Экскурсионная деятельность туристического предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является рассмотрение системы управления экскурсионной деятельности туристического предприятия.
Задачи:
раскрыть задачи специалиста туристической фирмы по разработки организаций экскурсий;
рассмотреть систему разработки экскурсий и их доработки с учётом потребностей клиентов.
подвести итог проделанной работы?

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
1. ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.
1.1 Виды экскурсий. Экскурсия, как туристический продукт........................5
1.2 Требование к разработки экскурсии.........................................................15
ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ ЭКСКУРСИОННЫХ УСЛУГ.
2.1 Экскурсионная деятельность, как функциональная подсистема туристического предприятия............................................................................19
2.2. Оценка качества экскурсии.......................................................................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.........................................34
ВВЕДЕНИЕ.

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая 1.doc

— 168.00 Кб (Скачать документ)

      В настоящее время экскурсия имеет  свою индивидуальную и своеобразную методику.

      Методика  проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче  усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы – приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т.д.

      Задача  методических приемов – обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории. Методические приемы могут быть рассмотрены в нескольких аспектах: как оптимальный способ выполнения определенных действий; как средство превращения пассивного осмотра в активное наблюдение объекта экскурсантами; как основа процесса трансформации устной информации в зрительную; как основа анализа и синтеза на экскурсии и т.д.

Все методические приемы, правильное использование которых  составляет одну из основ профессионального  мастерства экскурсовода, могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

– приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);

– приемы, направленные на создание условий для  эффективного проведения экскурсии.

      Методические  приемы подразделяются на несколько  групп в зависимости от их назначения:

-  методические  приемы, задача которых – помочь  экскурсоводу установить  прочные  контакты между экскурсоводом  и экскурсантами;

  • приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к        наблюдаемому объекту;
  •   приемы, закрепляющие внимание к рассказу,
  • приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.

Методические  приемы подразделяются на несколько  групп в зависимости от их назначения: методические приемы, задача которых  – помочь экскурсоводу установить прочные контакты между экскурсоводом и экскурсантами; приемы, задача которых добиться устойчивого внимания аудитории к наблюдаемому объекту; приемы, закрепляющие внимание к рассказу, возбуждающие у экскурсантов интерес к определенным вопросам; приемы, обеспечивающие зрительное восприятие экскурсионного материала.

      В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы:

1.  приемы  показа.

      Туда  входят: 

  • наблюдение (изучение, исследование) объектов, выделение объекта из целого; 
  • приемы, опираясь на которые, экскурсовод в воображении экскурсантов, делает зримыми изменения во внешнем облике объекта; 
  • приемы, дающие возможность увидеть объекты в нужном ракусе,  т. е. построенные на движении – приближении к объекту, удалении от него, и движении вдоль него.
  1. Приемы рассказа — это:
  • приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего    вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации,
  • приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т.д.

      Практически все методические приемы можно разделить  на две категории:   более простые, создающие условия для проведения экскурсии и более сложные  – приемы непосредственного проведения экскурсии.

      Также существуют приемы:

  • общие, применяемые на всех экскурсиях независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ;
  • частные, присущие одному виду экскурсий (производственных, музейных, природоведческих);
  • единичные приемы, используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта (например, Храм Покрова на Нерли в летний погожий день, когда здание отражается в водной поверхности прилегающего к нему озера). Это, как правило,  «находка» одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии;
  • приемы, используемые в определенное время года, дня.

      Хочется обратить внимание, что при использовании  методических приемов экскурсовод  должен учитывать уровень подготовки группы (например, знакомство со стилями  в архитектуре, разновидностями  монументальной скульптуры). Качество проведения экскурсии зависит не только от знаний экскурсовода, не меньшую роль играет его умение применять на экскурсионном маршруте изученные приемы во всем их разнообразии. Сделать это могут профессионально подготовленные экскурсоводы.

      Наиболее многочисленную группу составляют приемы показа, которые позволяют упростить наблюдение объекта, выделяют его особенности, которые незаметны при обычном осмотре, дают возможность экскурсантам мысленно расчленить памятник на составные части, домыслить утраченные детали, «видеть» не существующий в настоящее время объект в его первоначальном виде, исторические события, которые происходили много лет назад.

Прием предварительного осмотра.

 Этот  прием используется в тот момент, когда экскурсанты находятся  на месте расположения памятника. Он представляет собой первую ступень наблюдения объекта. Существуют два варианта использования приема. Первый начинается с приглашения экскурсантов самим провести первоначальное наблюдение объекта, познакомиться с его внешним видом, увидеть какие-то детали. После этого экскурсовод направляет внимание группы на определение сущности объекта, что дает экскурсантам возможность:

а) составить  представление об исторической местности, где происходили рассматриваемые  события;

б) представить данный объект в естественной обстановке;

в) дать определенную оценку объекту;

г) получить представление о его природном  окружении.

Второй  вариант использования приема предварительного осмотра состоит в том, что  началом служит краткое вступительное  слово экскурсовода, в котором он ориентирует группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта, какие его качества и конкретные особенности рекомендуется выявить в ходе наблюдения.

      Прием панорамного показа дает возможность  экскурсантам наблюдать  вид местности. Здесь необходимо в наблюдаемой панораме выявить композиционный центр и обратить на него внимание группы, показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.

      Прием зрительной реконструкции (воссоздания). Сущность этого приема заключается в том, что словесным путем восстанавливается первоначальный облик исторического здания. Компетентность экскурсовода позволяет не только убедительно рассказать экскурсантам о событии, но и дать зрительное представление о нем.

      Зрительный  монтаж является вариантом приема реконструкции. Составляется нужный образ, суммируя внешний  облик нескольких памятников, а также  их отдельных частей. Составные части  могут быть «заимствованы» из тех  объектов, которые в данный момент служат предметом наблюдения экскурсантов.

      Прием локализации событий, т.е. связь событий  с конкретным местом. Этот прием  дает возможность ограничить внимание участников экскурсии известными рамками, приковать их взгляды в данной конкретной территории именно к тому месту, где произошло событие.

      Прием абстрагирования представляет собой  мысленный процесс выделения  из целого каких-либо частей с целью  последующего глубокого наблюдения. Этот методический прием построен на наблюдении. Абстрагирование позволяет экскурсантам «не видеть» того, что не имеет отношения к данной экскурсии.

      Прием зрительного сравнения. В экскурсионной  методике используются различные виды сравнения: зрительное, словесное, сравнение  зрительно воспринимаемого объекта  с объектом, мысленно реконструируемым или показанным экскурсантам ранее.

      Прием интеграции (восстановление, восполнение) построен на объединении отдельных  частей наблюдаемого объекта в единое целое.

      Прием зрительной аналогии или ассоциации основан на действии одного из общих методов научного познания – метода аналогии. Он построен на сравнении:

а) данного  объекта с фотографией или  рисунком другого аналогичного объекта;

б) наблюдаемого объекта с теми объектами, которые  экскурсанты наблюдали ранее.

      Прием переключения внимания. Это когда сравнение объектов позволяет лучше понять первоначально наблюдаемый объект.

Методический  прием движения.

Движение  в экскурсии как методический прием представляет собой движение экскурсантов вблизи объекта с целью  лучшего его наблюдения.

Другой вариант движения  – обход вокруг здания, сооружения, памятника.

Третий  вариант – движение к памятнику, что позволяет экскурсоводу выявить  особенности объекта, обращая на них внимание группы, подвести экскурсантов к необходимым выводам.

      Показ мемориальной доски. При ее наличии на экскурсионном объекте следует начинать с анализа объекта и рассказа о событиях, с ним связанных. Только после этого внимание обращается на мемориальную доску.

Далее рассмотрим методические приемы рассказа. Они являются как бы пружиной устной речи, их основная задача – преподнести факты, примеры, события так, чтобы экскурсанты получили образное представление о том, как это было, увидели большую часть того, что было им рассказано экскурсоводом.

Приемы  рассказа можно разделить на две большие группы.

Первая  группа объединяет приемы, связанные  с формой рассказа, т. е. справка, описание, репортаж, цитирование.

Вторая  группа объединяет приемы характеристики, объяснения, вопросов-ответов, ссылки на очевидцев, заданий, словесного монтажа, соучастия, индукции и дедукции.

В методических пособиях по экскурсионному делу называются и другие приемы, например - новизны  материала, дискуссионной ситуации, персонификации, проблемной ситуации (когда в главе рассказа стоит  проблема), прием сталкивания противоречивых версий, отступление (чтение стихотворения, например); климактеричекий и антиклимактерический приемы (когда сообщаются в начале наиболее интересные факты и наоборот).

      Сществуют также еще и особые методические приемы , например -исследовательский прием, когда, например глубина колодца определяется при помощи горящего листа бумаги или глубина ущелья измеряется брошенным камешком. Или также организуется встреча с участником исторических событий и др. Такие приемы помогают хорошо усвоить экскурсантам содержание материала.

      В экскурсии используется прием демонстрации наглядных пособий, включенных в  «портфель экскурсовода». Наиболее широкое распространение получил  иллюстрационный прием. Например, рассказ  экскурсовода о флоре и фауне  данного края сопровождается показом фотографий растений и животных.

Эффективен  и комментирующий прием. В этом случае показ экспоната предшествует рассказу. Рассказ является лишь пояснением к  экспонату из «портфеля». Например: показ изображения корабля в  разрезе сопровождает рассказ об его устройстве; при показе здания демонстрируется фотография его внутреннего убранства с последующими комментариями экскурсовода и др.

      Применяется прием контраста, когда фотография (или рисунок) показывается для того, чтобы убедить экскурсантов в том, как изменилось историческое место (площадь, улица, здание), которое они в данный момент осматривают. Фотография и рисунок контрастируют с наблюдаемым объектом. Прием построен на сравнении зрительно воспринимаемой информации.

      Усвоение  каждого приема – сложный процесс, но необходимый. Он основан на конкретном материале и всегда связан с определенной экскурсией. Нужно четко представить взаимодействие методических приемов и навыков.

Информация о работе Экскурсионная деятельность туристического предприятия