История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 15:40, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть основные этапы формирования и развития менеджмента.
При изучении истории всегда сложно выделить этапы развития того, или иного явления, идеи, научной концепции. Но без определения этапов невозможно представить и изучить тенденции развития. Вся история - это нескончаемый поток событий, претерпевающих качественные изменения. Грани этих качественных изменений характеризуют этапы развития, учитывая которые и можно определить исторические тенденции.

Работа состоит из  1 файл

история развития и этапы формирования менеджмента.doc

— 170.50 Кб (Скачать документ)

- образование таможенного  союза, что позволяет странам  – участницам ввести единые  тарифы в торговле, обеспечить  передвижение рабочей силы и  капиталов, учредить единую систему внешних торговых барьеров общих таможенных пошлин для третьих стран. Таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются аналогичным внешним службам;

- формирование единого  или общего рынка, который обеспечивает странам – участницам свободное перемещение через национальные границы товаров и факторов производства, включая капитал, рабочую силу, технологии и информацию. Это начало реальной экономической интеграции, то есть возникновения экономического союза блока стран;

- полная интеграция, в  результате которой возникает  экономический и валютный союз  блока стран с единой экономической  политикой, общей валютой и  органами наднационального регулирования.

Показателями эффективности  интеграции на современном этапе являются:

- масштабы международной  торговли;

- охват других сфер, направлений и видов деятельности;

- степень и устойчивость  взаимодействия национальных экономик;

- глубина интеграционных  связей.

Разразившийся в 2008 году мировой финансовый кризис, источником которого стали США, вызвал к жизни инициативы со стороны РФ по путям его преодоления, в том числе совместными усилиями стран «большой двадцатки» G20. Они нашли понимание и поддержку в мире, что проявилось в повестках дня и итогах трёх саммитов G20, проведенных в 2008 - 2009 годах. Несмотря на принятые документы, выражающие общее мнение, существуют и различия в национальных интересах отдельных стран внутри группы G20 и вне её.

Каждая страна пошла  своим путём в процессе разработки антикризисных программ. Их можно представить в виде трёх видов экономического стимулирования:

  • государственные инвестиции в создание и обновление инфраструктуры (ремонт и строительство дорог, жилья, обустройство школ и т.п.). Предполагается, что госзаказ обеспечит производителям спрос на их продукцию, а населению — рабочие места. Это и подтолкнёт экономику к выходу из кризиса;
  • стимулирование потребительского спроса за счёт субсидий, налоговых льгот, снижения базовой процентной ставки. Это повлечёт снижение процентных ставок по кредитам и банковским депозитам. В этой ситуации можно ожидать, что население больше будет тратить на потребление и меньше сберегать. В результате в экономику будет больше возвращаться денег в виде прибыли, зарплат и т.п. Это может подтолкнуть экономику к росту;
  • «неотложная помощь» финансовым институтам и некоторым другим избранным корпорациям, отличающимся большими размерами и управленческой запущенностью. Это и привело их первыми к банкротству.

Особое место занимают меры отдельных государств по приведению их макроэкономических параметров в соответствие с требованиями международных кредиторов, например таких как МВФ.

На современном этапе  внимание мировой общественности сосредоточено  также на поиске решения проблем, связанных с изменениями климата на планете. В соответствии с уставом ООН и принципами международного права государства имеют суверенное право разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и развития. При этом они несут ответственность за обеспечение того, чтобы деятельность в рамках их юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Таким образом, наметился  скачок в развитии всех сфер деятельности мирового сообщества: военно-политической, нормативно-правовой, социально-экономической и экологической. Учитывая способность кризисов «перетекать» из одной страны в другую и из одной сферы их деятельности в другую, необходимо в комплексе рассматривать поле проблемных ситуаций, возникающих на макроуровне и микроуровне. При этом необходимо учитывать, что развитие научно-технического прогресса кроме запланированных благ приводит к постепенной деградации природной среды. В своей эксплуатации природных ресурсов, потреблении энергии, порождении загрязнения и отходов, промышленный сектор экономики находится среди важнейших причин ухудшения качества окружающей среды. Как только экологические последствия промышленной активности превысят допустимый уровень, произойдёт блокирование дальнейшего существования экологической системы.

Поэтому с наметившимся переходом стран в XXI веке на модель государственно регулируемой социально  ответственной инновационной экономики, наделением группы G20 функциями контроля и регулирования угроз мирового кризиса важнейшей целью промышленной политики становится создание сильного, новаторского и конкурентоспособного индустриального сектора - гаранта безопасности и устойчивости развития планеты, её регионов, их хозяйствующих субъектов.

Интересы мирового сообщества состоят в том, чтобы долгосрочные экономические, экологические и социальные блага не приносились в жертву ради краткосрочных финансовых прибылей отдельных заинтересованных физических и юридических лиц. Обеспечить такое сочетание позволяет экологический менеджмент, базирующийся на экономически эффективном управлении экологической составляющей подсистем любого предприятия. Главный принцип формирования промышленной и адекватной ей экологической политики предприятия состоит в следующем.

1. Необходимы выявление и активизация имеющихся, но не используемых на каждом действующем предприятии технологических, технических, организационных возможностей и средств решения приоритетных экологических проблем.

2. Для придания устойчивости роста доходов и антикризисного развития предприятию в новых условиях долгосрочного периода XXI века (динамика) целесообразно в процессе создания новых предприятий, при реинжиниринге действующих и их последующей интеграции руководствоваться приоритетом научно- исследовательских работ, образовательных и воспитательных мероприятий.

Внимание первых должно акцентироваться на дальнейшем развитии науки, техники и высоких технологий производства экологически чистой продукции. Напомним, что по определению высокими являются наукоёмкие, экологически чистые, ресурсосберегающие технологии диверсифицированного производства готовой продукции, базирующиеся на глубокой и безотходной переработке сырья.

Внимание вторых следует  сосредоточить на своевременном  внедрении мировых достижений в сфере высоких технологий в систему непрерывного образования, в том числе и экологического. Акцентировать внимание следует на современных высоких интеллектуальных и информационных технологиях, предназначенных для эффективного комплексирования материальных и нематериальных ресурсов организаций с целью обеспечения их устойчивого (антикризисного) развития в новых условиях XXI века. Это главное условие антикризисного управления жизнедеятельностью организаций на основе инноваций.

 

 

Заключение

 

 

Подготовка современных менеджеров - профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку. 

История развития менеджмента охватывает длительный период. Выделяют четыре этапа развития менеджмента: древний, индустриальный, систематизации, информационный.

На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения, выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

Основателем школы  научного управления (1885-1920) является Тейлор, также он является основателем менеджмента. Именно при этой школе управление выделилось в самостоятельную область изучения(1911г.). Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он показал, на сколько могут быть потери без рабочего времени, без организации труда. На основе научного подхода к организации труда он сформулировал следующие правила управления: использование научного анализа, для определения лучших способов выполнения задач управления; отбор работников лучше подходящих для выполнения задач управления; сотрудничество с рабочими в целях достижения соответствия процессам производства; равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими. Тейлор сформулировал основную задачу менеджмента актуальную и по сей день: обеспечение наибольшего процветания производства организации возможно только при условии обеспечения максимального благосостояния каждого работника. Миссия научного менеджмента состоит в конструктивном вкладе в экономическое и социальное улучшения общества.

Если представители  школы научного управления посвятили  свои исследования управлению производством, то классическая школа начала вырабатывать подходы к совершенствованию  организации в целом. Главным  представителем этой школы был Файоль. Он разработал четырнадцать принципов управления.

Принципы управления – это основные правила, определяющие построение и функционирование системы  управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность  управления. По утверждению Файоля, принципы – это маяк, помогающий ориентироваться.

Возникновение школы человеческих отношений непосредственно  связано с именем немецкого психолога  Гуго Мюнсберга.

Так же особую заслугу  в создании теории человеческих отношений принадлежит психологу Элтону Мейо. Он призывал активизировать характерные для каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе. Искусство общения с людьми, как отмечал Мейо, должно стать главным критерием отбора администраторов, особенно на низших ступенях управления, начиная с мастером.

Было разработано  четыре подхода управления: системный, ситуационный, процессный и количественный.

Системный подход предполагает, что руководитель должен рассматривать организацию, как совокупность зависимых элементов. Системный подход представляет собой совокупность форм методологии исследования, проектирования и конструктирования объектов, как системы. теории принятия решений.

Системный подход можно рассматривать как принципиальную позицию лица, принимающего решения или предъявляющего некоторые требования, соблюдение которых позволит эффективно исследовать систему, а для систем управления еще разработать оптимальный алгоритм функционирования.

Ситуационный - предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией.

Процессный подход, при котором управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия взаимосвязанных непрерывных действий.

Количественный  подход - это применение методов  научных исследований в операционных проблемах.

Изучение истории развития менеджмента в настоящее время особенно актуально, т.к. изучая исторический опыт и пути развития, отслеживая эволюцию можно прийти к пониманию истинной сущности управления и осознанию того, как сделать его наиболее эффективным.

.

 

 

Список использованных источников

 

 

  1. Базалевич А.И. «Инновационный менеджмент предприятия: учебное пособие» под редакцией В.Я. Горфинкеля, 2009г. – 231с.
  2. Басковский А.Е. «Менеджмент: учебное пособие», 2010г. – 216с. – (высшее образование), рекомендовано министерством образования РФ
  3. Балашов А.П. «Основы менеджмента: учебное пособие»: вузовский учебник, 2009г- 288с.
  4. Бланк И.А. «Торговый менеджмент», 2-е изд., 2006г. – 780с.
  5. Вачугов Д.Д. «Практикум по менеджменту: деловые игры» : учебное пособие, 1998г. – 176с.
  6. Горфинская В.Я. «Инновационный менеджмент: учебник»: вузовский учебник, 2 – е изд., перераб.доп.,2009г. – 464с.
  7. Жигалов В.Т. «Основы менеджмента и управленческой деятельности: учебное пособие», 2 - е изд. перераб. и доп. – Белгород: кооперативное образование, 2005г. – 323с.
  8. Кук Э. «Работа с менеджерами» (текст пер.с англ.): руководство для секретаря, 1998г. – 96с.
  9. Оголева Л.Н. «Инновационный менеджмент»: учебное пособие / под редакцией Л.Н Огневой.-М: Инфра – м, 2009г. – 238с.
  10. Максименко Г.Б. «Менеджмент: учебное пособие», 2-е изд., перераб. и доп., 2007г. – 368с.
  11. Максименко Г.Б. «Менеджмент: учебное пособие для студентов вузов», 2007г. – 364с.
  12. Магура М., Курбатова М. «Секреты мотивации или мотивация без секретов»: прип. к журналу «Управление персоналом», 2007г. – 653с.
  13. Сильва Х. «Искуство менеджмента», 2-е изд., 2000г. – 288с.
  14. Уткин Э.А. «профессия - менеджер» (текст):экономика, 1992г. – 176с.
  15. Фахтудинов Р.А. «Разработка управленческого решения: учебное пособие», 1997г. – 200с.

Информация о работе История развития менеджмента