Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:40, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть основные этапы формирования и развития менеджмента.
При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того, или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это нескончаемый поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.
- образование таможенного союза, что позволяет странам – участницам ввести единые тарифы в торговле, обеспечить передвижение рабочей силы и капиталов, учредить единую систему внешних торговых барьеров общих таможенных пошлин для третьих стран. Таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются аналогичным внешним службам;
- формирование единого или общего рынка, который обеспечивает странам – участницам свободное перемещение через национальные границы товаров и факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии и информацию. Это начало реальной экономической интеграции, то есть возникновения экономического союза блока стран;
- полная интеграция, в
результате которой возникает
экономический и валютный союз
блока стран с единой
Показателями эффективности интеграции на современном этапе являются:
- масштабы международной торговли;
- охват других сфер,
направлений и видов
- степень и устойчивость
взаимодействия национальных
- глубина интеграционных связей.
Разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис, источником которого стали США, вызвал к жизни инициативы со стороны РФ по путям его преодоления, в том числе совместными усилиями стран «большой двадцатки» G20. Они нашли понимание и поддержку в мире, что проявилось в повестках дня и итогах трёх саммитов G20, проведенных в 2008 - 2009 годах. Несмотря на принятые документы, выражающие общее мнение, существуют и различия в национальных интересах отдельных стран внутри группы G20 и вне её.
Каждая страна пошла своим путём в процессе разработки антикризисных программ. Их можно представить в виде трёх видов экономического стимулирования:
Особое место занимают меры отдельных государств по приведению их макроэкономических параметров в соответствие с требованиями международных кредиторов, например таких как МВФ.
На современном этапе внимание мировой общественности сосредоточено также на поиске решения проблем, связанных с изменениями климата на планете. В соответствии с уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития. При этом они несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.
Таким образом, наметился скачок в развитии всех сфер деятельности мирового сообщества: военно-политической, нормативно-правовой, социально-экономической и экологической. Учитывая способность кризисов «перетекать» из одной страны в другую и из одной сферы их деятельности в другую, необходимо в комплексе рассматривать поле проблемных ситуаций, возникающих на макроуровне и микроуровне. При этом необходимо учитывать, что развитие научно-технического прогресса кроме запланированных благ приводит к постепенной деградации природной среды. В своей эксплуатации природных ресурсов, потреблении энергии, порождении загрязнения и отходов, промышленный сектор экономики находится среди важнейших причин ухудшения качества окружающей среды. Как только экологические последствия промышленной активности превысят допустимый уровень, произойдёт блокирование дальнейшего существования экологической системы.
Поэтому с наметившимся
переходом стран в XXI веке на модель
государственно регулируемой социально
ответственной инновационной
Интересы мирового сообщества состоят в том, чтобы долгосрочные экономические, экологические и социальные блага не приносились в жертву ради краткосрочных финансовых прибылей отдельных заинтересованных физических и юридических лиц. Обеспечить такое сочетание позволяет экологический менеджмент, базирующийся на экономически эффективном управлении экологической составляющей подсистем любого предприятия. Главный принцип формирования промышленной и адекватной ей экологической политики предприятия состоит в следующем.
1. Необходимы выявление и активизация имеющихся, но не используемых на каждом действующем предприятии технологических, технических, организационных возможностей и средств решения приоритетных экологических проблем.
2. Для придания устойчивости роста доходов и антикризисного развития предприятию в новых условиях долгосрочного периода XXI века (динамика) целесообразно в процессе создания новых предприятий, при реинжиниринге действующих и их последующей интеграции руководствоваться приоритетом научно- исследовательских работ, образовательных и воспитательных мероприятий.
Внимание первых должно акцентироваться на дальнейшем развитии науки, техники и высоких технологий производства экологически чистой продукции. Напомним, что по определению высокими являются наукоёмкие, экологически чистые, ресурсосберегающие технологии диверсифицированного производства готовой продукции, базирующиеся на глубокой и безотходной переработке сырья.
Внимание вторых следует сосредоточить на своевременном внедрении мировых достижений в сфере высоких технологий в систему непрерывного образования, в том числе и экологического. Акцентировать внимание следует на современных высоких интеллектуальных и информационных технологиях, предназначенных для эффективного комплексирования материальных и нематериальных ресурсов организаций с целью обеспечения их устойчивого (антикризисного) развития в новых условиях XXI века. Это главное условие антикризисного управления жизнедеятельностью организаций на основе инноваций.
Заключение
Подготовка современных менеджеров - профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.
История развития менеджмента охватывает длительный период. Выделяют четыре этапа развития менеджмента: древний, индустриальный, систематизации, информационный.
На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.
Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.
Основателем школы научного управления (1885-1920) является Тейлор, также он является основателем менеджмента. Именно при этой школе управление выделилось в самостоятельную область изучения(1911г.). Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он показал, на сколько могут быть потери без рабочего времени, без организации труда. На основе научного подхода к организации труда он сформулировал следующие правила управления: использование научного анализа, для определения лучших способов выполнения задач управления; отбор работников лучше подходящих для выполнения задач управления; сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия процессам производства; равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Тейлор сформулировал основную задачу менеджмента актуальную и по сей день: обеспечение наибольшего процветания производства организации возможно только при условии обеспечения максимального благосостояния каждого работника. Миссия научного менеджмента состоит в конструктивном вкладе в экономическое и социальное улучшения общества.
Если представители школы научного управления посвятили свои исследования управлению производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию организации в целом. Главным представителем этой школы был Файоль. Он разработал четырнадцать принципов управления.
Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. По утверждению Файоля, принципы – это маяк, помогающий ориентироваться.
Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнсберга.
Так же особую заслугу в создании теории человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейо. Он призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе. Искусство общения с людьми, как отмечал Мейо, должно стать главным критерием отбора администраторов, особенно на низших ступенях управления, начиная с мастером.
Было разработано четыре подхода управления: системный, ситуационный, процессный и количественный.
Системный подход предполагает, что руководитель должен рассматривать организацию, как совокупность зависимых элементов. Системный подход представляет собой совокупность форм методологии исследования, проектирования и конструктирования объектов, как системы. теории принятия решений.
Системный подход можно рассматривать как принципиальную позицию лица, принимающего решения или предъявляющего некоторые требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления еще разработать оптимальный алгоритм функционирования.
Ситуационный - предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.
Процессный подход, при котором управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий.
Количественный подход - это применение методов научных исследований в операционных проблемах.
Изучение истории развития менеджмента в настоящее время особенно актуально, т.к. изучая исторический опыт и пути развития, отслеживая эволюцию можно прийти к пониманию истинной сущности управления и осознанию того, как сделать его наиболее эффективным.
.
Список использованных источников