История развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
- выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента;
- рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления;
- изучить разнообразие моделей менеджмента;
- определить этапы эволюции менеджмента в России.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………… 2
2. Глава I. Эволюция управленческой мысли…………………………... 5
3. Глава II. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления………………………………………………………. 11
2.1. Школа научного управления……………………………………… 11
2.2. Классическая (административная) школа в управлении………... 13
2.3. Школа психологии и человеческих отношений…………………. 14
2.4. Школа науки и управления (количественная школа)…………… 16
4. Глава III. Разнообразие моделей менеджмента………………………. 19
3.1. Особенности Американской модели…………………………….. 19
3.2. Характеристика Японской модели……………………………….. 21
3.3. Западноевропейская модель менеджмента………………………. 22
5. Глава IV. Развитие менеджмента в России…………………………… 25
6. Заключение……………………………………………………………… 30
7. Список литературы…………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая История развития менеджмента.doc

— 167.50 Кб (Скачать документ)

     Проблемами  научного управления производством  в Германии занимался Вальтер Ратенау. Огромный вклад в исследование принципов организации внес известный немецкий социолог Макс Вебер,    разработавший  «идеальный тип» административной организации, названный им  термином  «бюрократия».  Особого внимания заслуживают работы по организации  производства,  которые  выполнил Кароль Адамецкцй.  

     Западногерманские   теоретики   школы    «человеческих отношений» выступали за более жесткий подход к  управлению  персоналом,  чем их коллеги в США и Японии.

     В Англии, Голландии, Норвегии, Швеции  и  других  странах  Запада  широко прорабатывались  также  вопросы  привлечения   работников   к   «участию в управлении».

     Западноевропейские  ученые  оказали  заметное  влияние  на   формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход  позволял изучать поведение  людей  с  точки  зрения  воздействия  на  них  группового поведения.

     В 1929—1933  гг.  передовые  капиталистические  страны  охватил  мировой кризис. В этот же период времени  английским  ученым  Дж.  М.  Кейнсом была сформулирована концепция  государственного  регулирования  экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику.

     Большое влияние на  развитие  всей  Европы  в  послевоенные  годы  оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и  канцлер  Людвиг  Эрхард.  Под руководством  Эрхарда  Западная  Германия  добилась   экономического   чуда.

     Концепция «социального рыночного хозяйства» (по  Эрхарду)  включает  в  себя два основных положения:

     1. Усиление государственного регулирования во всех сферах         хозяйствования.

     2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление  планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным.

     Политика  Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также  ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.

     Определенный  интерес представляет шведская  модель  социализма.    Успехи Швеции в 50—60-е гг. XX в., как и ФРГ, объясняются, прежде  всего,  правильным выбором  модели  общественного  развития.  Этот  выбор  был  сделан  ученым, лауреатом Нобелевской премии Гуннаром Мюрдалем. Шведская модель социализма Мюрдаля учитывает специфические  особенности Швеции, которая представляет собой страну с высоким  уровнем  материального  и  социального  обеспечения населения.

     Большинство исследователей считают, что теория и практика  управления в США достигли значительно  более  высокого  уровня  развития,  чем  в  других странах  мира.  По  их  мнению,  высокая  производительность  труда  в   США обеспечивается  за  счет  лучшей  организации   производства.   Работая на европейском рынке, американские бизнесмены получают высокие  прибыли, умело приспосабливаясь  к  разным  условиям  на  рынках.  Именно   отставанием в организации производства и подбора кадров западноевропейские ученые объясняют так называемый технологический разрыв между США и  Европой. Одной из  причин  создавшегося  положения  следует  считать  то,  что американцы проводят в Западной  Европе  политику  подчинения  европейских  стран  своим стратегическим планам. 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА IV.

РАЗВИТИЕ  МЕНЕДЖМЕНТА В  РОССИИ

     Начиная с XVII в., вопросам  управления  в  России  уделялось  серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее  системы  управления оставили известный русский  экономист  А.Л.  Ордин-Нащокин,  А.П.  Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н.  Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по  1740  г.)  и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики  заслуги  в  реформировании системы управления  России  П.А.  Столыпина.  С  1906  г.  он  совмещал  две должности — министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления.  Построение  социализма  в  СССР потребовало   создания    новой    общественной   организации    управления социалистическим производством.

     В первые годы Советской власти получают большую известность  труды  таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М.  Керженцев, Н.А. Амосов. Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые  установки». Внедрением методики  трудовых   установок   в   практическую деятельность занимался Центральный институт труда  (ЦИТ),  созданный  осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее  место  в  осуществлении  методики  трудовых  движений  отводилось инструктажу.

     Недостатком концепции трудовых установок Гастева является   слабая

разработка  самой методики  трудовых  установок,  выбор  слишком  узкой  базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

     Важная  роль в развитии научной организации  труда  и  управления  в  СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому,  который  внес  значительный вклад в создание теории  социалистической   рационализации.   Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря  на  критику,  вклад Ерманского в развитие теории и практики  организации  труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

     Проблемы  научной организации труда получили широкое  освещение  в  трудах П.М.  Керженцева.  Керженцев  распространил  понимание  научной  организации труда на все сферы человеческой деятельности.

     Особого  внимания  заслуживает  дискуссия,  развернувшаяся  по  проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в  период  подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ,  За  несколько  недель  до  конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна —  от группы  «Семнадцати»  во главе с Керженцевым, другая — от ЦИТ во главе  с  Гастевым.  Полемика  между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты  обеих дискутировавших платформ.

     Крупный вклад в развитие теоретических  основ социалистической организации производственных  процессов был внесен О.И. Непорентом.  Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в  производственном процессе  на  три  вида:  последовательное,  параллельное   и   параллельно-последовательное,  показал  их  влияние  на  длительность  производственного цикла.

     В 30-е гг. была  проделана  большая  научная  и  практическая  работа  по созданию науки об организации производства, труда и управления,  результатом которой  был  выход  в  свет  первого  советского  учебника  по  организации производства. В эти  же  годы  было  положено  начало  формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим  образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист отраслевого профиля,  которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.

     В годы Великой Отечественной войны  система  управления  промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела  принципиальных  изменений.

     Основным  принципом управления продолжал  оставаться  хозрасчет  при  усилении административно-командных методов  руководства.  Научная  работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

     В послевоенный период времени возобновилась  научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело  место сокращение исследований в области управления  производством.  К  концу  50-х гг.  тематика   исследований   по   проблемам   организации  и  управления предприятиями начала постепенно расширяться. Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством  по  территориальному   принципу   через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических  административных  районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций  в  развитии промышленности. К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с  использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой  науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков  А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла  важную  роль  в  развитии  теории  управления производством.

     Дискуссия, развернувшаяся в стране в  период  с  1962  по  1965  гг.,  по

вопросам  совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

     Период  времени, начиная с 1965 г. по настоящее время,  характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование  системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

     1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.

     2. Реформа системы управления 1979 г.

     3.  Ускорение  социально-экономического  развития  (1986  г.)  и  переход   к   рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

     В связи с произошедшими серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме  перехода  к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А.Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

     1)  внесение  отдельных  элементов   рынка   в   существующую   командно-административную систему управления;

     2)   быстрый   переход   к   рынку   без   какого-либо   государственного

      регулирования;

     3) создание системы управления  на основе регулируемой рыночной  экономики.

     Этот вариант совершенствования системы  управления соответствовал предложениям правительства.

     Другая  комиссия  под  руководством  академика  С.  Шаталина  подготовила программу, получившую название «500  дней»,  в  которой  был  намечен  целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к  регулируемому  рынку.  Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия». По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления  к  регулируемому  рынку.  В  его  основу  была  положена программа  «500  дней»,  основной  целью  которой  было  полное   разрушение административно-командной системы  управления.  С  ноября  1991  г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

     Однако, несмотря на  принятые  меры,  не  удалось  приостановить  развала экономики  России. Социально-экономическая  ситуация  в  стране  продолжала ухудшаться.  Было  принято  много  ошибочных  решений.   Одной   из   причин сложившегося положения является начатая с 1992 г.  политика  невмешательства правительства  в  экономику   регионов   и   импортно-экспортные   операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной  развитой  стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства. В России  наблюдалась  разбалансированность   всего механизма управления страной. Отечественный менеджер  в  своей  практической деятельности сталкивался с такими  проблемами,  которые  совсем  незнакомы западному  менеджеру.  Поэтому  в  создавшихся  условиях   особое   значение приобретает получение нового знания по искусству управления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

     1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на  протяжении  веков, прежде  чем   превратился   в   самостоятельную отрасль   знания, науку. Значительное влияние на формирование менеджмента  оказали: школа научного управления, классическая (административная)  школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки  управления (количественная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф.  Тейлор,  А.  Файоль, Э. Мэйо и др.

Информация о работе История развития менеджмента