История развития теории и практики менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 22:29, курсовая работа

Описание

Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого по-зволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие. Знание истории прошлого необходимо по следующим основным причинам:
* всегда интересно и нужно;
* позволяет восполнить недостаток собственных мыслей и объем своих знаний;

Содержание

Введение 3
Цель курсовой работы 5
Основная часть
1. Эволюция управленческой мысли 6
2. Возникновение, формирование и содержание различных
школ менеджмента 9
2.1. Школа научного управления 9
2.2. Классическая (административная) школа в
управлении 10
2.3. Школа психологии и человеческих отношений 11
2.4. Школа науки управления (количественная школа) 13
3. Разнообразие моделей менеджмента 15
3.1. Особенности американской модели 15
3.2. Характеристика японской модели 16
3.3. Западноевропейская модель менеджмента 17
4. Развитие менеджмента в России 20
Заключение 24
Словарь основных понятий 25
Список литературы 26

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 127.50 Кб (Скачать документ)

В годы Великой  Отечественной войны система  управления промышленностью, сложившаяся  в предше-ствующие годы, не претерпела принципиальных измене-ний. Основным принципом  управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.

В послевоенный период времени возобновилась на-учная  и практическая работа в области  организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расши-ряться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по тер-риториальному принципу через Советы народного хозяйст-ва (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ве-домственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени  относится рождение такой важ-ной  самостоятельной ветви экономики, как экономиче-ская кибернетика, тесно  связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руково-дством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибер-нетика сыграла важную роль в развитии теории управле-ния производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в  стране трех ре-форм, направленных на совершенствование  системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

Реформа системы  управления экономикой 1965 г.

Реформа системы  управления 1979 г.

Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее  время).

В связи с  произошедшими серьезными изме-нениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академи-ком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

внесение отдельных  элементов рынка в сущест-вующую командно-административную систему  управления;

быстрый переход  к рынку без какого-либо госу-дарственного регулирования;

создание системы  управления на основе регули-руемой рыночной экономики. Этот вариант со-вершенствования системы управления соответст-вовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую назва-ние «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемо-му рынку. Эта программа многими учеными рассматри-валась как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии  был принят компромиссный вариант  перехода от плановой системы управления к регу-лируемому рынку. В его  основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное раз-рушение административно-командной системы управле-ния. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось при-остановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшать-ся. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в эко-номику регионов и импортно-экспортные операции. Не-управляемого рынка нет ни в одной развитой стране ми-ра. Рынок требует управления, руководства, регулирова-ния со стороны государства.

В настоящее  время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Оте-чественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью и задачами курсовой работы можно сделать следующие выводы:

1.Подготовка  современных менеджеров-профессионалов  невозможна без знания истории  развития менеджмента. Менеджмент  развивался на протяжении веков,  прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, нау-ку. Значительное влияние на формирование менеджмен-та оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и челове-ческих отношений, школа науки управления (количест-венная школа), а также выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо и др.

2.Рыночная экономика  требует адекватной ей системы  управления, которая должна претерпеть  радикальные преобразования вместе  со всем обществом. В условиях  перехода к рыночным отношениям важнейшим факто-ром успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

3.Большое значение  при-обретает изучение передового  и прогрессивного опыта управления  зарубежных стран и использование  его при анализе собственных управленческих проблем. Поэтому изучение истории развития теории и практики зарубежного менеджмента крайне актуально.

В современных  условиях перестройки экономики  на основе рыночных отношений одним  из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретиче-ских и методологических позиций по использованию менеджмента в практической деятельности российских организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, выработка позиции по различным проблемам управления примени-тельно к рыночным условиям и на основе творческого осмысления передового зарубежного опыта.

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

БЮРОКРАТИЯ (BUREAUCRACY) -- тип организации, для которой характер-но специализированное распределение труда, четкая управленческая иерар-хия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, осно-вывающиеся на компетенции работни-ка.

ВТОРИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (SECONDARY NEEDS) -- потребно-сти, имеющие  психосоциальную приро-ду, такие как оценка, привязанность и власть.

ИЕРАРХИЯ  ПОТРЕБНОСТЕЙ МАСЛОУ (MASLOWS HYERARCHY OF NEEDS) -- подразделение всех потреб-ностей людей  на пять групп: физи-ологические, безопасности, социальные, уважения и самовыражения.

КОНТРОЛЬ (CONTROLLING) -- процесс, обеспечивающий достижение организацией поставленных целей.

КРУЖОК  КАЧЕСТВА (QUALITY CIRCLE) -- группа работников подраз-деления, которые на добровольных на-чалах собираются для того, чтобы  обсудить проблемы качества и вырабо-тать идеи, направленные на повышение качества. Обычно члены группы полу-чают специальную подготовку, позволя-ющую им выявлять проблемы, свя-занные с качеством.

МЕХАНИСТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА (MECHANISTIC STRUCTURE) -- тра-диционно-бюрократическая  форма ор-ганизации, в противоположность органической или адаптивной структу-ре.

МОТИВАЦИЯ (MOTIVATING) -- про-цесс стимулирования самого себя и дру-гих  на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей  организации.

ПЕРВИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (PRIMARY NEEDS) -- психологиче-ские, обычно врожденные потребности, такие, например, как потребность само-сохранения.

ПЛАНИРОВАНИЕ (PLANNING) -

процесс выбора целей и  решений, необ-ходимых  для их достижения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ(ENTREPRENEUR)- человек, кото-рый  идет на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукта или услуги.

ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ (MANA-GEMENT PROCESS) -- общий объем взаимосвязанных  непрерывных дейст-вий  или функций в  рамках организации.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА (WORK REDESIGN) --- в  передовых организа-циях изменение условий труда путем расширения объема или углубления со-держательности работ в целях повыше-ния внутренней удовлетворенности работников.

СТРАТЕГИЯ (STRATEGY) -- общий, всесторонний план достижения целей.

ТАКТИКА (ТАСПС) -- краткосрочная

стратегия для достижения цели, разра-батываемая обычно на уровне руководи-телей  среднего звена.

УБЕЖДЕНИЕ (PERSUASION) -- приемы эффективного сообщения точки  зрения одного человека другим.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Мескон  М.Х., Альберт М., Хедоури  Ф.

Основы менеджмента: Пер. с англ. - М.: Дело, 2000. - 704 с.

Семенова  И.И.

История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 222 с.

Попов А.В.

Теория и организация  американского менеджмента. - М.: МГУ, 1991. - С.12.

Кунц  Г., О'Доннел С.

Информация о работе История развития теории и практики менеджмента