Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 17:43, курсовая работа
Цель курсовой работы рассмотреть и проанализировать этапы истории развития теории и практики менеджмента. В соответствии с данной целью в курсовой работе мною решаются следующие задачи:
- выявить основные стадии развития науки управления и проследить попытки классификации подходов и школ менеджмента;
- рассмотреть возникновение, формирование и содержание различных школ управления;
- изучить разнообразие моделей менеджмента;
- определить этапы эволюции менеджмента в России.
1. Введение………………………………………………………………… 2
2. Глава I. Эволюция управленческой мысли…………………………... 5
3. Глава II. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления………………………………………………………. 11
2.1. Школа научного управления……………………………………… 11
2.2. Классическая (административная) школа в управлении………... 13
2.3. Школа психологии и человеческих отношений…………………. 14
2.4. Школа науки и управления (количественная школа)…………… 16
4. Глава III. Разнообразие моделей менеджмента………………………. 19
3.1. Особенности Американской модели…………………………….. 19
3.2. Характеристика Японской модели……………………………….. 21
3.3. Западноевропейская модель менеджмента………………………. 22
5. Глава IV. Развитие менеджмента в России…………………………… 25
6. Заключение……………………………………………………………… 30
7. Список литературы…………………
Нельзя не отметить огромного вклада английского социалиста-утописта Роберта Оуэна в развитие управленческой мысли и практики управления. Ранее других он заметил и оценил роль человеческого фактора на производстве, к необходимости учета которого другие исследователи пришли только через 100 лет. На формирование теории управления в социалистическом обществе большое влияние оказали труды К. Маркса и Ф. Энгельса. Не занимаясь исследованиями природы и сущности управления, они внесли свой вклад в формирование этой науки с помощью созданных ими методов исследования. К. Маркс выводит необходимость разделения труда из развития кооперации: капиталист часто не в состоянии самостоятельно управлять своей фабрикой. Кроме того, в этом нет необходимости, так как труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагался в избытке. Поэтому сделалось
необязательным, чтобы этот труд по надзору выполнялся капиталистом. Таким образом, результатом разделения труда явилось обособление управления, которое стало рассматриваться в качестве особой функции любого совместного труда.
В этот же период времени Ф. Энгельс указал на то, что следует различать управление вещами и управление людьми. От этого тезиса в дальнейшем будут отталкиваться многие ученые в своих исследованиях.
Однако до эпохи империализма функция управления осуществлялась самим капиталистом и небольшой группой приближенных к нему лиц. Роль специально подготовленных управляющих особенно усиливается в эпоху развития монополистического капитализма. Столкнувшись с конкуренцией, изменчивой внешней средой, управляющие развивали систему знаний о том, как лучше использовать ресурсы.
Таким образом, предпосылками и источниками формирования менеджмента как управления особого рода являются:
- индустриальный способ организации производства;
- развитие рыночных отношений, основными элементами которых являются спрос, предложение и цена.
Для систематизации этапов развития науки управления первоначально использовался исторический подход с применением хронологического принципа.
Американские ученые Г. Кунц и С. О'Доннел разработали более подробную классификацию подходов. Однако эта работа не дала желаемых результатов.
На протяжении всей истории развития менеджмента ученые и исследователи управленческих проблем предпринимали попытки разработать универсальную классификацию школ менеджмента. Предложенные ими классификации носят, в известной мере, условный характер. Это объясняется тем, что практически невозможно отразить все оттенки различных взглядов и позиций, трудно найти один универсальный принцип, который следует положить в основу классификации.
В
настоящее время известны четыре
важнейших подхода, которые позволили
выделить четыре школы управления,
каждая из которых базируется на
своих позициях и взглядах (табл. 1.).
Таблица 1.
Подходы к выделению школы | Название школы |
Подход с точки зрения научного управления | Школа научного управления |
Административный подход | Классическая (административная) школа в управлении |
Подход с точки зрения человеческих отношений и подход с точки зрения науки о поведении | Школа психологии и человеческих отношений |
Подход с точки зрения количественных методов | Школа науки управления (количественная) |
Адекватно
соответствующим этапам происходит
процесс формирования научных школ, но
менялась организация управления от
простых методов управления к сложным.
Сравнительный анализ старой и современной
организации управления приведен в
таблице 2.
Таблица 2.
Сравнительный анализ старой и современной организации управления
Старая организация | Современная организация |
Малое количество крупных организаций, отсутствие гигантских организаций | Большое количество чрезвычайно крупных, мощных, организаций, как коммерческих, так и некоммерческих |
Относительно небольшое количество руководителей высшего звена, практическое отсутствие руководителей среднего звена | Большое количество руководителей высшего звена, небольшое количество руководителей среднего звена |
Управленческая работа зачастую не выделялась и не отделялась от неуправленческой деятельности | Четко отчерчены управленческие группы, управленческая работа воспринимается и отделяется от неуправленческой деятельности |
Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву рождения или путем захвата силой | Занятие руководящих постов в организации чаще всего по праву компетентности с соблюдением законности и порядка |
Малое количество людей, способных принимать важные для организации решения | Большое количество людей, способных принимать важные для организации решения |
Упор на приказ и интуицию | Упор на коллективную работу и рациональность |
Потребность
разработки новых методологических подходов
непосредственно связана с бурным развитием
бизнеса, ускорением научно-технического
прогресса. Все вышеуказанные школы внесли
значительный вклад в развитие
науки об управлении.
ГЛАВА II.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ,
ФОРМИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ
РАЗЛИЧНЫХ ШКОЛ УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Школа научного управления
Возникновение современной науки управления относится к началу XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Фрэнка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Важной заслугой этой школы было положение о том, что управлять можно «научно», опираясь на экономический, технический и социальный эксперимент, а также на научный анализ явлений и фактов управленческого процесса и их обобщение. Этот метод исследования впервые был применен к отдельно взятому предприятию американским инженером Ф.У. Тейлором, которого следует считать основоположником научного управления производством.
Термин «научное управление» впервые был предложен в 1910 г. Л.Брайдейсом. После смерти Тейлора это название получило всеобщее признание применительно к его концепции.
Метод исследования Тейлора заключался в расчленении процесса физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и последующем анализе этих частей. Целью Тейлора было создание системы научной организации труда, базирующейся на основе экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Создавая свою систему, Тейлор не ограничивался только вопросами рационализации труда рабочих. Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Функции осуществления взаимодействия элементов производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которому в системе Тейлора отводилось центральное место.
Важным вкладом Тейлора было признание того, что работа по управлению — это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия.
Философскую основу системы Тейлора составила концепция так называемого экономического человека, получившая в тот период широкое распространение. В основе этой концепции лежало утверждение о том, что единственным движущим стимулом людей являются их потребности. Тейлор считал, что с помощью соответствующей системы оплаты труда можно добиться максимальной производительности труда.
Другой ложный принцип системы Тейлора заключался в провозглашении единства экономических интересов рабочих и менеджеров.
Цели не были достигнуты.
Идеи Ф.Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Генри Гантта, наиболее близкого его ученика. Гантт внес значительный вклад в разработку теории лидерства.
Фрэнк Гилберт и его супруга Лилиан Гилберт занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда.
Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Г. Эмерсон. Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности.
Генри
Форд продолжил идеи Тейлора в
области организации производства.
В системе Тейлора центральное место занимал
ручной труд. Форд заменил ручной
труд машинами, т. е. сделал дальнейший
шаг в развитии системы Тейлора.
Классическая или административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль, французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.
В отличие от школы научного управления, которая занималась в основном вопросами рациональной организации труда отдельного рабочего и повышением эффективности производства, представители классической школы занялись разработкой подходов к совершенствованию управления организацией в целом. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. Файоль и другие относились к администрации организаций, поэтому часто классическую школу называют административной.
Заслуга Файоля заключается в том, что он разделил все функции управления на общие, относящиеся к любой сфере деятельности, и специфические, относящиеся непосредственно к управлению промышленным предприятием. Последователями Файоля, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Линдал Урвик, Л. Гьюлик, М. Вебер, Д. Муни, Алфред П. Слоун, Г.Черч.
На основе разработок Файоля и его последователей сформировалась классическая модель организации, базирующейся на четырех главных принципах:
- четкое функциональное разделение труда;
- передача команд и распоряжений сверху вниз;
- единство распорядительства («никто не работает более чем на одного босса»);
- соблюдение «диапазона контроля» (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных).
Все
вышеуказанные принципы построения
организации справедливы и для
настоящего времени, несмотря на то, что
достижения научно технического прогресса
наложили на них определенный отпечаток.
Так, широкое использование в практической
деятельности электронно-вычислительной
техники упростило связи между органами
(звеньями) управления в организации за
счет ускорения обработки информации.
В целом же для классической школы
менеджмента характерно игнорирование
человека и его потребностей. За это представители
школы подвергаются справедливой критике
со стороны теоретиков и практиков менеджмента.
2.3. Школа психологии и человеческих отношений
Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической школой.
Первая
попытка применить
В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.
Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.
Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо. Представители школы «человеческих отношений» рекомендовали уделять серьезное внимание изменению неформальной структуры при перестройке формальной структуры организации. Формальный менеджер должен стремиться к тому, чтобы стать и неформальным лидером, завоевав «привязанности людей». Это — не простая задача, а «социальное искусство».