Эффективность менеджмента и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 13:07, курсовая работа

Описание

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, установления его эффективности. Но данный вопрос является довольно сложным, поскольку оценка менеджмента не всегда может быть произведена прямым путем из-за отсутствия формализованных результатов, количественной оценки отдельных видов выполняемой работы. Поэтому для измерения эффективности управленческого труда часто применяются косвенные методы.

Содержание

Введение................................................................................................................1
1 Теоретические аспекты изучения эффективности менеджмента
1.1 Понятие и социально-экономическая сущность эффективности
менеджмента………………………………………………………………..........3
1.2 Критерии и методы оценки эффективности управления………………….8
1.3 Пути повышения эффективности управления……………………………..14
2 Комплексный анализ деятельности и эффективности менеджмента в ООО Швейная фабрика «Радуга» за 2005-2007 гг.
2.1 Краткая характеристика ООО Швейная фабрика «Радуга»………………21
2.2 Анализ основных технико-экономических показателей деятельности
ООО Швейная фабрика «Радуга»…………………………………………….25
2.3 Оценка эффективности управления в ООО Швейная фабрика
«Радуга»…………………………………………………………………….…28
3 Разработка предложений по повышению эффективности
менеджмента для ООО Швейная фабрика«Радуга»…………………….35
Заключение……………………………………………………………………...40
Список использованных источников………………………

Работа состоит из  1 файл

курсач менеджмент.docx

— 131.50 Кб (Скачать документ)

Мотивация – стимулирование к деятельности, процесс побуждения себя и других к работе, воздействие на поведение человека для достижения личных, коллективных и общественных целей.

Существует определенная система  мотивов к труду. В нее входят мотивы: содержательности труда, его  общественной полезности; статусные, связанные  с общественным признанием плодотворности трудовой деятельности; получения материальных благ; ориентированные на определенную интенсивность работы.

Одной из основных задач менеджера  для повышения эффективности  управления является определение мотивов  деятельности каждого сотрудника и  согласование этих мотивов с целями предприятия.

Важную роль в обеспечении эффективного управления играет делегирование, которое означает поручение выполнения определенных задач подчиненным. Преимуществами делегирования являются:

– высвобождение руководителя для выполнения наиболее важных работ;

– расширение объема выполняемых  организацией заданий;

– развитие у подчиненных инициативности, умения и навыков, профессиональной компетенции;

– расширение уровня принятия решений.

Менеджеру следует помнить о  том, что делегирование заданий  и полномочий не освобождает его  от ответственности. Делегирование  – это не способ уйти от ответственности, а форма разделения управленческого  труда, позволяющая повысить его  эффективность [3].

Эффективность или неэффективность  управления в значительной степени  определяется организационной структурой менеджмента на предприятии. От правильного  выбора организационной структуры  зависят быстрота и экономичность  принятия решений, результативность выполнения поставленных руководством задач, а, следовательно, и общая эффективность менеджмента  на предприятии.

Для повышения эффективности управления предприятию можно внести какие-либо изменения в уже существующую структуру управления или полностью изменить ее.

Организационная структура формируется, как правило, с учетом специфики  и масштабов деятельности предприятия, количества рынков сбыта, размера управленческого  штата и т.д. Процесс деления  организации на отдельные блоки, связанные с организационным  выделением и обособлением групп  сложных работ называют департаментизацией.

В настоящее время существуют следующие  виды организационных структур управления:

1. Линейная департаментизация – характеризуется простотой, одномерностью связей (только вертикальные связи) и возможностью самоуправления; эффективна при выполнении организацией однотипных работ без дифференциации специалистов (например, в низовых производственных звеньях, семейном и малом бизнесе и т.д.)

2. Функциональная департаментизация – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную задачу и обязанности. Целесообразно использовать в организациях, выпускающих ограниченную номенклатуру продукции, действующих в стабильных внешних условиях.

3. Департаментизация по продукту (продуктовая) – выделяются блоки, связанные с производством и реализацией какого-либо продукта.

По такому же принципу строится департаментизация по потребителю и по рынку: группирование работ осуществляется вокруг конечного потребителя или в отношении географических и отраслевых рынков производства и продаж (территориальные отделения крупной компании).

4. Традиционная департаментизация основана на комбинации линейной и функциональной департаментизации. Основой этой структуры являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения.

5. Девизиональная организация – сочетание централизованного планирования наверху и децентрализованной деятельности производственных отделений; эффективна в условиях много продуктового производства или многонациональных компаниях с большой территориальной разобщенностью.

6. Матричная организация комбинация функционального и продуктового подходов, где функциональная часть матрицы ответственна за обеспечение работы спецификациями, техническим руководством и т.д., а продуктовая – отвечает за выполнение работы, управление и оценку результатов, выполнение рабочих операций, достижение целей.

Матричные организации создаются, когда выбранная стратегия делает упор на получение высококачественного  результата по большому количеству проектов в области высоких технологий.

Выбор оптимальной организационной  структуры (в зависимости от особенностей и специфики деятельности предприятия) может в значительной степени  повысить эффективность менеджмента  и результаты деятельности в целом [5].

Важную роль в деятельности предприятия  играют информационные системы, которые обеспечивают коммуникационные связи между сотрудниками и подразделениями.

Существует большое количество по обеспечению эффективности коммуникаций на предприятии, например:

– создание единой компьютерной сети на предприятии;

– возможность доступа сотрудников  к информационным базам данных, отчетам  и иным материалам, связанным с  деятельностью фирмы в различных  областях, в том числе и инновационной;

– регулярная организация специальных  конференций для персонала разных уровней;

– визиты специалистов компании в  передовые подразделения для  обмена опытом и т.д.

Для создания эффективной информационной системы на предприятии можно  использовать различные способы, но важно понимать, что только системный  подход к информационному обмену позволяет гибко управлять работой  фирмы [11].

Таким образом, существует большое  количество путей и методов повышения  эффективности менеджмента, каждый из которых связан с какой-либо определенной областью деятельности предприятия.

Повысить эффективность управления можно также, применяя различные  методы непосредственно к менеджеру, например, увеличить уровень его  квалификации, получить дополнительное образовании и т.д.

Каждое предприятие самостоятельно решает вопрос о выборе путей повышения  эффективности менеджмента в  зависимости от специфики деятельности и особенностей уже сложившейся  системы управления.

Однако любому руководителю важно  осознавать, что наибольшая эффективность  управленческой деятельности будет  достигнута в том случае, если использовать различные методы в комплексе, ориентируясь при этом на цели и стратегии развития предприятия.

 

 2 Комплексный анализ деятельности и эффективности

менеджмента в ООО Швейная  фабрика «Радуга» в 2005-2007 гг.

 

2.1 Общая характеристика ООО Швейная фабрика «Радуга»

 

ООО Швейная фабрика «Радуга» на сегодняшний день – одно из крупнейших в России предприятий по разработке и производству форменной и специальной одежды. Оно является правопреемником швейной фабрики №1, основанной в 1956 году и специализировавшейся на пошиве верхней мужской одежды. В 1973 году в результате объединения со швейной фабрикой №2 было образовано производственно-швейное объединение «Радуга» по пошиву верхней одежды. В 1991 году по решению трудового коллектива и в соответствии с нормативными актами Орловское производственно-швейное объединение «Радуга» было преобразовано в акционерное общество закрытого типа и полностью выкуплено у государства. В 1996 году в соответствии с федеральным законом «Об акционерных обществах» предприятие стало именоваться ЗАО «Радуга». В 2001 году предприятие было выкуплено брянским Камвольным комбинатом и преобразовано в общество с ограниченной ответственностью - ООО Швейная фабрика «Радуга».

Целью создания общества является извлечение прибыли и удовлетворение потребностей клиентов в производимой продукции  и услугах. Предметом деятельности общества является производство товаров  легкой промышленности, торгово-закупочная и снабженческо-сбытовая деятельность, оказание платных услуг, участие  в выставках, ярмарках и тендерах, а также внешнеэкономическая  деятельность. ООО Швейная фабрика  «Радуга» имеет обширные хозяйственные  связи.

Учредительным документом является Устав Общества. Согласно данному документу органами управления предприятия являются:

  • общее собрание участников Общества (высший орган управления);
  • генеральный директор (единоличный и исполнительный орган);
  • ревизионная комиссия;
  • счетная комиссия.

Оценка  стоимости имущества предприятия  производилась, исходя из его наличия  и фактического состояния. Для определения  фактического наличия и состояния  этого имущества была проведена  инвентаризация. При этом учитывались  реально складывающиеся цены.

Наибольшую  часть имущества фабрики представляют его основные фонды. Это, прежде всего, здания: трехэтажный корпус швейного цеха, ремонтно-строительный участок, административный корпус, гараж, две котельные, большой парк всевозможного оборудования, транспортные средства.

Предприятие является самостоятельным  юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банковских учреждениях, печать со своим наименованием, штампы, бланки.

Общая производственная площадь предприятия  составляет 34500 квадратных метров. Цеха оснащены современным технологическим оборудованием отечественного и зарубежного производства; имеются все необходимые транспортные пути, силовые и электрические сети, системы отопления и вентиляции. Среднесписочная численность работников на 1 января 2007 года составила более 450 человек.

Рассмотрим некоторые элементы внешней и внутренней среды предприятия, которые оказывают непосредственное влияние на его деятельность.

Поставщики. На сегодняшний момент в число поставщиков ООО Швейная фабрика «Радуга» входит более 15 крупных российских предприятий, а также предприятия Швеции и Германии. Со многими из них ООО Швейная фабрика заключило многолетние контракты о поставке сырья и материалов. Основной перечень российских поставщиков ООО Швейная фабрика «Радуга» представлен в таблице 1 (Приложение А).

Потребители. Большая часть продукции ООО «Швейная фабрика «Радуга» изготавливается по заказам сторонних организаций.

Основную  часть потребительского рынка предприятия  составляют юридические лица по причине  особой специфики производимой продукции.

К постоянным потребителям ООО «Швейная фабрика  «Радуга» относятся:

1. Силовые структуры (УВД и МЧС). Это основные заказчики предприятия, которые потребляют больше всего продукции. Для них производится форменная и специальная одежда (мужские и женские куртки, брюки, юбки, фуражки, зимние куртки).

2. Больницы. В ассортимент для данной категории потребителей предприятия входят такие изделия как наволочки, простыни, пододеяльники, полотенца, фартуки, колпаки, бахилы, скатерти.

3. Органы социальной защиты. Для этих заказчиков ООО Швейная фабрика «Радуга» занимается пошивом детских изделий (пеленок, распашонок, ползунков), полотенец, женских платков.

4. Другие организации. Ассортимент продукции, выпускаемой для прочих организаций, включает комплекты постельного белья, шторы, салфетки, рукавицы и мн. др.

Таким образом, исследование основных потребителей ООО Швейная фабрика «Радуга» позволяет сделать вывод о  том, что продукция, производимая предприятием, не относится к товарам народного  потребления, и фирма работает в  зависимости от заказов.

Конкуренты. Сбор информации о конкурентах ведется в основном на региональных выставках и ярмарках. Предметом исследования, как правило, является ценовая политика и ассортимент предприятий-конкурентов.

В результате проводимых исследований было установлено, что основными конкурентами ООО  Швейная фабрика «Радуга» являются такие российские предприятия как  ОАО «Чайка» (г. Тула), АО «Россиянка» (г. Белгород), ОАО «Веснянка» (г. Брянск), ОАО «Работница» (г. Воронеж), ОАО  «Элегант» (г. Клинцы, Брянская обл.), ЗАО «Липчанка» (г. Липецк), ОАО «Заря» (г. Киров), ООО» Люник» (г. Орел), «Мценская швейная фабрика» (г. Мценск, Орловская обл.), ООО «Серебряная нить-Лтд» (г. Орел), а также ряд предприятий Украины и Белоруссии.

Среди перечисленных конкурентов  ООО Швейная фабрика «Радуга» имеет некоторые преимущества в  ценах, которые являются довольно низкими  по сравнению с другими предприятиями. Организация может установить такие  цены благодаря выгодным контрактам о поставке сырья.

Недостатком ООО Швейная фабрика  «Радуга» по сравнению с конкурентами является узкий ассортимент производимой продукции, ориентированный, как уже  было сказано выше, в основном на специализированные предприятия. Тогда  как ассортимент многих фирм-конкурентов включает не только форменные и специальные изделия, но и продукцию, которая пользуется спросом у широкого круга потребителей (например, блузы, платья, легкие куртки, брюки, юбки и т.д.).

 

2.2 Анализ основных технико-экономических  показателей деятельности ООО Швейная фабрика «Радуга»

 

Анализ  технико-экономических показателей  предприятия позволяет сделать  выводы об эффективности и результативности его деятельности.

Проанализируем  динамику основных технико-экономических  показателей ООО Швейная фабрика  «Радуга» за 2005 – 2007 гг. (расчет проводится на основании бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств).

Информация о работе Эффективность менеджмента и пути ее повышения