Эффективный менеджмент в условиях российской действительности

Автор работы: o************@mail.ru, 28 Ноября 2011 в 10:12, реферат

Описание

Попытаемся дать обоснованный ответ на эти вопросы. Общепризнанно, что промышленные предприятия являются основой любой экономики. За годы перестройки отношение к ним неоднократно менялось. Первоначально их успех связывался с изменениями в макросреде. Предполагалось, что изменение отношений собственности, ликвидация распределительной системы и вертикали Госплан — министерство — предприятие заставят последних измениться и начать работать по-рыночному. Однако этого не произошло.

Содержание

Ведение 1. Проблемы российского менеджмента в условиях рынка 2
1.1. Российское управление бизнесом 2
1.2 Эволюция управление бизнесом в рыночных условиях 2
2. . Теоретическая часть 2. Методологические принципы формирования российского менеджмента 3
2.1.1 Концепция копирования западной теории менеджмента 4
2.1.2 Концепция адаптации западной теории менеджмента 4
2.1.3 Концепция создания российской теории менеджмента 4
2.2 Факторы, влияющие на формирование менеджмента в России 4
3. Аналитическая часть 3. Эффективный менеджмент в условиях российской действительности 5
3.1 «Успешные» предприятия» 5
3.2 Элементы стратегии 7
3.2.1 Наведение порядка 7
3.2.2 Идентификация своего продукта 8
3.2.3 Налаживание каналов сбыта 10
3.2.4 Осовременивание управления 13
3.2.5 Создание внутренней системы мотивации людей 15
4. Выводы 4. Выводы 16
4.1 «Менеджмент роста» 17
4.1.1 Видение перспективы 17
4.1.2 Опора на собственные силы 18
4.1.3 Превращение обстоятельств в возможности 18
4.1.4 Ориентация на конкретные действия 19
4.1.5 Концентрация на главном 19
4.2 Перспектива 19
5. Рекомендации 5. Тем, кто еще не стал «успешным» 21
6. Заключение 6.Заключение 22
7. Приложение Таблица: «Предприятия г. Санкт-Петербурга, отобранные для анализа по критерию «успешности» 24
8. Литература Перечень используемой литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 78.75 Кб (Скачать документ)

     Первым  шагом в ней стало сравнение  той продукции, что уже производилась, с тем, что продавали другие. Сначала  это стали делать производители  потребительских товаров, столкнувшиеся  с сильнейшим давлением импорта.

     Фабрика им. Володарского (так раньше называлась ФОСП), в свое время, производила лучшие мужские костюмы на Северо-Западе России. И даже, когда на свою продукцию пришлось посмотреть другими глазами, после того как пустые раньше полки магазинов стали заполняться импортными товарами, у руководителей фабрики не сложилось впечатления, что она катастрофически непригодна для того, чтобы ее продавать. В принципе. А вот для того, чтобы каждый день продавать ровно столько, сколько фабрика может производить, необходимо менять модели, технологию, сокращать сроки переналадки оборудования.

     На ЛОМО до начала реформ военные заказы составляли почти две трети выпуска, остальное гражданская продукция: фотоаппараты, кинопроекционная техника, оборудование для телевидения, аппаратура для концертных залов. Сравнение собственной продукции с импортными аналогами, появившимися на российском рынке, оказалось не в пользу ЛОМО. Оценив, где есть возможность прорваться на рынок, прежде всего в приборах высоких технологий: в лазерных приборах, в приборах ночного видения, производство того, где никаких шансов не было, стали ликвидировать.

     Чтобы понять, что нужно менять, успешным предприятиям пришлось срочно увеличивать  поверхность соприкосновения с  рынком. Методы для этого они использовали самые разные, – заказывали маркетинговые  исследования, подключались к мировым  сетям информации, участвовали в  ярмарках и выставках – смотрели, думали, анализировали, понимали.

     ФОСП открыла свой первый магазин именно для того, чтобы посмотреть самим, минуя мнение других магазинов, как рынок реагирует на производимую ими продукцию.

     На “Балтийском заводе”, когда там осознали, что так, как раньше строить суда нельзя, организовали службу закупок и маркетинга. Задачей службы является отслеживание ситуации на мировом рынке судостроения, анализ тенденций развития тех или иных видов перевозок, тех или иных типов судов, охват рынков по производству того или иного оборудования.

     Хотя  конъюнктурная группа на “Русских самоцветах” появилась почти двадцать лет назад, такого влияния тогда, конечно, она на принятие решений не оказывала. Сейчас эту группу усилили и именно от нее поступает руководству ключевая информация о том, в каком регионе, что и как продается. Кстати говоря, за последние несколько лет ассортимент продукции “Русских самоцветов” увеличился в четыре раза и сейчас составляет почти 3000 изделий – больше, чем раньше выпускали все ювелирные заводы бывшего СССР.

     Анализ  ситуации на рынке показал, что в  борьбе за потребителя можно выиграть, только резко изменив качество своей  продукции. И за него стали бороться всеми доступными средствами.

     Во-первых, постарались задействовать человеческий фактор качества. Были использованы все  организационные механизмы: выгонять тех, кто некачественно работает, объяснять, разъяснять, контролировать, наказывать. Самое тяжелое было объяснить, что, так как делали раньше – работать нельзя. Что качество товара – это не то, что о нем думает производитель, а то, что о нем думает покупатель. И если покупатель хочет, чтобы ему на пиджак вместо пуговицы пришили амбарный замок, нужно быть готовым пришить амбарный замок.

     Одновременно  стали бороться с причинами низкого  качества продукции технико-технологического порядка: начали использовать западную технологию и ноу-хау, покупать импортное  оборудование, использовать западные проекты, западные комплектующие, западное сырье – если не найти качественное свое, российское.

     “Балтийский завод” строил гражданские коммерческие суда по одним правилам для внутренних потребителей и по другим правилам – для внешних. Когда экономика стала открытой, всем, в том числе и отечественным пароходствам, потребовались высококачественные нормальные корабли. То есть корабли, имеющие высокие технические качества, высокую залоговую стоимость для получения в дальнейшем кредита под развитие и восполнение флота. Пароходства, осознав это, перестали покупать то, что завод делал для внутреннего рынка. Пришлось применить такую не самую красивую, но действенную меру, как отказ от проектирования судов российскими проектно-конструкторскими бюро. Потому что основа качества в проекте.

     Поиск своего места на рынке заставил “успешных” четко позиционировать свою продукцию. А для этого было необходимо определить, кто является их потребителем.

     “Мы перестали работать на среднего потребителя, стали работать на человека, который  фактически существует”. – Этот принцип  стал отличительной чертой успешных предприятий.

     На  заводе “Балтика” была выработана и реализована специальная стратегия по раскрутке своей торговой марки. Поэтому в 1992 году появилось первое пиво “Балтика”, а на бутылке была фирменная этикетка. “Мы объявили о себе, мы не стали на этикетке это мелко писать, чтобы, не дай Бог, никто не заметил. Наоборот, мы объявили: “Мы – “Балтика”, вот наш продукт. К слову: сейчас доля “Балтики” на петербургском рынке пива составляет больше 60 процентов, а начинала она в 91-ом с 15.

     “Русские  самоцветы” во главу угла своей конкурентной стратегии поставили сохранение петербургского стиля, оставшегося от старших поколений.

     Сейчас  на судостроительной фирме “Алмаз” основные маркетинговые усилия сосредоточены на том, чтобы их знали и ценили как производителей быстроходных катеров любого класса и назначения. Во многом это удается: “Сейчас нас везде знают и знают, что если надо что-нибудь скоростное и покрепче (но, правда, подороже), то едут к нам и заказывают у нас”.

     Надо  сказать, что “успешные” ведут себя очень гибко. И, если это необходимо, не стесняются выходить на рынок под  торговыми марками своих партнеров. Так, например, поступают на ЗТЛ, продавая один из специальных видов проката в Западной Европе под маркой шведской фирмы – известного производителя проката черных металлов.

     Как и везде и во всем, “успешные” действуют методом проб и ошибок, пока на чем-то не остановятся. В конечном итоге у них сложилось четкое представление о том, что они  продают, кому продают, на каких рынках продают и что надо сделать, чтобы  продавать больше, чем до сих пор. Но вот что качественно отличает “успешных” от всех других.

     Во-первых, они не защищаются от конкурентов, а  стремятся бороться с ним и  за потребителя на равных.

     Во-вторых, основным инструментом борьбы за потребителя  избрали качество.

     В-третьих, выбрав конкретный сегмент рынка, определив  свою нишу, не хотят туда никого пускать, хотят завоевать ее всю, не довольствуются малым.

     В-четвертых, очень внимательно следят за тем, что происходит вокруг, обращаются на Запад в поиске того, что там  уже пройдено, чтобы научиться  лучшему и не сделать те ошибки, которые там уже сделали.

3.2.3 Налаживание каналов  сбыта

     “Успешных”  принципиально отличало то, что они  сразу стали формировать активную систему сбыта своей продукции.

     После распада системы государственной  торговли возникла дыра между торговлей  и производителями. Магазинам было интереснее продавать импортные  товары, товар они соглашались  брать только на реализацию, их ценовая  политика была, мягко говоря, неочевидна.

     Для очень многих откровением оказалось, что для того, чтобы что-то продать  торговле, мало, чтобы товар был  качественным и нравился конечному  покупателю. Надо удовлетворять требованиям  торговли. А ей оказались нужны  скидки, отсрочки, своевременная поставка товара, работа по выходным и до глубокой ночи, ассортимент, малые партии, быстрая  смена номенклатуры, следование за модой. И здесь принципиальное отличие  “успешных” состояло в том, что  они пошли торговле навстречу.

     “Фабрика, чего она никогда не делала, пошла  в магазины. Человек, которого мы поставили  на сбыт, шел в магазин или приглашал  человека из магазина на склад и говорил: “Дорогой, возьми у меня эту продукцию. Ты ее продашь, ты получишь прибыль, чем тебе помочь?”, – рассказывают на ФОСП.

     “Русские  самоцветы” в самое тяжелое время, сами не имея денег, тем не менее давали ювелирным магазинам отсрочку, потому что понимали: потерять торговлю – значит потерять все.

     “Хлебный  Дом”, как и “Балтика”, стал торговать практически круглосуточно, взяв на себя и развозку товаров по торговым точкам, причем, стараясь сделать ее максимально дешевле.

     Торговля  стала “кормильцем” успешных предприятий  и они, как это было не трудно, изменили свое отношение к ней. При  всем при этом, “успешные” открывают  свои фирменные магазины или, скажем, как “Балтика” – пивные рестораны, однако это, в большинстве случаев, носит характер полигона для оценки восприятия покупателями новых товаров, отработки ценовой и ассортиментной политики, и, в какой-то мере, способствует укреплению престижа их торговой марки.

     Предприятия, которые производят продукцию промышленного  назначения, оказались несколько  в иной ситуации. Поэтому первое, что сделали “успешные” – это  постарались не потерять своих традиционных клиентов, действуя по правилу “старый  клиент – лучший клиент”. Для этого  они постарались укрепить связи  с ними, предложив им новые услуги.

     Например, на “Звезде”, где раньше только изготавливали новые дизели, начали осуществлять их ремонт и сервисное обслуживание, и это стало новым направлением в деятельности завода.

     Укрепив, насколько это было возможно, контакты с традиционными клиентами, и не желая при этом смириться с сокращением производства, “успешные” попытались проанализировать ситуацию и определить, кто еще может быть их потенциальным потребителем. Исходили они при этом – и это был революционный шаг, – прежде всего из того, платежеспособен ли этот потенциальный клиент, независимо от того, в какой области он работает.

     Институт  технологии судостроения (ЦНИИ ТС) теперь тоже разрабатывает оборудование не только для судостроителей, но и для деревообрабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажной. Завод “Звезда”, раньше работавший только на военно-морской флот, теперь делает дизели для железнодорожников и автономные дизельгенераторы для газовиков.

     Очень важно, что в плане продаж “успешные” перестали капризничать, быстро поняв, что главное – это чтобы  покупатель платил деньги. 

     Большинство из “успешных” поиск платежеспособных клиентов привел к осознанию необходимости  выхода на внешний рынок. Но рынки  эти жестко структурированы и очень конкурентны. Они складывались годами и потребитель сильно привязан к торговым маркам. Да и привычная стопроцентная предоплата там не очень-то проходит. Понимая, что вход на внешние рынки чрезвычайно сложен, “успешные” применяют самые разнообразные способы решения этой проблемы.

     “Балтийскому  заводу” для того, чтобы получить заказы на постройку судов от европейских судовладельческих компаний, потребовалось не только использовать западные проекты и западное же оборудование и материалы для обеспечения необходимого качества. И не только наладить взаимодействие с брокерскими фирмами, занимающимися продажей судов – оказалось, что есть и такие. Основной проблемой была организация финансирования строительства кораблей по обычной для зарубежных клиентов схеме “корабль построен – деньги получены”. Эту проблему на заводе решали самостоятельно, проработав всевозможные финансовые схемы и вот уже два года работая по одной из них, с использованием гарантий западных правительств и связанных кредитов.

     На ЛОМО еще в 92-ом году почувствовали, что емкость российского рынка для их продукции очень мала. И поняли, что только выход на зарубежные рынки позволит сохранить предприятие. Сейчас эту задачу решают двумя путями. Во-первых, продвижение готовых изделий, в частности, медицинской техники, на рынки Азии, Латинской Америки, арабских стран. ЛОМО участвует практически во всех выставках по медицинской тематике, проводимых в тех регионах, дает прямую рекламу своей продукции в специализированных журналах. На Запад ЛОМО продвигает микроскопы и свои технологические возможности, например, изготавливая по заказам ведущих оптических фирм мира ряд оптических деталей. Надо отметить, что для привлечения потенциальных клиентов ЛОМО очень активно использует возможности имиджевой рекламы и public relations и сейчас в мире предприятие знают значительно лучше, чем раньше. Даже из сотрудничества с известнейшей консалтинговой компанией Маккинзи здесь сумели извлечь пользу и в этом отношении – ЛОМО было одним из первых клиентов этой фирмы в России и об этом в западной прессе писали очень много.

     На ЗТЛ прекрасно отдают себе отчет в том, что те небольшие заказы, которые завод получил от ведущих энергомашиностроительных корпораций мира, не определяют экономики предприятия. При том, что уровень требований к качеству значительно выше, чем всегда существовал в России. И поэтому на ЗТЛ любыми средствами, под жесточайшим контролем лично директора пытаются выполнять очень важные в плане развития заказы. А параллельно – готовят завод к сертификации, заменяют, где это необходимо, оборудование, осваивают систему автоматизированного проектирования.

Информация о работе Эффективный менеджмент в условиях российской действительности