Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника.
Задачи:
– изучить теоретические подходы проблеме изучения синдрома эмоционального «выгорания» в трудах зарубежных и отечественных авторов;
– определить сущность «синдрома выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности;
– исследовать синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….

Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Теоретические подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………………..
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста. …………………………
1.3. Методы профилактики синдрома «эмоционального выгорания»

Глава 2. Исследование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности личности…………….……………….….…
2.1. Методы исследования………………………………………….….….
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….…….

Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая управ. персон конечный рез-т (Автосохраненный).docx

— 109.46 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки Челябинской  области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднее специальное учебное заведение

Копейский техникум легкой промышленности

(ГБОУ СПО (ССУЗ) КТЛП)

Специальность 080501 – Менеджмент

 

 

 

«Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем»

 

курсовая работа

 

по дисциплине «Управление персоналом»

 

 

 

Руководитель:

_____________  Л.А. Шаерман

«________»____________2012

 

 Разработал студент  гр. 534

____________   К.А. Бирюкова

«________»____________2012

 

 

 

Копейск, 2012г.

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………….

 

Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии

1.1. Теоретические подходы  к изучению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………………..

1.2. Факторы, влияющие на  развитие синдрома «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста. …………………………

1.3. Методы профилактики  синдрома «эмоционального выгорания» 

 

Глава 2. Исследование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности личности…………….……………….….…

2.1. Методы исследования………………………………………….….….

2.2. Анализ результатов исследования…………………………….…….

 

Заключение…………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………..

Приложение 1………………………………………………………………

Приложение 2………………………………………………………………

 

Введение

 

Совершенно очевидно, что работа с людьми в силу предъявляемых ею высоких требований, особой ответственности и эмоциональных нагрузок потенциально содержит в себе опасность тяжелых переживаний, связанных с рабочими ситуациями, и вероятность возникновения профессионального стресса.

Понятие «эмоциональное выгорание» впервые  было введено в оборот американским психологом Фрейденбергом и обозначало психологическое состояние людей, интенсивно и тесно общающихся с  другими. Изначально в эту группу попали специалисты, работающие в кризисных  центрах и психиатрических клиниках. А позже в эту же группу объединили всех, кто по роду своей профессиональной деятельности постоянно общается с  людьми. Понятие «синдрома эмоционального выгорания» (от английского burn out - выгорать, «отрицательное воздействие профессиональной деятельности на личность в сфере  человек-человек») закрепилось как  определенные изменения в поведении  и состоянии человека.

«Синдром выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за  продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром «выгорания» выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей  видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. Данный синдром представляет собой ответную реакцию на длительные рабочие стрессы межличностного общения исходя из чего он, как правило, свойственен специалистам «коммуникативных» профессий, предъявляющих высокие требования к психологической устойчивости сотрудника в ситуациях делового общения.

Непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных  с самочувствием работников, эффективностью их труда и стабильностью деловой  жизни организации, обусловили научный  и практический интерес к синдрому профессионального выгорания. Актуальность данной проблемы, ее недостаточная теоретическая разработанность определила выбор темы курсовой работы: «Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем».

Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника.

Задачи:

– изучить теоретические  подходы проблеме изучения синдрома эмоционального «выгорания» в трудах зарубежных и отечественных авторов;

– определить сущность «синдрома выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности;

– исследовать синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника;

Для исследования уровня эмоционального выгорания у социальных работников была использована «Методика диагностики  уровня эмоционального выгорания» Бойко В.В. Он рассматривает «выгорание» как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения.

Исследование проводилось  на базе «Городской больницы №4» г. Копейска в 2012 году. В исследовании приняло участие 8 человек - женщины в возрасте от 24 до 49 лет, сотрудники

 

Глава 1. Синдром  «эмоционального выгорания» как проблема психологии.

 

1.1. Теоретические  подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания».

Термин - «эмоциональное сгорание» был введен американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, пациентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи [48]. Сначала этот термин обозначал состояние изнеможения, истощения, сопряженное с ощущением собственной бесполезности.

Понятие выгорания («burnout») обычно используется для обозначения переживаемого человеком состояния физического, эмоционального и психического истощения, вызываемого длительной включенностью в ситуации, содержащие высокие эмоциональные требования, которые в свою очередь наиболее часто являются следствием сочетания чрезмерно высоких эмоциональных затрат с хроническими ситуационными стрессами [38].

К. Кондо определяет синдром  «эмоционального сгорания» как  дезадаптированность к рабочему месту из-за чрезмерной рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношении. Этому определению соответствует и данное им толкование понятия «сгорание», которому подвержены прежде всего те, кто альтруистически и интенсивно работает с людьми. Такая, эмоционально напряженная, работа сопровождается чрезмерной тратой психической энергии, приводит к психосоматической усталости (изнурение) и эмоциональному истощению (исчерпывание). В результате появляются беспокойство (тревога), раздражение, гнев, пониженная самооценка, на фоне учащенного сердцебиения - одышка, желудочно-кишечные расстройства, головные боли, пониженное давление, нарушение сна; как правило, возникают и семейные проблемы. Воздействие стрессогенных факторов, вызывающих явление «эмоционального сгорания»» охватывает значительный круг профессий, расширяя число подверженных этому заболеванию[43].

Первоначальные исследования этого явления носили в основном описательный и эпизодический характер. Но в 1981 г.  Маслач, одна из ведущих специалистов по изучению «эмоционального сгорания», детализировала этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане - утрату профессионального мастерства [48].

В 1983 г. Е.Махер в своем  обзоре обобщает перечень симптомов «эмоционального сгорания»: усталость, утомление, истощение; психосоматические недомогания, бессонница, негативное отношение к клиентам; негативное отношение к самой работе; скудность репертуара рабочих действий; злоупотребления химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками; отсутствие аппетита или, наоборот, переедание, негативная «Я-концепция»; агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев); упадническое настроение и связанные с ним эмоции (цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, ощущение бессмысленности); переживание чувства вины[37].

Существует также мнение, что люди с определенными чертами  личности (беспокойные, чувствительные, эмпатичные, склонные к интроверсии,  имеющие гуманистическую жизненную  установку, склонные отождествляться  с  другими) больше подвержены этому  синдрому [48].

Х.Фрейденбергер характеризует  подверженных синдрому «сгорания», как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на помощь другим, и одновременно неустойчивых, интравертных, одержимых навязчивой идеей (фанатичных), пламенных и легко солидаризирующихся людей [37]. 

Психологи утверждают, что  к эмоциональному сгоранию быстрее  всего приводит позиция профессионалов, которые верят и следуют четырем мифам:

1. мне нельзя ошибаться;

2. я должен быть сдержанным;

3. я не имею права быть предвзятым;

4. я обязан быть во всем примером для подражания[4].

Имеется ряд состояний  человека, которые резко уменьшают  его мотивационный потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом  пресыщении, утомлении исчезает желание  выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив. Но особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, возникающее у здоровых людей. Ощущение тревоги и депрессии является также симптомом эмоционального «выгорания». Депрессия (от лат. depressio - подавление) - это аффективное состояние, характеризующееся отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека или его близких. Возникает чувство беспомощности перед лицом жизненных трудностей, неуверенности в своих возможностях, сочетающиеся с чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, приводит к пассивному поведению, безынициативности [33].

В то же время при утомлении, тревоге у здоровых людей могут  возникать навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается. Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает  «профессиональное выгорание»[15].

В настоящее время выделяют около 100 симптомов, так или иначе  связанных с «выгоранием». Среди  них есть такие, которые связаны  с мотивацией на работу (потеря энтузиазма, интереса к тем, кого обслуживают). Б. Пелман и Е. Хартман,  обобщив многие определения «выгорания», выделили три главных компонента: эмоциональное и/или физическое истощение, деперсонализация, сниженная рабочая продуктивность [28].

Эмоциональное истощение  проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных  ресурсов. Человек чувствует, что  не может отдаваться работе, как  раньше. Шпеер, один из сподвижников Гитлера, так описывает его состояние  перед самым крушением фашистской Германии: «...Гитлера уже ничто  не волновало, и мне вновь показалось, что под его телесной оболочкой  царит полная пустота. Он как бы выгорел  внутри  дотла»[21,65].

Деперсонализация связана  с возникновением равнодушного негативного  и даже циничного отношения к  людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными  и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь  скрытый характер и проявляться  во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается  наружу и приводит к конфликтам. Деперсонализация – это изменение  самосознания, для которого характерно ощущение потери своего Я и мучительное  переживание отсутствия эмоциональной  вовлеченности в отношения, к  работе, к близким. Деперсонализация возможна при психических заболеваниях и пограничных состояниях, а в  легкой форме наблюдается и у  здоровых людей при эмоциональных  перегрузках [33].

Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности в негативное восприятии себя как профессионала, недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности, появляется безразличие к работе, как правило этот компонент наблюдается у людей имеющих большой стаж работы с людьми [19].

Синдром эмоционального «выгорания»  некоторые авторы (Махер, Кондо) рассматривают  как разновидность стресса, где  клиенты выступают в качестве стрессогенных факторов. Однако другие исследователи рассматривают «эмоциональное выгорание» как результат влияния  различных стрессогенных факторов (Маслач, Абрумова, Бойко).

Синдром «выгорания» берет  свое начало в хроническом повседневном напряжении, эмоциональном переутомлении, переживаемом человеком.

Одним из таких состояний  является эмоционально-мотивационное  утомление, при котором появляются субъективные переживания усталости, мотивационная и эмоциональная неустойчивость. Это может привести к хроническому переутомлению. Трудовое утомление понимается как комплекс соответствующих физиологических сдвигов в организме, вызванных процессом труда, понижающих работоспособность и создают конфликт между внешними требованиями работы и снизившимися возможностями человека, для преодоления которого организм мобилизует внутренние ресурсы и переходит на более высокий уровень энергетического функционирования. Утомление сопровождается раздражительностью, снижением интереса к работе, мотивационной и эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью и другими явлениями. Возможно появление неврозов и соматических нарушений психогенного характера, могут возникнуть изменения личности - эпизодическая конфликтность, вялость, повышенная эмоциональная лабильность. На стадии выраженного переутомления все это приобретает устойчивые черты - интравертность, замкнутость, агрессивность, тревожность, депрессивность, сужение круга значимых мотивов. Различают субъектные, институциональные, коммуникативные, ролевые и «должностные» факторы агрессии. Наиболее распространённое изменение личности профессионала – это хроническое переутомление [44].

Информация о работе Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем