Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 07:56, курсовая работа
Цель работы: изучить процесс управления группами и рассмотреть данную проблему на предприятие.
Поставленная мною цель предполагает решение следующих задач:
1) изучить сущность групп и их виды;
2) раскрыть роль менеджера в повышении эффективности деятельности групп;
3) изучить оценки эффективности деятельности групп
4) исследовать учебную группу с помощью изученной методики;
5) сформировать эффективно функционирующую группу.
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Основные функции, методы и принципы менеджмента……………………………..5
1.1 Прогнозирование и планирование………………………………………………...…5
1.2 Основные методы менеджмента……………………………………………………14
2 Эффективное управление группами и командами на предприятие……………..…18
2.1 Управление группами и командами…………………………………………….….18
2.2 Бизнес-анализ предприятия…………………………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………
Инструктирование. Оно сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера - наиболее мягкая форма административного воздействия.
Распорядительное
воздействие. Это форма повседневной
организации административной работы.
Она включает подготовку, издание и
реализацию всевозможных постановлений,
директив, приказов, указаний, резолюций,
распоряжений. Распорядительное воздействие
может носить как письменный, так и устный
характер. Каждый руководитель (линейный,
функциональный) применительно к занимаемой
должности имеет свой «набор» таких воздействий
и свою процедуру их реализации18.
2 Эффективное
управление группами и
2.1 управление группами и командами
Термины «команда», «рабочая команда», «командная работа» по-разному трактуются исследователями. Так, например, по определению М. Армстронга, «команда это небольшое число людей со взаимодополняющими навыками, людей, которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимную ответственность».19
Тогда как И. Салас, Р. Берд и С. Таненбаум называют командой небольшое количество человек (чаще всего 5-7, реже до 15-20), которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности и взаимоопределяют принадлежность свою и партнеров к данной группе. Кроме того, они указывают, что члены команды имеют взаимодополняющие навыки, принимают на себя ответственность за конечные результаты, способны исполнять любые внутригрупповые роли.
Под управленческой командой В. В. Авдеев, разработчик оригинальной технологии формирования команд, понимает группу психологически совместимых лиц, объединенных стратегическим интересом, концептуально-технологически мыслящих в области профессиональной компетенции и работающих по определенным правилам. Ресурсы управленческой команды, по его мнению, обусловлены:
-
сплоченностью,
-
формально-динамическими
-
темпераментом, определяющим
Проанализировав многие, данные в литературе, определения сплоченной группы (коллектива, команды и т.п.), мы получили, отбросив малосущественное, следующее определение команды в современном менеджменте:
Команда – это группа из двух или более индивидов, которые для достижения определенной цели координируют свои действия и трудовые усилия.21
Хотя
команда – это группа людей, однако
эти два понятия не являются взаимозаменяемыми.
Концепция команды
Таблица 1. Различия между группами и командами
Группа | Команда |
Имеет назначаемого сильного лидера | Роль лидера переходит от одного члена к другому |
Индивидуальная подчиненность | Индивидуальная и взаимная подчиненность (каждый подчиняется каждому) |
Цель – та же, что и у организации | Специфическое видение или цель |
На выходе – продукты индивидуального труда | На выходе – продукты коллективного труда |
Встречи «необходимы и достаточны» | На встречах ведутся неограниченные по времени дискуссии и решаются все проблемы |
Эффективность измеряется косвенным образом в виде влияния на бизнес (на финансовые показатели, например) | Эффективность измеряется непосредственно в виде оценки коллективной работы |
Каждый член группы имеет собственный круг общения, принимает самостоятельные решения, выполняет особые рабочие задания | Совместные общение, принятие решений и рабочие задания |
Нет синергетического эффекта | Есть синергетический эффект |
Можно утверждать, что в основе создания команд лежат три базовые идеи:
1.
Члены команды объединены
2. Члены команды взаимозависимы, они нуждаются друг в друге для достижения командных и личных целей.
3.
Члены команды принимают
Типы команд
В одной и той же организации, по мнению Ричарда Л. Дафта, могут существовать команды самых разных типов. Самый простой способ классификации команд на его взгляд – разделение их на те, что создаются как часть формальной структуры организации, и те, цель которых состоит в расширении участия их членов в управлении.22
Формальные команды
Формальные
команды создаются как часть
организационной структуры
Вертикальная команда
Вертикальная команда включает менеджера и его формальных подчиненных. Такую команду иногда еще называют Функциональной. Как правило, в вертикальную команду входит отдел в целом. Команды, управляемые менеджером, могут идеально подходить для простых задач, когда определена главная цель
Горизонтальная команда
Горизонтальная команда состоит из работников примерно одного и того же уровня, но из разных отделов. Они собираются вместе, получают задачу, а после ее выполнения могут возвратиться к исполнению своих постоянных трудовых обязанностей. Обычно горизонтальные команды формируются в виде специальных групп или комитетов.
Другое название специальных групп – межфункциональные команды. Такие команды могут работать над созданием нового продукта.
Специализированная (проектная) команда
Специализированные команды не входят в формальную структуру организации и работают над наиболее важными или требующими уникальных творческих навыков проектами. Такие команды создаются ради определенной цели и по ее достижении расформировываются.
Самоуправляемые команды
Объединение работников низших уровней в команды преследует цель привлечения их к процессу принятия решений. Конечная цель-повышение производительности. В Японских фирмах успешно используются самоуправляемые команды.
Самоуправляемые команды обычно состоят из 5-20 обладающих различными навыками работников, которые отвечают за весь цикл производства товара или услуги. Идея состоит в том, что команда сама, без прямого участия менеджеров и контролеров, несет ответственность за свою работу, принимает решения, контролирует эффективность и пр.
Виртуальные команды
Виртуальная команда состоит из людей из разных географических регионов или организаций, объединяемых при помощи современных информационных и телекоммуникационных технологий. Виртуальные команды отличаются высокой гибкостью и динамизмом. Это могут быть как временные межфункциональные команды, так и долговременные и даже постоянные самоуправляемые команды.
Глобальные команды
Это команды, объединяющие людей из разных стран, разных национальностей, чья деятельность может охватывать несколько государств. С точки зрения руководства создают большой комплекс проблем.
Д. Макинтош-Флетчер выделяет два вида команд в зависимости от планируемых сроков их функционирования и количества решаемых задач:
-
кросс-функциональная команда
-
интактными командами Д.
Современные тренеры по командообразованию выделяют дополнительные типы команд с точки зрения распределения полномочий и управления процессами групповой деятельности.
Целенаправленные или самопроектирумые команды
Целенаправленные или самопроектируемые команды сами определяют свои задачи или методы и методы их достижения. Целенаправленные команды предлагают максимальный потенциал для новаторства, усиливают приверженность целям и мотивацию, предоставляют возможности для организационного обучения и изменений.
Формирование команды необходимо в тех случаях, когда хотя бы несколько из перечисленных утверждений присутствуют на предприятии:
1.
Руководитель хочет найти
2.
Руководитель хочет повысить
творческую активность
3. Появилась необходимость изменения корпоративной культуры, норм, правил поведения.
4.
Личные цели сотрудников
5.
Непонимание и
6. Плохое распределение функций – у одних возникает ощущение, что они делают больше, чем другие.
7.
Руководство уделяет мало
8.
Непонимание сотрудниками того,
что на данный момент
9.
Недостатки в системе
10. Несогласованность работы между подразделениями, отделами.
11.
Неверие в возможность
12. Отказ сотрудников от обучения, повышения квалификации.
13.
Отсутствие в компании
14. Сотрудники не применяют на рабочих местах полученные знания во время обучения.
15. При конфликтах или ошибках преобладает тенденция искать виновных, уходить от ответственности.
Если хотя бы несколько из перечисленных утверждений присутствуют – руководителю следует подумать о проведении программы командообразования, начиная с верхнего уровня руководства, т.е. с создания управленческой команды.
Решая вопрос о возможности использования группы для выполнения определенных задач, менеджер должен взвесить их преимущества и недостатки.
Преимущества команд
Возрастание индивидуальных трудовых усилий связано с объективным возникновением состязательности, желанием отличиться или по крайней мере не отстать от других людей. Присутствие других людей вызывает дополнительную энергию, энтузиазм, что приводит к росту мотивации, производительности и качества труда, раскрытию творческого потенциала работников.
Информация о работе Эффективное управление группами и командами