Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 08:41, курсовая работа
Цель данной работы – ознакомление с теоретическими и практическими аспектами управления персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
изучить сущность понятия управления персоналом;
изучить методы управления персоналом организации;
рассмотреть показатели эффективности управления персоналом;
разработать рекомендации по усовершенствованию эффективности управления персоналом.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………..……………
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ ПЕРСОНАЛОМ КАК ВАЖНЕЙШАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………..
1.1. Управление персоналом организации ……..…………………
1.2. Методы управления персоналом организации ………..……...
ГЛАВА 2. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ …
2. 1. Показатели экономической эффективности ……………..…..
2.2. Оценка эффективности управления персоналом ………..……
ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ………….…
3.1. Оценка экономической эффективности проектов совершенствования управления персоналом …………………………….
3.2. Оценка эффективности управления кадрами. Методы и показатели …………………………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………….………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..
При выборе критериев оценки
следует учитывать, во-первых, для
решения каких конкретных задач
используются результаты оценки и, во-вторых,
для какой категории работников
устанавливаются критерии, учитывая,
что они будут
В качестве критериев в
области эффективности
При этом, оценка эффективности
управления персоналом состоит из двух
компонентов: экономической эффективности,
характеризующей достижение целей
фирмы путем использования
Эффективность управления кадрами необходимо оценивать по системе показателей, наиболее полно отражающих эту область менеджмента и отвечающих следующим требованиям:
ТакДж.М. Иванцевич и А.А. Лобанов предложили методику анализа функционирования служб управления кадрами, где критерии оценки сгруппированы следующим образом:
1. Собственно экономическая эффективность:
2. Показатели степени соответствия.
3. Степень удовлетворенности работников:
4. Косвенные показатели эффективности работы служащих:
Каждый из вышеперечисленных показателей и их комбинации выражают эффективность работы служб управления персоналом, для целей оценки их сопоставляют с заранее заданными значениями.
Э.Б. Фигурнов предлагает следующие показатели, характеризующие интенсификацию использования персонала:
С помощью предложенных показателей можно определить направление влияния каждого фактора на изменение степени производительности, но нельзя количественно выразить это влияние.
Оценка эффективности управления персоналом опирается на критерии, выраженные в объективных показателях развития производства, которые представлены в таблице 3.3.
Таблица 3.3
Статистические показатели эффективности управления персоналом
Направление анализа |
Показатели | |
Показатели экономической эффективности |
Производительность труда |
Объем реализации на одного работника и его динамика Объем прибыли до уплаты налогов на одного работника и его динамика |
Улучшение качества продукции, услуг |
Количество рекламаций и их динамика Удельный вес брака и его динамика | |
Издержки на персонал |
Общие издержки фирмы на персонал за период Доля издержек фирмы на персонал в объеме реализации за период Издержки на одного работника и их динамика | |
Эффективность управленческих программ |
Затраты на отдельные направления и программы деятельности служб управления персонала в расчете на одного работника Эффект воздействия отдельных программ на результативность деятельности работников и фирмы в целом | |
Показатели социальной эффективности |
Социально-психологический климат в коллективе |
Взаимоотношения с коллегами Взаимоотношения с руководством Взаимоотношения с общественностью, коллегами |
Уровень удовлетворенности персонала |
Соответствие организационных и личных целей Коэффициент текучести персонала и его динамика Уровень абсентизма Уровень конфликтности в коллективе Количество жалоб от работников |
В качестве результативного
показателя, характеризующего экономическую
эффективность управления кадрами,
мы считаем возможным принять
среднегодовую выработку на одного
работника как отношение
В качестве результативного
показателя, характеризующего социальную
эффективность управления кадрами,
выберем коэффициент текучести (YКтек).
Этот показатель отражает динамику персонала
фирмы и также выступает в
роли факторного, косвенно влияющего
на производительность труда. Он представляет
собой индикатор благополучия в
области управления персоналом. Если
фирма имеет хорошие
Коэффициент текучести, рассчитывается как отношение числа выбывших по собственному желанию, уволенных за прогулы и другие нарушения дисциплины работников за определенный период (в данном случае за год) к среднему числу занятых в течение года, в процентах;
Коэффициент абсентизма также является важным показателем социальной эффективности управления персоналом, но он коррелируется с показателем текучести, поскольку оба явления вызываются одними и теми же факторами. Высокий уровень абсентизма является признаком того, что в ближайшем будущем вероятна повышенная текучесть, поэтому дальнейшие статистические исследования, на наш взгляд, достаточно проводить с одним из них.
Оценку эффективности управления персоналом целесообразно производить по трем позициям:
При оценке организации управленческого труда анализируются формы и методы взаимодействия управленческих работников с объектами управления и между собой. Подлежит анализу штатное расписание, распределение обязанностей, документооборот отдела.
Представляет интерес анализ качества управления персоналом. Он производится в зависимости от конкретных задач, стоящих перед органом управления. Анализ качества управления персоналом фирмы приводится в таблице 3.4.
Таблица 3.4
Направления анализа качества управления персоналом фирмы
№ |
Направление анализа |
Используемые критерии |
1 |
Анализ степени соответствия кадровой политики и практики управления персоналом целям и задачам фирмы |
Последовательность, непротиворечивость целей и путей их достижения |
2 |
Оценка качества документов, регламентирующих работу персонала |
Четкость и полнота изложения соответствие КЗОТ |
3 |
Оценка важнейших формальных правил и процедур, обеспечивающих процесс управления персоналом фирмы |
Трудовые показатели работников,
эффективность работы фирмы; Соответствие
КЗОТ; Морально-психологический |
4 |
Оценка основных элементов организационной культуры, оказывающих воздействие на поведение работников |
Состояние трудовой этики; Морально-психологический климат в коллективе; Удовлетворенность персонала работой, отсутствие жалоб, других проявлений недовольства; Имидж фирмы в глазах клиентов; Приверженность работников своей фирме; Трудовые показатели. |
5 |
Оценка показателей, характеризующих качество управления персоналом (уровень текучести персонала, состояние трудовой дисциплины, удовлетворенность работников работой в фирме, морально-психологический климат и др.) |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях в теории управления организациями происходит существенное изменение общей парадигмы управления. Сегодня персонал рассматривается как основной ресурс организации, в значительной степени определяющий успех всей ее деятельности и представляет собой один из основных ресурсов организации, которым надо грамотно управлять, создавать оптимальные условия для его развития, вкладывать в это необходимые средства.
Результаты изучения сложившейся
практики управления в различных
организациях действующих на российском
рынке показывают, что большинство
отечественных предприятий
Между тем, как показывает
не только зарубежный, но и современный
отечественный опыт, именно персонал
становится сегодня долгосрочным фактором
конкурентоспособности и
Организации периодически оценивают
своих сотрудников с целью
повышения эффективности их работы.
Как показывают исследования, регулярная
и систематическая оценка персонала
положительно сказывается на профессиональном
развитии и росте сотрудников, и,
следовательно, ведет к повышению
эффективности управлением
Главные требования к созданию
системы оценки результатов труда
работников исходят как из необходимости
соединения целей всей организации
с целями групп (подразделений) и
индивидов, так и важности создания
универсальной базы для объективности
этой системы. Философия социальной
сущности технологической цепочки
выполнения работ на предприятиях и
полезность затрат рабочего времени
персоналом являются соответственно методологической
и методической основой создания
такой универсальной системы. Кроме
того, система оценки должна опираться
на такие определяющие черты украинской
ментальности, как демократизм
Главным назначением системы оценки труда персонала должно стать устранение таких черт ментальности трудовых отношений, как безответственность, пренебрежительное отношение к рабочему времени, отсутствие “законопослушания”, инертность, безынициативность и др., при обеспечении мощной целеориентированной мотивации трудовой активности отечественного работника.
Показателем эффективности системы управления персоналом организации, а значит, и работы отдела управления персоналом организации в практической деятельности является степень затрат на достижение целей организации.
Новая парадигма целевого
управления “по результатам” должна
стать целью дальнейших исследований
отечественных ученых-