Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 10:32, реферат
Основная цель деятельности руководства предприятия – сосредоточение усилия работников на выполнении задач, намеченных стратегией предприятия. Такой подход позволяет правильно оценить изменение соотношения переменной и фиксированной частей оплаты труда в соответствии с целями и задачами, стоящими перед управленцами. Высокая переменная часть заработка привлекает не боящихся риска и уверенных в успехе людей и позволяет освободиться от неуспешных сотрудников.
Введение
Мотивация как стержень эффективности управления
Проблема мотивации
Основные цели и базовые принципы построения системы стимулирования сотрудников
Формирование эффективной системы оплаты труда и мотивации персонала
Заключение
Список использованной литературы
Разработке и применению системы мотивации должны соответствовать определенные условия, отражающие реальные факторы производства. Это:
Не
исключая значимость перечисленных
положений, подчеркнем, что важным элементом
этой цепочки является целеполагание.
Оно формируется в каждой компании, определяя
цели в достижении поставленных задач
в привлечении и закреплении квалифицированных
работников, в повышении их профессионального
роста, в организации социальной защиты
и компенсации отклонений от нормальных
условий труда и отдыха в пределах конкретной
организации.
Формирование такой системы проходит целую систему этапов.
Этап
1. Определение необходимости
Этап 2. Определение целей предприятия, основанных на миссии, философии, определение рыночной стратегии и разработка системы оплаты и мотивации (цикл планирования).
Этап 3. Анализ организационного поведения, хозяйственной деятельности и оценка персонала предполагает учет эффективности применения труда на предприятии и в рамках организационной структуры и менеджмента предприятия
Этап 4. Мотивация и вознаграждение предпринимателя.
Этап 5. Мотивация и вознаграждение наемного работника. Это, прежде всего, группировка и оценка должностей персонала, анализ ситуации на рынке труда, определение пропорций между постоянной и переменной частями зарплаты, льгот и привилегий, а также методов нематериальной мотивации.
Этап 6. Внедрение новой системы, закрепление ее в локальных актах и адаптация в организационной культуре.
Теперь
прокомментируем идею изложенной структуры.
На первом этапе предстоит понять,
целесообразно ли менять существующую
систему оплаты труда и мотивации.
Для этого надо проанализировать
внутриорганизационное
Например, используются такие возможные мотивирующие факторы, как самореализация, возможность развития и повышения уровня профессионализма, интерес к работе, прозрачность перспектив, работа в сильной управленческой команде, бренд работодателя или работника определенной специальности.
Реализация второго этапа формирует знания о персонале и цели предприятия.
Третий этап определяет общие критерии результативности по уровню производительности труда или объем выпуска продукции.
Однако
при этом необходимо, помимо прочего,
учитывать организационно-
Помимо формальной иерархии необходимо также оценить неформальные связи внутри коллектива. На крупных предприятиях или в большом отделе руководству приходится выявлять социальные связи между сотрудниками, неформальных лидеров, используя метод социометрии.
Вознаграждение предпринимателя или акционеров должно соотноситься с общей рыночной стратегией предприятия. Например, цель компании — в течение календарного года значительно увеличить долю рынка и производственные мощности фирмы. Для реализации такого плана необходимы не только значительные вложения в материальные и нематериальные активы, но и достаточные оборотные средства. Поэтому иногда целесообразно использовать прибыль не на дивиденды акционерам, а направлять ее на развитие.
Правда в данном случае ожидания предпринимателя будут отложены во времени, но ценность результата увеличится, а мотивация будет повышаться.
Большинство специалистов считают ключевым и единственным этапом разработку мотивационной и компенсационной стратегии, главным образом, для наемных работников.
В таком случае на рабочих местах нужно определить, выполнение каких действий входит в обязанности работника при существующей системе управления, а также проанализировать их необходимость, провести оценку ценности рабочих мест.
Однако есть и более сложные способы оценки должностей, например путем присвоения каждой должности баллов по нескольким факторам. В этом случае выбираются те факторы, которые признаются членами экспертной группы наиболее важными (интенсивность труда, квалификация, ответственность и т. д.). После этого должности ранжируются в соответствии с набранными баллами. Обычно в состав рабочей группы входят первые лица предприятия, руководители отделов и иногда внешние эксперты.
После сгруппировки должностей по определенным признакам и оценки их можно приступать к анализу рынка труда и определению минимального, максимального и среднего уровня оплаты конкретной должности. Такие результаты анализа позволят избежать крайностей в определении постоянной части заработной платы, найти как минимально-приемлемый, так и максимально возможный уровень оплаты для каждого сотрудника. После проведения мероприятий на выходе разрабатывается тарифная сетка основной зарплаты.
Формирование переменной части заработной платы не так однозначно, как постоянной, а особенно определение оптимальной пропорции между ними. При формировании переменной части учитываются наиболее высокие количественные показатели: качество выполненной работы, достижение целевых показателей, уровень образования и квалификации, условия труда, лояльность сотрудника. С учетом каждого из них формируются коэффициенты доплат и общий размер переменной части зарплаты. В конечном итоге при расчетах с сотрудниками надо следовать принципу: оплаты за точное, качественное и своевременное выполнение работы. Как показывает практика, наиболее распространенной пропорцией считается: 60% — постоянная часть, 40% — переменная.
Помимо денежного поощрения часто применяются натуральные компенсации, предусматривающие оплату транспорта, мобильной связи, питания, обучения и других составляющих, характерных для той или иной должности.
В
последнее время в России часто
обсуждается вопрос о расширении
нематериальной мотивации персонала.
Считается, что вкупе с материальной
компонентой может достигаться
феноменальный результат в
Периодичность разработки системы оплаты должна быть лишена четких хронологических границ и исходить из конкретной макро- или микроэкономической ситуации.
Однако универсального рецепта построения продуманной, адресной системы мотивации не может быть: работа в каждой отдельно взятой организации имеет свою специфику, и руководству необходима разработка собственной мотивационной системы.
Процесс внедрения системы мотивации не должен ограничиваться формальными процедурами, такими как внесение изменений в должностные инструкции, штатное расписание или разработку нового кодекса корпоративной культуры. Прежде всего, необходимо обратить внимание на популяризацию новой системы среди персонала, для чего использовать весь доступный арсенал коммуникационных связей, включая и неформальную коммуникацию.
Большинство сторонников теорий мотивации приходят к выводу о том, что мотивирующие факторы, потребности и ожидания должны существовать параллельно и не вступать в противоречие. Они взаимно дополняют друг друга, причем для каждого индивидуума складывается уникальное сочетание факторов мотивации и потребностей.
В
работе нами была рассмотрена система
мотивации и эффективность
Более
заметную роль в мотивации играет
интерес – глубоко осознанная
и воспринятая человеком
Но по праву первое место в теории мотивации занимает понятие "мотив". Мотив имеет персональный характер и находится внутри человека, и зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что необходимо сделать и как будет осуществлено это действие.
Сложившаяся экономическая ситуация в стране требует предельной внимательности от каждого участника рыночных отношений. В условиях жёсткой конкуренции на первый план выходит повышение эффективности работы персонала, с целью достижения оптимального соотношения качества и количества выполняемых работ. Поэтому особую роль приобрёл процесс мотивации работников. Различают две основные формы мотивации: по результатам и по статусу. Мотивация по результатам применяется там, где можно сравнительно точно определить результат деятельности отдельного сотрудника или группы. При этом вознаграждение связывается с выполнением конкретной работы или относительно обособленного этапа работы.
Хочется
отметить, что, несмотря на наличие
некоторых общих
Информация о работе Эффективная система оплаты труда и мотивация персонала