проблемах. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности.

После создания модели переменным задаются количественные значения это позволяет объективно сравнить и списать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями.

 

 

    1. Тенденции развития международного менеджмента в 21 веке

 

 

 

В интересах обеспечения  требований международного менеджмента совместными усилиями мирового сообщества были приняты политики интеграции стран в мирохозяйственные связи и глобализации экономики. Цель таких политик — создать условия для высоких темпов роста хозяйствующих субъектов различных стран и предупреждения угроз внешней среды их безопасности и устойчивости развития в XXI веке. Предполагается, что цель может быть достигнута за счёт использования сильных сторон и ликвидации слабых из них совместными усилиями стран экономически интегрированной группировки.

Путь достижения цели, сложившийся в мировом сообществе включает:

- развитие производительных сил;

- международное разделение труда:

- интернационализацию производства и капитала;

- экономическую интеграцию  с учетом прямых и обратных  связей между вышеперечисленными  факторами.

Реализация такого пути происходит в несколько этапов:

- формирование зон свободной  торговли, в которой: отменяются таможенные тарифы между странами участницами; упраздняются взаимные торговые барьеры между ними; но при этом сохраняется полная свобода действий в экономических связях с третьими странами. В связи с чем сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение импортных товаров;

Информация о работе История развития менеджмента