Экономические методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 17:14, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является изучение экономических методов управления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить теоретические и методологические основы управления;
рассмотреть механизм применения хозрасчетного метода и метода стимулирования персонала;
Изучить особенности реализация методов ценообразования и финансирования.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1. Понятие и принципы управления 5
1.2. Методологические основы менеджмента 9
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ ПРИМЕНЕНИЯ ХОЗРАСЧЕТНОГО МЕТОДА И МЕТОДА СТИМУЛИРОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА 14
2.1. Метод хозяйственного расчета 14
2.2. Метод стимулирования 18
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДОВ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И ФИНАНСИРОВАНИЯ 20
3.1. Ценообразование как важнейший рычаг экономического управления 20
3.2. Методы управления финансами 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

Работа состоит из  1 файл

Экон метод упр курс КГУ 158.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

     Есть  и целый ряд причин, вызывающих рост цен:

  • рост заработной платы происходит быстрее, чем рост производительности труда по производству товаров и услуг;
  • превышение спроса над предложением;
  • низкая эффективность использования имеющихся фондов и ресурсов (сырья, производственных мощностей, земли, трудовых ресурсов);
  • ажиотажный спрос, вызванный отсутствием достаточного резерва товаров и неуверенностью потребителя в завтрашнем дне;
  • искусственно завышенные цены на рынке (из-за спекуляции, подавления конкуренции, монополизма).

     Формирование  цены товара или услуги начинается с учета трех главных составляющих - материала, работы и накладных расходов.

     Стоимость материала - это цена того, что вошло  в конечный продукт; неизбежные отходы материала при его изготовлении сюда не входят.

     Стоимость работы — это то, что нужно  заплатить за труд работавшим над  изготовлением данного товара (оказания услуги); сюда входят также и социальные выплаты персоналу.

     Накладные расходы включают любые затраты, которые не видны в готовом продукте. Это стоимость отходов материалов, расходы на хозяйственно-техническое обслуживание, снабжение, ремонт технических средств производства, отопление и освещение, амортизация средств производства и их страхование. Сюда же входят и так называемые косвенные затраты труда: работа управленческого персонала, уборщиц и т.д. Источником накладных расходов являются также реклама и перевозка товара.

     Помимо  затрат на создание товара важными  факторами, влияющими на рыночную цену, становятся спрос и предложение, затраты на распространение товара и конкуренция. Рыночные розничные цены при этом либо предлагаются производителем товара, либо основываются на ценах конкурента. Возможны варианты назначения цен (стратегии ценообразования):

     1. Устанавливаются цены более низкие, чем у конкурентов (стратегия «продай дешевле»). В этом случае можно противостоять крупным предприятиям, которые, выпуская большие партии товара, имеют затраты на единицу продукции меньшие, чем у малых предприятий. Чтобы в этих условиях не разориться, необходимо:

  • выпускать такие товары, малые серии которых не требуют крупных затрат на подготовку производства;
  • ускорить сбыт продукции (оборачиваемость средств), что на малом предприятии легче сделать, чем на большом;
  • создавать малые предприятия в местах, недоступных для больших предприятий, используя при этом избыток рабочей силы, транспортные удобства и т. п.;
  • рекламировать товар с упором на его доступную цену.

     2. Устанавливаются цены более высокие,  чем у конкурентов (стратегия  «продай дороже»). Это применимо к товарам, цена которых — не главное для потенциального потребителя. В этом случае необходимо:

  • делать упор на качественное обслуживание потребителя (быстрота доставки товара, обслуживания потребителя, реакции на его рекламации);
  • выпускать остродефицитные товары;
  • чутко реагировать на мельчайшие нюансы в потребностях покупателя;
  • особо услужливо и доброжелательно обращаться с потребителем;
  • искать удобное для потребителя расположение предприятия (например, близко к жилью, к месту работы);
  • подбирать товары и услуги, по разным причинам недоступные для изготовления на больших предприятиях (например, такие, для которых исключается массовое изготовление).

     3. Устанавливаются цены, удобные для  потребителя (например, в круглых  цифрах).

     4. Устанавливаются цены на комплекты товаров, нужных потребителю в данном сочетании (например, детали для ремонта автомобилей, бытовой техники и т. п.).

3.2. Методы управления  финансами

 

     Под управлением финансами предприятия  понимается действие менеджера по манипулированию денежными средствами, целью которого является получение в конечном итоге максимально высокой прибыли. [27, с. 186]

     Управление  финансами предполагает: организацию  и координацию финансовой деятельности; выбор и использование источников финансирования; определение ожидаемой прибыли на капиталовложения и регулирование на этой основе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия; оценку финансового риска, связанного с получением прибыли; прогнозирование и планирование хозяйственно-финансовой деятельности; анализ результатов хозяйственно-финансовой деятельности.

     Многие  вопросы финансирования выходят  за рамки настоящего учебника. Здесь  мы остановимся лишь на некоторых  необходимых менеджеру вопросах управления финансами.

     Сложность финансирования зависит главным образом от риска, который принимает на себя кредитор, а также от срока долгового обязательства. В зависимости от наступления срока долгового обязательства, взятого предприятием при получении финансов, различаются три вида источников финансирования: краткосрочное - на период до одного года; среднесрочное - на период от одного года до десяти лет; долгосрочное - на период свыше десяти лет.

     Рассмотрим  коротко каждую группу источников финансирования.

     1. Краткосрочное финансирование. Этот  вид финансирования обычно используется для торговых закупок быстрореализуемых товаров (например, сезонных) и в случаях, когда кредит может быть возвращен в срок до одного года.

     Источниками этого вида финансирования служат: торговый кредит; государственные и  коммерческие банки; трастовые компании; фактор-компании.

     Торговый  кредит предоставляется фирмой-продавцом  фирме-покупателю в тех случаях, когда она не расплачивается за товар  наличными деньгами. Это отражается в балансовом отчете в статье «Векселя к оплате». Срок по данному виду кредита составляет обычно 30 или 60 дней. Как правило, предусматривается скидка за кредит, если деньги возвращаются в течение 10 дней. Если покупатель не возвращает кредит в срок, с него взимается штраф, предусмотренный договором о кредите.

     Государственные и коммерческие банки обычно осуществляют кредит в том случае, когда предприятие-покупатель испытывает временные трудности  с наличными деньгами и не может  получить кредит у продавца. Наиболее удобной формой такого кредита является открытие банком для предприятия так называемой кредитной линии.

     Кредитная линия - это договоренность между  банком и предприятием о предоставлении займа на оговоренную сумму на определенный срок с поступлением денег  в течение оговоренного в договоре периода. Банк, как правило, оставляет за собой право получения долга и до окончания функционирования кредитной линии.

     Трастовые компании - это фирмы, управляющие  финансами предприятий. Здесь обычно ставки кредита выше, чем в коммерческих банках, так как трастовые компании несут обязательства перед хозяевами денег — предприятиями.

     Фактор-компании - это фирмы, взимающие долги с  дебиторов по поручению кредитора  за определенное вознаграждение. К  этому виду финансирования предприятие  прибегает тогда, когда уплата по счетам задерживается или ставится под угрозу неплатежа.

     2. Среднесрочное финансирование. Этот  вид кредита используется для  развития предприятия (строительство  и ремонт помещений, покупка  нового оборудования), а также  для увеличения оборотного капитала  при проведении крупных хозяйственно-финансовых операций.

     Источниками этого вида финансирования являются: государственный и коммерческие банки; компании по операциям с недвижимостью; частные источники.

     Процентные  ставки по кредитам здесь выше, чем  при краткосрочном финансировании. От компании, получившей кредит, требуется имущественный залог. Выплата процентов проводится по данному виду кредита, как правило, многоразово, в установленном договором порядке. При закупках оборудования часть его стоимости может быть дана в кредит поставщиком на опреде­ленных условиях.

     3. Долгосрочное финансирование. Этот  вид кредита используется для  наращивания активов предприятия  - основных фондов и собственного  капитала. Этот вид финансирования  осуществляется путем: предоставления  капитала; предоставления долгосрочных кредитов; аренды основных фондов.

     Предоставление  капитала осуществляется через продажу  предприятием выпущенных им обыкновенных и привилегированных акций первого  и последующего выпусков, а также  за счет нераспределенной прибыли предприятия. Наличные вложения в активы предприятия, как правило, не возвращаются. Основными покупателями акций выступают различные юридические и физические лица.

     Предоставление  долгосрочных кредитов осуществляется через продажу предприятием выпускаемых  им облигаций.

     Аренда  основных фондов представляет собой  получение предприятием необходимых  ему основных фондов и других активов  на определенный срок. За это предприятие (арендатор) выплачивает арендодателю плату, обусловленную арендным договором. Долгосрочные процентные ставки обычно выше краткосрочных и среднесрочных, так как в них входят и курсовые разницы в цене акции.

     Из  всего сказанного о финансировании очевидно, что оно тесно связано  с еще одним важным механизмом бизнеса - кредитом.

     Слово «кредит» происходит от известного нам латинского credo, что значит «верю». Кредит (ссуда) - это предоставление денег на условиях возврата с уплатой процентов в обусловленный срок. Кроме того, кредит может предоставляться и в форме рассрочки платежа, а также покупки долговых обязательств заемщика (дебитора).

     Кредитные отношения предполагают удовлетворение двух сторон: одна - дебитор — получает необходимые для бизнеса средства, другая — кредитор — берет за предоставление этих средств определенное вознаграждение (ссудный процент).

     По  своей сути ссудный процент представляет собой плату за отказ от использования  денег сегодня во имя использования  их завтра в большем количестве. Ссудный процент (или норма процента) рассчитывается как отношение дохода от ссудного капитала к величине этого капитала. Размер ссудного процента зависит (как и всякая цена), прежде всего, от состояния спроса и предложения на кредиты. На него влияет также политика Центрального банка России, курсы валют, инфляция, деловая активность и т. д.

     Главными  качествами кредита являются обеспеченность, целевой характер, срочность, возвратность и платность. Обеспеченность означает наличие залога - имущества, под которое выдается кредит. Целевой характер — цель, для которой выдается кредит, имеет весьма важное значение для кредитора. Срочность означает наличие срока займа. Возвратность говорит о том, что заем предполагает его возвращение. Наконец, платность определяет плату за получение кредита.

     Источниками денег, даваемых в кредит предпринимателям, являются: аккумулируемые банками сбережения населения; капиталы Центрального и коммерческих банков; свободные капиталы предприятий; амортизационные фонды предприятий; товарный кредит от предприятия к предприятию; капиталы рантье (лиц, живущих на проценты от капитала); отчисления государственных и местных бюджетов.

     Потребителями кредитных средств выступают: предприниматели; государство и местные органы власти; покупатели.

     Различают следующие формы кредита: государственный; ипотечный; коммерческий; банковский и  потребительский.

     Государственный кредит - такой, в котором кредитором является государство. Он осуществляется, как правило, государственными банками.

     Ипотечный кредит представляет собой долговременные ссуды под залог недвижимости (производственные или жилые здания, сооружения, земля).

     Коммерческий  кредит представляет собой заем одного бизнесмена другому в виде отсрочки платежа за поставленные товары (так  называемый торговый кредит), работы или  услуги. За предоставление коммерческого  кредита кредитору выдается вексель, цена которого складывается из цены товара (работы, услуги) и ссудного процента.

     Банковский  кредит - это кредит банков и других финансово-кредитных учреждений, выдаваемый в виде денежных ссуд.

Информация о работе Экономические методы