История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
- выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента;
- рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления;
- изучить разнообразие моделей менеджмента;
- определить этапы эволюции менеджмента в России.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………… 2
2. Глава I. Эволюция управленческой мысли…………………………... 5
3. Глава II. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления………………………………………………………. 11
2.1. Школа научного управления……………………………………… 11
2.2. Классическая (административная) школа в управлении………... 13
2.3. Школа психологии и человеческих отношений…………………. 14
2.4. Школа науки и управления (количественная школа)…………… 16
4. Глава III. Разнообразие моделей менеджмента………………………. 19
3.1. Особенности Американской модели…………………………….. 19
3.2. Характеристика Японской модели……………………………….. 21
3.3. Западноевропейская модель менеджмента………………………. 22
5. Глава IV. Развитие менеджмента в России…………………………… 25
6. Заключение……………………………………………………………… 30
7. Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая История развития менеджмента.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 

ТУЛЬСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ 
 
 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

по дисциплине «Менеджмент»

на тему:

«История развития менеджмента» 
 
 

По специальности:  

Выполнил: студентка  группы № 57                         Шевченко Н.С. 

Руководитель:                                           
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тула 2008 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение………………………………………………………………… 2
2. Глава I. Эволюция управленческой мысли…………………………... 5
3. Глава II. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления………………………………………………………. 11
  2.1. Школа научного  управления……………………………………… 11
  2.2. Классическая (административная) школа в управлении………... 13
  2.3. Школа психологии  и человеческих отношений…………………. 14
  2.4. Школа науки  и управления (количественная школа)…………… 16
4. Глава III. Разнообразие моделей менеджмента………………………. 19
  3.1. Особенности  Американской модели…………………………….. 19
  3.2. Характеристика  Японской модели……………………………….. 21
  3.3. Западноевропейская модель менеджмента………………………. 22
5. Глава IV. Развитие менеджмента в России…………………………… 25
6. Заключение……………………………………………………………… 30
7. Список литературы……………………………………………………... 31
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Менеджмент (по-русски "управление") - функция, вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществлять эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров, - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.

     Отличительные особенности менеджмента заключаются  в том, что он  ориентирует фирмы  на удовлетворение потребностей рынка,  на   постоянное повышение эффективности  производства (получение оптимальных  результатов с наименьшими затратами), на свободу в  принятии  решений,  на  разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

     Менеджмент  – это умение добиваться поставленных целей,  используя  труд, интеллект, мотивы  поведения других людей. Крупнейшие корпорации,  банки составляют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют  транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру. А  значит,  решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов  людей, государств и целых регионов.

     Однако роль менеджеров не ограничивается их присутствием лишь в  огромных многоуровневых и разветвленных корпоративных структурах управления или же в государственном аппарате. В зрелой рыночной  экономике  не  менее  важен  и малый бизнес. По количеству  это  более  95%  всех  фирм,  по  значению  это наибольшая приближенность к повседневным  нуждам  потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений.  Для  большинства населения это еще и работа. Умело  управлять ими - значит выжить, устоять,  вырасти.  Как  это  сделать -  тоже  вопрос  эффективного менеджмента. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, то более правильно использовать термин – «государственное управление», а для обозначения обезличенной системы управления употребляется термин «администрирование».

     Менеджмент  как наука, возникшая на базе практического  опыта управления, опирается на всю  сумму знаний об управлении, накопленных  человечеством, и содержит концепции, теории, принципы, способы и формы управления. Ее основные задачи:

     - объяснение природы управленческого  труда;

     - установление причинно-следственных  связей в этой области;

     - выявление факторов и условий  эффективности совместного труда;

     - разработка методов эффективного  оперативного управления;

     - прогнозирование событий, разработка методов стратегического управления и политиками организации.

     Как и любая наука, менеджмент базируется на использовании  исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и  ошибок,  встречающихся  на ранних этапах развития науки. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы  спрогнозировать  будущее  развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:

     - позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;

     - дает возможность проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;

     - позволяет извлечь соответствующие уроки из  прошлого  с тем,  чтобы не повторять ошибок в будущем.

     Знание  и осмысление прошлого способствует лучшему пониманию  современного состояния науки, а также  появлению  и  формированию  новых  идей. Развитие науки управления  свидетельствует,  что  нежизненные  концепции гибли, а оставались только самые ценные, проверенные практикой и временем.

     Все выше сказанное обуславливает актуальность выбранной темы.

     Основываясь  на  аргументации  об  актуальности  выбранной  темы,  можно определить целевую ориентацию работы.

     Цель курсовой работы  рассмотреть  и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною  решаются  следующие задачи:

     - выявить основные стадии развития науки управления и проследить  попытки  классификации подходов и школ менеджмента;

     - рассмотреть возникновение, формирование  и  содержание  различных школ управления;

     - изучить разнообразие моделей менеджмента;

     - определить этапы эволюции менеджмента в России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА I.

ЭВОЛЮЦИЯ  УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ МЫСЛИ

     Ни  одна организация, ни одно предприятие не может добиться успеха без управления. Однако управление, как вид деятельности и как наука в таком виде, в котором мы имеем его в настоящее время, появилось не сразу.

     Как только доисторические люди стали жить организованными группами, у них появилась необходимость управления. На первом этапе, когда группы людей были невелики, управление во всех сферах осуществлялось одним человеком — вождем этой группы. В дальнейшем, по мере разрастания групп и усложнения выполняемых ими функций, появилась необходимость разделения труда и дифференциации функций. Но на это потребовались века.

     Первая  управленческая революция произошла 4-5 тыс. лет назад в период формирования цивилизаций Древнего Востока (Египет, Шумеры).

     Каста священников (жрецов) постепенно трансформировалась в класс религиозных функционеров, которые организовывали жертвоприношения (не только человеческие, а и в виде денег, скота, ремесленных изделий и т.п.). Жрецы собирали налоги, руководили ирригационными работами в масштабе целых областей, организовывали строительство пирамид. На управленцев тех далеких веков возлагалась необходимость координации действий десятков тысяч рабов, крестьян и других слоев населения. Особняком стояло военное искусство управления. Жрецы вскоре стали богатым и влиятельным сословием. Помимо соблюдения ритуальных почестей («для Бога»), они управляли делами государства, ведали казной, вели имущественные и другие споры. Это был прототип нынешнего чиновничества.

     Древние греки уделяли особое внимание вопросам организации  и  управления производственными процессами, заботились о четкой специализации рабочих.  У Сократа дается понимание управления как  особой  сферы  человеческой деятельности. Он говорил о том, что главным в управлении является  поставить нужного человека на нужное место и добиться  выполнения  поставленных  перед ним задач. В те времена родились такие термины, относящиеся к искусству управления, как «демагогия» (демос - народ, аго - веду), т.е. – «руководство народом» и «деспотия» - прежде всего власть господина над рабами, стремление к неограниченному господству (корень «дес» означает «сковывать»). Так, Платон выделяет такие надзоры как титанический (основанный на силе) и политический.

     Древний Рим продвинул управленческую мысль. Так, управление из Рима провинциями было со временем децентрализовано, что улучшило сбор налогов, общее управление, учитывало местные особенности. Это была система прокураторов, имевших определенную власть и права в решении гражданских дел. Реформа территориального управления была осуществлена императором Диоклетианом и до сих пор считается шедевром территориального управления. Большое внимание уделялось управлению латифундией (крупной фермой), подробно регламентировались работы, которые планировались в годовом измерении. В латинском языке существует слово mancepts - предприниматель. За корнем man тянутся значения: руки, работа, а за корнем ceptio - приобретать, присваивать (капитал!), то есть предприниматель - это человек, зарабатывающий капитал своими руками, трудом, упорством, ловкостью.

      В практике управления существуют примеры  организаций,  возникших в глубокой древности и успешно функционирующих и в настоящее  время  благодаря созданию рациональной структуры управления. К их числу  относится римская католическая церковь, имеющая наиболее простую структуру  управления: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходской священник.

Очередной скачок в развитии менеджмента связывают  с именем вавилонского правителя  Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Для эффективного управления обширными владениями им впервые был выработан так называемый свод Хаммурапи, который содержал 285 законов управления государством, регулировал все многообразие общественных отношений и служил руководством для администраторов всей империи. Нововведением было и то, что Хаммурапи выработал оригинальный лидерский стиль, поддерживая постоянно образ самого себя как опекуна и защитника людей. Итак, впервые в период правления Хаммурапи появляется чисто светская манера управления, возникает формальная система организации и регулирования отношений людей и, наконец, зарождаются первые ростки лидерского стиля.

     Через тысячу лет после Хаммурапи царь Навуходоносор возродит в Вавилоне разработку и строительство технически сложных проектов (вавилонская башня, висячие сады и т.п.), а также эффективные методы организации работы текстильных мануфактур и контроля за качеством продукции.

     Заметный  вклад в развитие теории управления внес итальянский государственный  и политический деятель Николо Макиавелли (1469-1527). Он раскрыл принципы взаимоотношений руководителей и подчиненных, стиля работы руководителя, давал советы по организации его труда (порой циничные, существует нарицательный термин коварного управления – «макиавеллизм»).

     Перемещая исторический экскурс в Европу, вставшую, по Тойнби, на «историческую ось времени», т.е. начавшую опережать остальные континенты в своем развитии, следует отметить выдающуюся роль промышленного переворота ХVIII-ХIХ веков.

     С промышленной революцией связано выделение  трех  уровней  управления: верхнего, среднего и нижнего. На  производстве  появился  мастер,  который вскоре стал ненавистен для рабочих. На этом этапе развития управления только наметилась тенденция  перехода от принципа надзора за работниками к принципу организации труда на научных основах. Промышленная революция дала толчок развитию теоретических исследований и практики управления. Большой вклад в формирование  науки  управления  внесли английские политэкономы Уильям Петти, Адам Смит  и Давид Риккардо.

Информация о работе История развития менеджмента