Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:26, контрольная работа
Целью контрольной работы является изучение экономических методов управления, раскрытие их сущности и определение их особенностей.
Введение……………………………………………………………..
1. Экономические методы управления: понятия и сущность..
2. Виды экономических методов………………………………….
2.1. Планирование…………………………………………………...
2.2. Хозяйственный расчет………………………………………….
2.3. Экономическое стимулирование………………………………
2.4. Ценообразование………………………………………………..
2.5. Финансирование………………………………………………..
2.6. Кредитование……………………………………………………
Заключение…………………………………………………………
Список использованных источников и литературы…………..
Материальные льготы и привилегии сотрудникам являются элементами вознаграждения или компенсации, предоставляемыми в дополнение к раз личным формам оплаты труда. Такие формы материального поощрения имеют для персонала количественную ценность, могут быть отложенными или условными (пенсионное обеспечение, страховые взносы, оплата больничных листов) и прямыми льготами. Материальные льготы содержат такие элементы, которые в строгом понимании не являются заработной платой, например оплата ежегодного отпуска.
Последним из обычно используемых руководителями видов экономических методов управления персоналом является участие сотрудников в прибылях путем приобретения ценных бумаг.
Ценные бумаги - это главный инструмент фондового рынка, не денежный эквивалент права на собственность, при реализации которых владелец предъявляет их к реализации или продаже.
Акция -- ценная бумага, свидетельствующая о внесении пая в уставной капитал организации и дающая право на получение части прибыли в форме дивидендов. Дивиденды определяют долю прибыли на акции, которая может быть выплачена их держателю исходя из результатов деятельности организации за год.
Они выполняют следующие функции: закрепляют право собственности и участия в прибылях; являются формой дополнительной оплаты труда; ставят держателя акций в зависимость от результатов труда.
Облигация - эта ценная бумага на предъявителя, дающая право на получение годового дохода в виде фиксированного процента, а в случае продажи - получение денежной компенсации.
Как видим, каждый вид выплат имеет свою область стимулирования труда, свои возможности. Искусство управления заключается в том, чтобы сформировать заработную плату из всех видов выплат таким образом, чтобы конечная цель предприятия была достигнута при наибольшей заинтересованности в ней всех работающих. При этом стимулирование, оплата труда должны проводиться открыто и, что весьма важно, быть хорошо обоснованными и понятными каждому работнику.
2.4. Ценообразование
Ценообразование является важнейшим рычагом экономического управления. Цена должна отражать общественно необходимые затраты на производство и реализацию продукции, соответствовать ее потребительским свойствам и качеству, учитывать спрос и предложение на товары и услуги.
В рыночной экономике различают следующие виды цен:
1. Производственная цена — цена, по которой производитель поставляет товар крупными партиями оптовым торговцам. Эта цена равна сумме всех производственных и маркетинговых издержек плюс ожидаемая прибыль.
2. Оптовая цена - цена, по которой оптовые торговые фирмы продают товар крупными оптовыми партиями компаниям, занимающимся розничной торговлей. Эта цена равна производственной цене плюс все производственные и маркетинговые расходы оптовой торговой фирмы плюс ее прибыль.
3. Розничная цена - цена, по которой ведется продажа товара в магазинах в розницу и небольшими партиями. Эта цена складывается из оптовой цены плюс все производственные, управленческие и маркетинговые расходы розничной фирмы плюс ее прибыль.
4. Рыночная цена - цена, по которой идет купля-продажа на данном рынке в данное время.
5. Базисная цена - согласуется путем переговоров между продавцом и покупателем крупных партий товара. С ее помощью учитывается качество или сорт поставляемого товара, а также конъюнктура рынка.
6. Монопольная цена — это цена, устанавливаемая монополиями выше или ниже цены производства. Выше — для сбыта своих товаров и ниже - для товаров, приобретаемых у других фирм.
7. Номинальная цена — та, которая публикуется в прейскурантах, справочниках, биржевых котировках.
8. Скользящая цена - цена, устанавливаемая договором в зависимости от условий конъюнктуры на определенную дату.
9. Твердая цена - цена, фиксируемая в договоре купли-продажи, которая не может быть изменена.
10. Цена «падающий лидер» - цена, используемая торговцами для привлечения покупателей. Обычно снижается цена лишь на один какой-нибудь товар, но покупатель, привлеченный этим фактом в магазин, может купить и другие товары, цена на которые не снижалась.
11. Цена спроса — цена, складывающаяся на рынке в результате свободных рыночных соотношений конкуренции, спроса и предложения.
12. Цена купли-продажи (фактурная цена) - цена, определяемая условиями поставки, оговоренными в контракте. Эта цена в значительной степени определяется рыночной конъюнктурой.
В рыночной экономике уровень цен в значительной мере определяется соотношением спроса на товар и его предложением. Это означает, что избыток товара приводит к уменьшению цены, а дефицит - к ее увеличению.
Увеличение предложения товаров связано с желанием производителя получить максимум прибыли: как только увеличивается спрос на какой-либо товар, предприниматель увеличивает его производство.
В целом снижение цен происходит из-за:
нежелания покупателей брать данный товар;
превышения предложения над спросом;
срочной необходимости продажи товара;
роста производительности труда по данному товару (при неизменных доходах покупателей);
информации о возможном падении цен;
государственных мер (например, увеличение банковских ставок: становится выгоднее держать деньги в банке, чем покупать товары).
Есть и целый ряд причин, вызывающих рост цен:
рост заработной платы происходит быстрее, чем рост производительности труда по производству товаров и услуг;
превышение спроса над предложением;
низкая эффективность использования имеющихся фондов и ресурсов (сырья, производственных мощностей, земли, трудовых ресурсов);
ажиотажный спрос, вызванный отсутствием достаточного резерва товаров и неуверенностью потребителя в завтрашнем дне;
искусственно завышенные цены на рынке (из-за спекуляции, подавления конкуренции, монополизма).
Формирование цены товара или услуги начинается с учета трех главных составляющих - материала, работы и накладных расходов.
Помимо затрат на создание товара важными факторами, влияющими на рыночную цену, становятся спрос и предложение, затраты на распространение товара и конкуренция. Рыночные розничные цены при этом либо предлагаются производителем товара, либо основываются на ценах конкурента.
Возможные варианты назначения цен (стратегии ценообразования):
1. Устанавливаются цены более низкие, чем у конкурентов (стратегия «продай дешевле»).
2. Устанавливаются цены более высокие, чем у конкурентов (стратегия «продай дороже»). Это применимо к товарам, цена которых — не главное для потенциального потребителя.
3. Устанавливаются цены, удобные для потребителя (например, в круглых цифрах).
4. Устанавливаются цены на комплекты товаров, нужных потребителю в данном сочетании (например, детали для ремонта автомобилей, бытовой техники и т. п.).
2.5. Финансирование
Финансы нужны предприятию для его производственного и социального развития. Деньги дают предприятию возможность заработать еще большие деньги, т. е. получить прибыль. Именно получение прибыли позволяет судить о том, нужную ли работу делают данный завод или фабрика, эффективно и экономно ли производство. Если продукция, выпускаемая предприятием, имеет спрос - будет прибыль, не нужна - прибыли не будет. Чтобы обеспечить себе прибыль, предприятие повышает качество продукции и услуг, снижает их себестоимость, наращивает производительность труда, совершенствует оборудование и приемы работы.
Финансовая самостоятельность предприятия предусматривает необходимость обеспечения своевременных денежных выплат поставщикам, подрядчикам, другим партнерам. Это касается также налоговых расчетов с государством, деньги от которых идут на проведение государственных экономических и социальных мероприятий, укрепление обороноспособности страны, решение экологических проблем и другие потребности государства.
Для того чтобы строить финансовые, денежные отношения, предприятию нужно прежде всего эти деньги иметь. В определенных случаях приходится брать деньги взаймы - получать кредит. Под управлением финансами предприятия понимается действие менеджера по манипулированию денежными средствами, целью которого является получение в конечном итоге максимально высокой прибыли.
Управление финансами предполагает:
организацию и координацию финансовой деятельности;
выбор и использование источников финансирования;
определение ожидаемой прибыли на капиталовложения и регулирование на этой основе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;
оценку финансового риска, связанного с получением прибыли;
прогнозирование и планирование хозяйственно-финансовой деятельности;
анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности.
Сложность финансирования зависит главным образом от риска, который принимает на себя кредитор, а также от срока долгового обязательства. В зависимости от наступления срока долгового обязательства, взятого предприятием при получении финансов, различаются три вида источников финансирования:
1. Краткосрочное финансирование. Этот вид финансирования обычно используется для торговых закупок быстрореализуемых товаров (например, сезонных) и в случаях, когда кредит может быть возвращен в срок до одного года. Источниками этого вида финансирования служат: торговый кредит; государственные и коммерческие банки; трастовые компании; фактор-компании.
2. Среднесрочное финансирование. Этот вид кредита используется для развития предприятия, а также для увеличения оборотного капитала при проведении крупных хозяйственно-финансовых операций. Источниками этого вида финансирования являются: государственный и коммерческие банки; компании по операциям с недвижимостью; частные источники. Процентные ставки по кредитам здесь выше, чем при краткосрочном финансировании. От компании, получившей кредит, требуется имущественный залог.
3. Долгосрочное финансирование. Этот вид кредита используется для наращивания активов предприятия - основных фондов и собственного капитала. Этот вид финансирования осуществляется путем: предоставления капитала; предоставления долгосрочных кредитов; аренды основных фондов.
Предоставление капитала осуществляется через продажу предприятием выпущенных им обыкновенных и привилегированных акций первого и последующего выпусков, а также за счет нераспределенной прибыли предприятия. Наличные вложения в активы предприятия, как правило, не возвращаются. Основными покупателями акций выступают различные юридические и физические лица. Предоставление долгосрочных кредитов осуществляется через продажу предприятием выпускаемых им облигаций.
Аренда основных фондов представляет собой получение предприятием необходимых ему основных фондов и других активов на определенный срок. За это предприятие (арендатор) выплачивает арендодателю плату, обусловленную арендным договором. Долгосрочные процентные ставки обычно выше краткосрочных и среднесрочных, так как в них входят и курсовые разницы в цене акции.
Из всего сказанного о финансировании очевидно, что оно тесно связано с еще одним важным механизмом бизнеса - кредитом.
2.6 Кредитование
Слово «кредит» происходит от латинского credo, что значит «верю». Кредит (ссуда) - это предоставление денег на условиях возврата с уплатой процентов в обусловленный срок. Кроме того, кредит может предоставляться и в форме рассрочки платежа, а также покупки долговых обязательств заемщика . Кредитные отношения предполагают удовлетворение двух сторон: одна - дебитор — получает необходимые для бизнеса средства, другая — кредитор — берет за предоставление этих средств определенное вознаграждение (ссудный процент).
Главными качествами кредита являются обеспеченность, целевой характер, срочность, возвратность и платность. Обеспеченность означает наличие залога - имущества, под которое выдается кредит. Целевой характер — цель, для которой выдается кредит, имеет весьма важное значение для кредитора. Срочность означает наличие срока займа. Возвратность говорит о том, что заем предполагает его возвращение. Наконец, платность определяет плату за получение кредита.
Источниками денег, даваемых в кредит предпринимателям, являются:
аккумулируемые банками сбережения населения;
капиталы Центрального и коммерческих банков;
свободные капиталы предприятий;
амортизационные фонды предприятий;
товарный кредит от предприятия к предприятию;
капиталы рантье (лиц, живущих на проценты от капитала);
отчисления государственных и местных бюджетов
Потребителями кредитных средств выступают:
Информация о работе Экономические методы управления на предприятии