История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – изучить пути эволюции менеджмента и виды структур управления.

Содержание

Введение………………………………………………………………...……………3
1 Исторический экскурс – зарождение менеджмента……………………………..4
1.1 Периодизация развития менеджмента………………………………………….4
1.2 Сущность и процесс менеджмента……………………………………...…….11
1.3 Развитие, как концепции и направления менеджмента……………………...14
1.4 Цели и задачи в системе современного менеджмента……………………….24
2 Анализ направлений развития менеджмента………………………………….26
2.1 Сравнительный анализ современных направлений с классическим направлением менеджмента……………………………………………………………….26
2.2 Анализ статьи Б. Нагорного: концепция менеджмента……………………..29
Заключение……………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы………………………………..…………….33

Работа состоит из  1 файл

Курсовик ТУ.docx

— 85.21 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………...……………3

1 Исторический экскурс  – зарождение менеджмента……………………………..4

1.1 Периодизация развития  менеджмента………………………………………….4

1.2 Сущность и процесс менеджмента……………………………………...…….11

1.3 Развитие, как концепции и направления менеджмента……………………...14

1.4 Цели и задачи в системе современного менеджмента……………………….24

2 Анализ направлений развития  менеджмента………………………………….26

2.1 Сравнительный анализ  современных направлений с классическим  направлением менеджмента……………………………………………………………….26

2.2 Анализ статьи Б. Нагорного: концепция менеджмента……………………..29

Заключение……………………………………………………………………….…32

Список использованной литературы………………………………..…………….33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

История менеджмента начинается с «предыстории» (от древних цивилизаций до новой истории) зарождения менеджмента как особого научного знания и вида деятельности.

Этапы и концепции развития менеджмента  подразумевает под собой единый сложных процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.

Этапы менеджмента рождались  под воздействиями:

- развитие реального общественного и затем промышленного производства;

- развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).

«История учит» - этот тезис  здесь более чем уместен, так как позволяет изучающему понять циклы развития менеджмента, его движущие силы (они же критерии этапов), предвосхитить будущие тенденции.

Цель курсовой работы –  изучить пути эволюции менеджмента  и виды структур управления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть периодизацию  развития менеджмента;

- описать развитие концепции  и направления менеджмента;

- охарактеризовать современные  тенденции развития менеджмента;

- выявить цели и задачи  в системе современного менеджмента.

Предмет исследования –  эволюция менеджмента как упорядоченная  система.

В структуру работы входит введение, 2 главы, заключение, список использованных источников.

 

1 Исторический экскурс – зарождение менеджмента

 

1.1 Периодизация развития  менеджмента

 

Идеи управления не всегда были такими, какими мы видим сегодня, хотя проблемы природы и принципов справедливого  управления волновали мыслителей на протяжении многих веков.

В этой связи представляет интерес приводимый Бенгтом Карлом, шведским профессионалом- практиком в своей работе «Деловая стратегия», управленческий континуум, составленной Клодом Ст. Джоржем, в котором содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры.  Данная таблица полностью показывает полное развитие менеджмента, то есть показывает все этапы и концепции формирования.

 

Таблица 1. Управленческий континуум

 

Годы

Индивидуум или этническая группа

Основной вклад в развитие менеджмента

5000 до н.э.

Шумеры

Письменность; регистрация  фактов.

4000 до н.э.

Египтяне

Признание необходимости  планирования, организации и контроля.

2700 до н.э.

Египтяне

Признание необходимости "честной  игры". Доверительные беседы- "облегчи свою душу".

2600 до н.э.

Египтяне

Децентрализация в организации  управления.

2000 до н.э.

Египтяне

Признание необходимости  письменных запросов. Использование рекомендаций "штаба".

1800 до н.э.

Хаммурапи

Использование  свидетелей и письменных документов для контроля; установление минимальной заработной платы; признание недопустимости перекладывания ответственности.

1600 до н.э.

Египтяне

Централизация в организации  управления.

1491 до н.э.

Евреи

Концепции организации, скалярный  принцип, принцип исключения.

1100 до н.э.

Китайцы

Признание необходимости  организации, планирования, руководства и контроля.

600 до н.э.

Навуходоносор

Контроль за производством и стимулированием через заработную плату.

500 до н.э.

Менциус

Признание необходимости  систем и стандартов

 

Китайцы

Признание принципа специальности

 

Сун-Цзы

Признание необходимости  планирования, руководства и организации.

400 до н.э.

Сократ

Формулировка принципа универсальности менеджмента

 

Ксенофонт

Признание менеджмента как  особого вида искусства

 

Кир

Признание необходимости  контактов между людьми, проведения исследований мотивации, составления планов и обработки материалов.

350 до н.э.

Греки

Использование научных методов  труда и рабочего ритма.

 

Платон

Формулировка принципа специализации.

325 до н.э.

Александр Великий

Создание штаба

175 до н.э.

Като

Использование описаний работ.

50 до н.э.

Варрон

Использование рабочих спецификаций

20 н.э.

Иисус Христос 

Единоналичие. Золотое правило. Человеческие отношения.

284

Диоклетиан

Делегирование полномочий.

900

Альфараби

Требование к руководителю.

1100

Газали

Требования к менеджеру.

1340

Л. Пачоли (Генуэзец)

Двойная бухгалтерия.

1395

Франциско Ди Марко

Учет издержек производства.

1410

Братья Сорансо

Использование журнала доходов  и гроссбухов.

1418

Барабариго

Формы предпринимательской  организации; обработка статистических отчетов.

1436

Арсенал Венеции, венецианцы

Учет издержек производства; чеки и балансы для контроля; присваивание номеров при инвентаризации; использование метода конвейера; использование управления кадрами; стандартизация и взаимозаменяемость деталей; контроль товарных запасов; контроль себестоимости.

1500

Сэр Томас Мор

Призыв к усилению специализации; анализ недостатков плохого менеджмента руководства.

1525

Николло Макиавелли

Осознание принципа массового  согласия; признание необходимости  целеустремленности в организации; определение качества руководителя.

1767

Сэр Джеймс Стюарт

Истоки теории власти; исследование влияния автоматизации.

1776

Адам Смит

Применение принципа специализации к промышленным рабочим; концепции контроля; расчет оплаты труда.

1785

Томас Джефферсон

Обратил внимание на концепцию  взаимозаменяемости частей.

1799

Эли Уитни

Научные методы; использование методов исчисления себестоимости; контроль качества; концепция взаимозаменяемости частей; признание интервала менеджмента.

1800

Джеймс Уатт,             Маттеус              

  Бултон Сохо,

                 Англия

Стандартные операции; спецификации, рабочие методы; планирование; стимулирование заработной платой; стандартное время; стандартные данные; Рождественские праздники для служащих; Рождественские премии; страховое общество служащих; ревизии баланса и отчетности.  

1810

Роберт Оуен,                  Нью-Ланарк,       Шотландия.

Использование на практике личного опыта; ответственность  за подготовку рабочих; строительство домов с удобствами для рабочих.

1820

Джеймс Милл

Анализ и обобщение  человеческой мотивации.

1832

Чарльз Баббедж

Упор на научный подход; признание особой важности специализаций; разделение труда; исследование трудовых движений и затрат времени; влияние различных цветов на эффективность труда; исчисление себестоимости.

1835

Маршалл,                   Логлин и др.

Признание и обсуждение относительной важности функций менеджмента

1850

Милл и др.

Интервал контроля; единоналичие; контроль труда и материалов; специализация- разделение труда; стимулирование через заработную плату.

1855

Генри Пур

Принципы организации, связи  и информации в применение к железным дорогам.

1856

Даниэль К.Мак-Каллум

Использование организационных схем для демонстрации структуры менеджмента. Применение систематического менеджмента на железнодорожном транспорте.

1871

В.С. Джевонс

Использовал на практике мотивационные исследования; изучал воздействие различных инструментов на рабочего; исследование усталости.

1881

Джозеф Вартон

Разработал для колледжа курс предпринимательского менеджмента.

1886

Генри К.Меткалф

Искусство менеджмента; наука  управления.

 

Генри Р.Таун

Наука менеджмента

1981

Фредерик Халси

План премиальных выплат, заработной платы.

1900

Фредерик У.Тейлор

Научный менеджмент; системный  подход;  кадровый менеджмент; необходимость кооперации между трудом и менеджментом; высокая заработная плата; равноправие между трудом и менеджментом; функциональная организация4 принцип исключительности в применении к цехам; система оценки себестоимости; методические исследования; исследование рабочего времени; определение научного менеджмента; упор на работу менеджера; упор на исследования, стандарты, планирование, контроль и кооперацию.

 

Френк Б.Гилберт

Наука мотивационных исследований.

1901

Генри Л.Гантт

Задания и система поощрения; гуманный подход к труду; схемы Гантта; ответственность менеджеров за подготовку рабочих.

1910

Хьюго Манстерберг

Использование психологии в  менеджменте и работе.

 

Харрингтон Эмерсон

Эффективный инжениринг; принципы эффективности.

1911

Харлоу С.Персон

Организовал первую научную  конференцию по менеджменту в Соединенных Штатах; научное признание менеджмента.

 

Дж. К.Дункан

Первый учебник менеджмента  для колледжей.

1915

Х. Б. Друри

Критика научного менеджмента- утверждение первоначальных идей.

 

Р.Ф. Хокси

Критика научного менеджмента- утверждение первоначальных идей.

 

Ф. В. Харрис

Модель экономической  партии товара.

 

Томас А.Эдисон

Разработка плана военных  маневров в целях обнаружения и уничтожения подводных лодок.

1916

Генри Файоль

Первая полная теория менеджмента; функции менеджмента; принципы менеджмента; признание необходимости преподавания менеджмента в учебных заведениях.

 

Александр Г.Черч

Функциональная концепция  менеджмента; первый американец, рассмотревший весь комплекс концепций менеджмента и связавший их в единое целое.

 

А.К.Эрланг

Предвосхитил теорию очередностей.

1917

У.Г. Леффингвелл

Применил научный менеджмент в ведомостях.

1918

К.К. Парсонс

Признал необходимость использования научного менеджмента в ведомостях.

 

Ордвей Тид

Применение психологии в  промышленности.

1919

Моррис Л.Кук

Различные области использования  научного менеджмента.

1921

Вальтер Д.Скотт

Привнес психологические  знания в рекламное дело и работу с кадрами.

1923

Оливер Шелдон

Развил философию менеджмента; принципы менеджмента.

1924

Г.Фдодж,                Г.Г.Ромиг,           У.А.Шумарх

Использование статистических выводов и теории вероятностей при  проведении инспекций и контроле качества с использованием статистических средств.

1925

Рональд А.Фишер 

Различные современные статистические методы, включая бейесовскую статистику, теорию проб и разработку экспериментов.

1927

Элтон Майо

Социологическая концепция  групповых устремлений.

1928

Т.К. Фрай

Статистические основы теории обслуживания.

1930

Мэри Р.Фоллетт

Философия менеджмента, основанная на индивидуальной мотивации. Групповой подход к решению проблем менеджмента.

1931

Джеймс Д.Муни

Признание универсальности  принципов организации.

1938

Честер Барнард

Теория организации; социологические аспекты менеджмента; необходимость коммуникации.

 

П.М.С. Блэкетт и др.

Операционные исследования.

1943

Линдэлл Урвик

Сведение воедино и  корреляция принципов менеджмента.

1947

Макс Вебер,                 Ренис Ликер,                  Крис Аргирис

Сделали упор на психологию, социальную психологию и исследования человеческих отношений в теории организации; включение широкосистемной теории организации.

1949

Норберт Винер,             Клод Шеннон

Сделали упор на системный  анализ и теорию информации в менеджменте.

1951

Франк Абрамс,    Бенджамин   М.Селекман

Ввели искусство управления в мышлении менеджеров.

1955

Герберт Саймон,     Гарольд Дж.Левитт,   Роберт Шляйфер

Придали особое значение поведению  человека при принятии решений, которое рассматривалось  ими как идентичный, наблюдаемый и измеряемый процесс; повышенное внимание уделяли философии менеджмента.

1960

Дуглас Макгрегор

Доказал, что отношение  менеджмента к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "Х"- утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "Y"- принцип распределения ответственности.

1965

Игорь Ансофф

Подверг сомнению прежние  методы долгосрочного планирования и предложил модель стратегического планирования. Позднее сформулировал этот подход в книге "Стратегический менеджмент".

1967

Фред Фидлер

Продолжил разработку теорий руководства, касающихся ориентации соответственно на задания и отношения.

 

Джейм Томпсон,            Джей Гелбрайт,     П.Лоренс,                         Жд. Лорше.

Отметили, что не существует единственного, наилучшего пути организации деятельности и провели дальнейшие исследования ситуационных аспектов организационного строительства.

1969

Карл Вейк

Исследовал организации  как интерпретируемые системы.

 

Вильям Оучи,            Оливер Вильямсон

Развитие теории фирмы. Несовершенства рынка- причина существования фирм.

1975 

Генри Минцберг

Рассмотрел организационные  структуры от машинной бюрократии до "адхок-кратии".

 

Геральд Саланчик

Теории властных структур внутри и между организациями.

1976

Розмари Стюард

Альтернативы и ограничения  действий менеджера в разнообразных ситуациях и различия между отдельными видами управленческими задач.

 

Джеффри Пфеффер, Мишель Круазье

Теории властных структур внутри и между организациями.

1980

Майкл Портер

Выдвинул новые идеи относительно конкурентной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов, выраженных через себестоимость.

1982

Джон Коттер,                  Джон Габарро

Исследование работы высших руководителей. Различные характеристики и их восприятие во времени.

 

Теренс Дил,                  Аллан Кеннеди

Создали концепцию корпоративной  культуры как важнейшего фактора, влияющего  на "организационное поведение" и корпоративное развитие.

1985

Том Петерс

Отношение к потребителям как к людям, а к персоналу  организации- как к важному ресурсу развития бизнеса.


 

Собственно начало развития управленческой науки обычно связывают  с периодом промышленного капитализма, с появлением в 1776 г. работы Адама  Смита «Богатство народов». Это была эпоха специалиста по эффективности  и руководителя производства. Многие бизнесмены согласились с А. Смитом в том, что только здоровая конкуренция  обеспечит множество товаров  и качество жизни для всех. Вместе с тем в этот период промышленные капиталисты практически не уделяли внимания финансовым аспектам бизнеса.

При финансовом капитализме  доминировал финансист, который  за счет манипулирования ресурсами  получал большие прибыли.   «Баронам  разбойникам» нравился социальный дарвинизм Герберта Спенсера, который учил, что «выживание самых приспособленных» в социальной сфере являлось наилучшим путем достижения материального благополучия для всех.

 

 

 

1.2 Сущность и процесс менеджмента

 

Как наука менеджмент появилась 100 лет назад, а в начале века Ф. Тейлор сформулировал и опубликовал принципы управления. Школы М.: 1) школа научного управления (рационалистическая школа) 1885-1920 - Тейлор, Гилберт, Гантт. Основной принцип, главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда; 2) административная (поведенческая) школа - 1920-50 гг. - А. Файоль, Урвик, Вебер. Основная идея - существуют «универсальные» принципы управления, применение которых гарантирует успех в любой организации; 3) школа человеческих отношений (1930-50 гг.) Мейо, Фоллетт, Маслоу - для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками; 4) поведенческая школа (1950_настоящее время), представители - Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк - «эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии; 5) количественная школа (1950_настоящее время) - Винер, Акофф, Берталанфи - оптимальные управленческие решения ищутся с помощью компьютеров на основе использования математических моделей ситуации.

Так сформировалась современная наука, применение принципов которой на практике приносят повышение эффективности  производства. Символический ключ менеджмента «цели человек-эффективность». Золотое правило менеджмента: «эффективный менеджмент, обеспечивающий выживание и успех в условиях рыночной конкуренции, требует ориентации на человека: во внешней среде - на потребителя, во внутренней - на персонал».

К концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.

Основателем школы научного менеджмента  был Ф.У. Тейлор - инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе проблемы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:

- научный подход к выполнению каждого элемента работы;

- научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;

- кооперация с рабочими;

- разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.

Другой известный специалист в  области менеджмента - А. Файоль предложил формализованное описание работы управляющих в организациях, выделив характерные для них виды деятельности или функции: планирование, организация, руководство, координацию и контроль. Им были сформулированы принципы менеджмента, которыми предлагалось руководствоваться при решении управленческих задач и выполнении функций менеджмента. Файоль считается основателем так называемой классической административной школы управления.

Английское слово «менеджмент» происходит от латинского слова «манус» - рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями, отмечает Казанцев А.К.

В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом. Практически все известные зарубежные энциклопедии трактуют понятие менеджмент как процесс достижения цели организации руками других людей. Субъектом данного процесса является менеджер.

Сущность и содержание процесса управления проявляется в его  функциях. Управление - это интегрированный процесс планирования, организации, координации, мотивации и контроля, необходимый для достижения целей организации. В широком понимании в специальной управленческой литературе даются различные толкования менеджмента.

Понимание менеджмента как  искусства управления базируется на том, что организации - это сложные  социально-технические системы, на которые воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как  внешней, так и внутренней среды. Поэтому управление является и наукой, и искусством, которому можно научиться опытным путем и которым овладевают только люди, имеющие к этому талант. Менеджеры должны учиться на опыте и соответственно модифицировать последующую практику с учетом выводов теории. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления и единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способностей применять знания в практической работе. Отсюда возникает необходимость более детального рассмотрения содержания работы менеджера как субъекта процесса управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Развитие, как концепции и направления менеджмента

 

Управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с  конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Западный менеджмент - это, прежде всего, особая субкультура со своими ценностями, нормами и законами. С другой стороны - это совокупность технических процедур и методов, сумма неких практических действий по планированию, организации, мотивации и контролю, необходимых для достижения поставленных целей. В этой связи, объем и содержание понятий управление и менеджмент несколько не совпадают, так как менеджмент можно трактовать как «успешное управление», как достижение цели с учетом ресурсных ограничений. Термин менеджмент применим к любым типам организаций, но если речь идет об общественном секторе, то используется выражение «государственное управление (регулирование)», «муниципальное управление», а для обозначения более абстрактного уровня управления применяется понятие «администрирование». В настоящее время наука менеджмента породила ряд специализаций - финансовый менеджмент, инновационный менеджмент, социальный менеджмент, стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и совсем недавно - региональный менеджмент. Эта тенденция к «отпочкованию» будет, по-видимому, закрепляться. Поэтому мы, если особо не оговаривается, будем пользоваться термином управление - менеджмент как синонимичными (сближающимися понятиями) и не становиться на позицию ортодоксальности (существует, де мол, только классика - менеджмент предприятия - организации).

Первая управленческая революция  произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).                      На управленцев тех далеких веков  возлагалась необходимость координации  действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком  стояло военное искусство управления.

Древние греки большое  внимание, помимо общегражданских функций, уделяли вопросам управления домохозяйствами и латифундиями. Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.

Древний Рим продвинул  управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями было со временем децентрализовано, что улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало  местные особенности. Это была система  прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел.

Крупным вкладом в управление был свод законов - Кодекс вавилонского правителя Хаммурапи. Содержащиеся в Кодексе 285 законов регулировали все многообразие отношений между  социальными группами населения. Это  была первая формальная система администрирования, возникновение чисто светской манеры управления.

Информация о работе История развития менеджмента