Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 11:31, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить пути эволюции менеджмента и виды структур управления.
Введение………………………………………………………………...……………3
1 Исторический экскурс – зарождение менеджмента……………………………..4
1.1 Периодизация развития менеджмента………………………………………….4
1.2 Сущность и процесс менеджмента……………………………………...…….11
1.3 Развитие, как концепции и направления менеджмента……………………...14
1.4 Цели и задачи в системе современного менеджмента……………………….24
2 Анализ направлений развития менеджмента………………………………….26
2.1 Сравнительный анализ современных направлений с классическим направлением менеджмента……………………………………………………………….26
2.2 Анализ статьи Б. Нагорного: концепция менеджмента……………………..29
Заключение……………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы………………………………..…………….33
Период господства товарной концепции характеризовался тем, что менеджмент занимался главным образом производственными проблемами, касающимися мощности производства, способов организации труда и количества выпускаемой продукции. Это направление связано прежде всего с классическими теориями менеджмента, научной организации труда (Тейлор, Мейо). Менеджеры этого направления, уделяли определенное внимание рынкам своей продукции, но вопросы, относящиеся к производству, считались более важными, чем вопросы определения и развития рынков. Для этого периода характерным являлось то, что обычно спрос превышал предложение и сбыт продукции не требовал специальных усилий.
Поворот к сбытовой концепции происходит тогда, когда предложение начинает превышать спрос. В течение этого периода проблемы сбыта – в широком понимании- приобретает наибольший вес. Позиции сбытников и маркетолов усиливается, их функции пересматривается главным образом в сторону расширения ответственности. Мерой эффективности работы сбытовика, а следовательно, и вознаграждения, чаще всего оказывается объем продаж, которого ему удалось добиться. Хотя прибыль и не игнорируется ,сбытовик не несет за её размеры прямой ответственности. Считается, что повышение объема продаж автоматически ведет к увеличению прибыли. Наиболее значительным результатом развития сбытовой фазы является сознание значимости рыночных проблем и начало широкого проведения рыночных исследований.
Переход к маркетинговому направлению связан с заинтересованностью менеджмента в прибыли и отдаче капитала, а не только в объеме продаж. Сдвиг в представлениях об управлении производством, происдшим вследствие перехода от сбытовой концепции к маркетинговой, можно представить как переход от системы «качество на риске покупателя» к системе «качество на риске продавца». Сбытовая концепция была связана только с объемом продаж. Маркетинговая же означает ориентацию на потребителя.
В рамках традиционной сбытовой
концепции инженеры разрабатывают
продукт, производственники создают
его, а сбытовики должны его продать.
Современная маркетинговая
Таким образом, исторически периодизация менеджмента показывает зависимость его развития прежде всего от внешних условий и прежде всего от исторического этапа общества. С другой стороны, менеджмент, как специфическая область знаний о законах управления организациями начинает складывается в конце ХIХ- начале ХХ веков.
1.4 Цели и задачи в системе современного менеджмента
Бандурин А.В. дает формулировку цели. Цель - это конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация. Яркой характеристикой любого экономического субъекта выступает цель его деятельности. Отсутствие четко выраженной цели лишает менеджмент осмысленности. Стратегические цели формируются на основе миссии организации и отражают долгосрочные экономические интересы субъектов хозяйствования.
При всем разнообразии подходов к определению и структурированию сфер и стратегических целей один тезис остается решающим: для коммерческих организаций целевая ориентация, в отличие от миссии, так или иначе связана с прибыльностью бизнеса. Прибыльность можно характеризовать различными показателями изменения, но в любом случае она должна быть достаточной для реализации экономической стратегии организации. Меру достаточности теоретически возможно определить на основе концепции временных издержек: в долгосрочном периоде право на существование сохраняют лишь организации, доход которых позволяет компенсировать им совокупные затраты, включая нормальную прибыль. Подчеркнем, что прибыль сверх нормальной возможна и доступна, но со стратегической точки зрения на ее получение вряд ли стоит ориентироваться, так как межотраслевая конкуренция и перелив капитала приведут к снижению сверх прибыли до среднего уровня. Конкретная форма цели зависит от предполагаемого периода ее достижения: чем дольше этот период, тем глобальнее цель.
Цели следует устанавливать в следующих областях деятельности: конкуренции и участие в рынке; рост прибыли; предложение продукции потребителям и целевые рынки; маркетинг и сбыт; производство и труд; распределение доходов; исследования и разработки; результаты производства; финансы и контроль.
Характеристики целей: конкретность и измеримость; ориентация во времени, очередность установления целей от долгосрочных к краткосрочным; достижимость; взаимосвязь отсутствие противоречия в нескольких целях.
Достижение целей разбивается на задачи достижения определенных подцелей в заданных временных рамках и ресурсных ограничениях. Понятие «задача» отличается от понятия «цель» подробной конкретизацией времени, объема и ресерсов исполнения. Решение задачи - это достижение цели, которая может быть оценена количественно. Задачи делятся по трем основаниям: достижение определенных результатов с сотрудниками, предметами, информацией.
2 Анализ направлений развития менеджмента
2.1 Сравнительный анализ современных направлений с классическим направлением менеджмента
Классическая теория управления |
Современный менеджмент |
|
Малое количество крупных организаций - нет жесткой конкуренции |
Большое количество крупных организаций (как коммерческих, так и некоммерческих) |
|
Относительное небольшое количество руководителей, практическое отсутствие руководителей среднего звена |
Большое количество руководителей всех уровней |
|
Управленческая работа зачастую не выделялась отдельно и не отделялась от неуправленческой деятельности |
Четко выделены управленческие функции |
|
Малое количество людей способных принимать важные для организации решения |
Большое количество людей способных принимать важные для организации решения |
|
Упор на интуицию и приказ |
Упор на рациональность и коллективную работу |
|
Сбыт готового товара |
Создание товара, необходимого потребителю |
|
Работники выполняют исключительно свои специализированные функции |
Работники вовлечены в процессы обучения, принятия решений, внесения предложений |
|
Рассмотрим недочеты в теориях каждой из школ, формирующих классическое направление менеджмента.
Научный менеджмент не признавал различия между индивидами, не допускал самостоятельность в принятии решений работниками и противился идее привнесения работниками каких-либо инноваций в производственный процесс Крейнер С. Кроме того, Тейлор подчеркивал превосходство количественных параметров над качественными, что не соответствует современной практике менеджмента Там же.. Административная школа допускала практически все те же ошибки Чудновская С.Н. Разработанный ею процессный подход не учитывал множество элементов системы, а также изменения окружающей среды. Исправив данный недочет в своей концепции, школа человеческих отношений недостаточно проработала остальные аспекты деятельности организации, тем самым нарушив основу широко применяемого сегодня системного подхода.
Школа управленческой науки, как мы уже упоминали в первой главе, разработала системный и ситуационный подход. Эти два подхода по отдельности мало чем могут помочь современному менеджеру, поэтому необходимо их сочетать, что и практикуется в большинстве современных моделей.
Каждая из школ менеджмента привнесла что-то свое в современную теорию. Научный менеджмент и административная школа, во-первых, сформировали научный подход к менеджменту Крейнер С. Во-вторых, благодаря им заговорили об анализе способов выполнения работ с целью совершенствования организации Там же.. И наконец, заслугой научного менеджмента является тезис об оплате труда как важнейшего средства мотивации работников.
Школа человеческих отношений предложила активно использовать в управлении межличностные отношения как фактор роста эффективности и потенциала каждого работника. Очевидно, что в современном менеджменте не обойтись без качественных коммуникаций. Для многих японских моделей управления школа человеческих отношений вообще стала основой, укрепившей понимание важности исследования поведения людей в организациях Семенова И.И. Западные концепции же наиболее активно заимствовали идеи мотивации и лидерства.
Школа управленческой науки подарила миру многочисленные количественные методы, первой заговорила о важности моделирования и ЭВМ Миллер Н.В. Богославец. Сегодня количественные измерения при принятии решений используют фактически все направления менеджмента, особенно системы управления качеством.
Системный подход нашел отражение в бережливом производстве, управлении качеством: в каждой из них организация рассматривается как система, состоящая из взаимосвязанных частей. И для эффективного улучшения ее деятельности необходимо уделять внимание каждому элементу системы.
Ситуационный подход активно применяется сегодня. В обучении менеджменту популярны так называемые “кейсы” Чудновская С.Н., то есть модели ситуаций, требующие детального анализа и принятия решений. Что касается управления в организациях, то там также по-прежнему необходимо изучение всей совокупности ситуационных переменных окружающей среды.
Итак, мы провели сравнительный анализ классического и современного направлений менеджмента. Наличие массы заимствований говорит о преемственности между школами, а многочисленные различия - объективный результат исторических изменений внешней среды, в который функционируют предприятия.
2.2 Анализ статьи Б. Нагорного: концепция менеджмента
В менеджменте выделяют три основополагающих концептуальных подхода: процессуальный, системный, ситуационный. Процессуальный подход рассматривает управление как процесс взаимосвязанных функций, связанных последовательно и параллельно. Коммуникация — обмен информацией как внутри, так и во вне организации, на основе которого руководитель получает данные для принятия необходимых управленческих решений и доводит принятые решения до сведенья сотрудников организации, рассчитывая на их понимание.
Управленческое решение
— акт целенаправленного
Системный подход — это методология комплексного анализа, исходящая из принципа взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, и предполагающая рассмотрение изучаемой проблемы или объекта не только как самостоятельной системы, но и как части некоторой большой системы. Системный подход требует анализа максимально возможного числа связей для последующего их ранжирования по степени важности, выбора существенных факторов и их оценки. Системный подход можно интерпретировать как сочетание комплексного анализа, системного моделирования и системного управления.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Центральный момент — ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретно е время. Ситуация характеризуется ситуационными переменными.
Механизм управления состоит из принципов управления - набора правил, по которым осуществляется управление; целей управления - направлений деятельности; методов управления или способов достижения целей, и функций управления, определяющих виды управленческой деятельности.
К общим принципам управления относятся: принцип эффективности, принцип социальной ответственности, принцип ориентации на потребителя или маркетинг, принцип системности.
К частным принципам относятся: принцип сочетания единоначалия и коллективности, принцип разнообразия управляющей системы, принцип иерархичности, принцип внешнего дополнения управляющей системы, принцип регламентации и инициативы, принцип стабильности и гибкости, принцип рациональности, принципы специализации и автоматизации. Большое значение имеют принципы централизации и децентрализации управления; интеграции целевого, отраслевого и регионального управления; сочетания прав и ответственности; единства распоряжения.