Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 23:08, курсовая работа
Целью работы является изучение степени выраженности феномена «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника.
Задачи:
– изучить теоретические подходы проблеме изучения синдрома эмоционального «выгорания» в трудах зарубежных и отечественных авторов;
– определить сущность «синдрома выгорания» и особенности его проявления в профессиональной деятельности личности;
– исследовать синдром «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности работника;
Введение…………………………………………………………………….
Глава 1. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологии
1.1. Теоретические подходы к изучению синдрома «эмоционального выгорания» ………………………………………………………………………..
1.2. Факторы, влияющие на развитие синдрома «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста. …………………………
1.3. Методы профилактики синдрома «эмоционального выгорания»
Глава 2. Исследование синдрома «эмоционального выгорания» в профессиональной деятельности личности…………….……………….….…
2.1. Методы исследования………………………………………….….….
2.2. Анализ результатов исследования…………………………….…….
Заключение…………………………………………………………………
Список литературы……………………………
Методика позволяет оценить наличие эмоционального выгорания по трем шкалам: «напряжение», «резистенция», «истощение», которые включают в себя по четыре симптома.
«Напряжение»:
- переживание психотравмирующих обстоятельств,
- неудовлетворенность собой
«Загнанность в клетку»
- тревога и депрессия
«Резистенция»
- неадекватное избирательное эмоциональное реагирование
- эмоционально-нравственная дезориентация
- расширение сферы экономии эмоций
- редукция профессиональных обязанностей
«Истощение»
- эмоциональный дефицит
- эмоциональная отстраненность
- личная отстраненность
- психосоматические и психовегетативные нарушения
По количеству полученных баллов по каждому симптому можно говорить о его степени выраженности: не сложившийся симптом, складывающийся симптом или уже сложившийся симптом.
Находится общий итоговый показатель по сумме баллов по всем двенадцати симптомам. Этот показатель может говорить об отсутствии «выгорания», о начинающемся «выгорании» либо о имеющемся «выгорании». Эта методика дает подробную картину синдрома.
2.2. Анализ результатов исследования.
Исследование проводилось на базе Городской больницы №4 г. Копейска. Общий объем испытуемых составил 8 человек - женщины в возрасте от 21 до 49 лет.
Результаты, полученные с
помощью анкетного опроса, позволили
описать социально-
Одним из важных социально-демографических показателей является возраст опрошенных, средний возраст опрошенных составил 42,3 года, из них в возрасте от 18 до 36 лет – 25%, от 36 до 55 лет – 75%.
Принявшие участие в исследовании работники имеют разный профессиональный стаж, который мы разделили на три группы. Стаж профессиональной деятельности от 0 до 5 лет имеет 25% респондентов, стаж от 5 до 10 лет – 25%, свыше 10 лет стаж у 50% работников.
Рис 1. Показатели профессионального стажа.
Результаты анкетного опроса показали, что – 12,5% опрошенных имеют среднее образование, среднетехническое образование имеется у 2 работников - что составляет 25% от числа участников исследования, незаконченное высшее образование у 12,5 %, высшее образование имеют 4 работника- 50% респондентов.
В исследовании приняли участие работники, отличающиеся по должности, которых мы разделили на группы: работники бухгалтерии–37,5% специалисты по кадровой работе –25%, специалисты экономических расчетов– 37,5% опрошенных.
При ответе на вопрос анкеты относительно удовлетворенности условиями труда, получены следующие результаты: полностью условиями труда удовлетворены 25% опрошенных, скорее удовлетворены, чем не удовлетворены – 37,5%, затруднились ответить 12,5% опрошенных, скорее неудовлетворенны, чем не удовлетворены условиями труда – 25%.
Исходя из данных анкеты, мы можем сделать выводы, что большинство работников удовлетворены условиями труда (62,5%). Но существует низкая удовлетворенность размером оплаты труда (25%-неудовлетворены).
Для выявления уровня эмоционального «выгорания» у работников «Городской больницы №4», нами была использована методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания Бойко В.В.» Результаты, полученные при помощи этой методики представлены в таблице 1.
Таблица 1.Результаты исследования диагностики уровня эмоционального выгорания по методике В.В. Бойко.
фаза |
напряжение |
резистентность |
истощение |
Итого по симптому | ||||||||||
Симптом испытуемый |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
||
А. З. |
30 |
17 |
22 |
18 |
15 |
17 |
38 |
3 |
3 |
17 |
25 |
30 |
235 | |
87 |
73 |
75 | ||||||||||||
Т. П. |
17 |
16 |
12 |
18 |
8 |
18 |
25 |
22 |
11 |
15 |
4 |
14 |
180 | |
63 |
73 |
44 | ||||||||||||
Н. Г. |
12 |
15 |
8 |
14 |
9 |
11 |
7 |
20 |
9 |
11 |
8 |
19 |
139 | |
49 |
47 |
37 | ||||||||||||
И. О. |
8 |
9 |
6 |
8 |
3 |
5 |
9 |
12 |
4 |
5 |
7 |
3 |
79 | |
31 |
29 |
19 | ||||||||||||
О. Ф. |
15 |
8 |
4 |
12 |
9 |
11 |
12 |
19 |
10 |
7 |
12 |
9 |
118 | |
39 |
41 |
38 | ||||||||||||
Н. К. |
12 |
9 |
11 |
1 |
14 |
12 |
9 |
17 |
11 |
10 |
8 |
12 |
126 | |
33 |
52 |
41 | ||||||||||||
Ю. Б. |
20 |
11 |
9 |
18 |
8 |
11 |
9 |
19 |
0 |
0 |
3 |
1 |
109 | |
58 |
47 |
4 | ||||||||||||
Н. В. |
8 |
14 |
11 |
12 |
9 |
8 |
10 |
7 |
11 |
7 |
12 |
9 |
118 | |
45 |
34 |
39 |
Анализ результатов позволяет
сделать следующие выводы. Сложившийся
синдром «эмоционального
Рис.2 Степень выраженности синдрома «эмоционального выгорания»
Бойко выделяет три фазы эмоционального выгорания: напряжение, резистентность и истощение. По результатам исследования (см. таблица 1) мы можем сделать вывод, что в коллективе «Городской больницы №4» у респондентов со сложившимся и формирующимся эмоциональным выгоранием более выражены фаза резистентности (75%) -выделение этой фазы в самостоятельную весьма условно. При осознании наличия тревожного напряжения, человек стремится избегать действия эмоциональных факторов с помощью ограничения эмоционального реагирования: неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей. И фаза напряжения (67,5%) - тревожное напряжение включает следующие симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворённость собой, «загнанность в клетку» (возникает не всегда, характеризуется чувством безысходности), тревога и депрессия.
Такой симптом, как переживание
психотравмирующих
В стадии формирования наиболее выражены такие симптомы «выгорания», как «тревога и депрессия» – 50%, «эмоциональный дефицит» – 50%. Наименее выражен, у работников принявших участие в исследовании, такой симптом, как «редукция профессиональных обязанностей»- 12,5%.
Исходя из полученных данных мы можем сделать вывод, что проблема «выгорания» работников актуальна, только у 12,5% опрошенных не выявлен синдром «выгорания», но у 87,5% опрошенных в сформированной стадии находятся те или иные симптомы «выгорания». У 37,5% работников, принявших участие в исследовании, «выгорание» находится в сформированной стадии, что говорит о необходимости профилактики и психокоррекции их эмоционального и психического состояния.
Заключение
Синдром «выгорания» - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки, выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще. У специалиста, испытывающего синдром эмоционального «выгорания», появляются различные симптомы физических недомоганий, головные боли, бессонница, потеря аппетита или склонность к перееданию, злоупотреблению успокаивающими или возбуждающими средствами.
Существуют различные мнения относительно факторов возникновения выгорания и самих симптомов эмоционального «выгорания». Исследователи сходятся во мнении о том, что главный источник выгорания - это взаимодействие с людьми. Эмоциональному «выгоранию» подвержены те, кто работают в медицинских, образовательных, психологических, социальных службах и выполняют работу, требующую особых эмоциональных затрат.
Факторы, влияющие на развитие эмоционального «выгорания», описанные в трудах различных исследователей, можно разделить на две группы
Объективные факторы (организационные и ролевые) – порождаемые, условием самой работы или неправильной её организацией.
Субъективные факторы
– особенности личности. Обе группы
связаны между собой. С одной
стороны, длительное психотравмирующее
воздействие объективных
По мнению исследователей, нарушения могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение. В связи с этим профилактике и обеспечению психогигиены социального работника необходимо уделять особое внимание и способствовать созданию системы психологической помощи самим работникам.
Психогигиена работника обеспечивается его толерантностью к синдрому «выгорания». Работник должен обладать эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психическим перегрузкам.
На развитие «эмоционального выгорания» и деформацию личности специалиста в социальной сфере влияет группа личностных, организационных, ролевых факторов, которые действуют в такой сложной взаимосвязи и взаимозависимости, что в каждом отдельном случае предсказать стопроцентное возникновение эмоционального «выгорания» практически невозможно. Обычно причина «выгорания» – это комбинация вредоносных факторов, но индивидуальная ситуация профессионального развития может усугублять или сглаживать их влияние.
Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должны быть постоянный творческий момент в деятельности, расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обучения необходимо создавать как бы дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий. Необходимо отметить, что существенные профессиональные деформации отрицательно сказываются не только на других сферах жизни, но и на самой профессиональной деятельности, снижая ее эффективность. Основными способами защиты от деформации являются.
а) рост осознания - через увеличение информации о собственной личности и стоящих перед ней профессиональных проблемах;
б) переоценка собственной
личности и своего профессионального
статуса - через оценку того, что
социальный работник думает о себе
и своей профессии
в) трансформация когнитивных
компонентов коммуникативных
г) самоосвобождение от когнитивных стереотипов - через презентацию смысла коммуникативной активности;
д) освоение новых навыков
коммуникативного действия в роли обучающегося
через специальный
Список литературы
1. 4.Баробанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания»// Вестник МГУ.–сер.14, Психология.– 1995.– №1.– стр.54-58.
2. 5.Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.–М.:Наука,1996.–154с.
3. 15.Козлов В.Н. Физиология и психология труда. Научные основы оценки тяжести и напряженности труда.– Саратов,1984.–220с.
4. 19.Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса//Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы.–2001.– №11.– стр.2-16.
5. 21.Макаревич Р.А. Влияние психологической напряженности на процесс общения учителя с учащимися//Психология учителя.–М, 1989.– стр. 45-67.
6. 25.Наенко Н.И. Психическая напряженность.– М, 1976.
7. 28.Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии. Эмпирические исследования//Психологический журнал.– 2001.– №1.–стр.16-21.
8. 29.Практическая психодиагностика. Методика и тесты. Учебное пособие.–Самара: Изд. Дом «БАХРАХ»,1998.–672стр.
9. 32.Психологическое обеспечение профессиональной деятельности/ Боровикова С.А., Водолазскова Т.П.–СПб.: ИздательствоС-П ун-та, 1991.–151стр.
10. 33.Психология. Словарь/ Петровский А.В. Ярошевский М.Г. 2-е издание исправленное и дополненное.–М.: Политиздат, 1990.– 494стр.
11. 34.Реан А.А, Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей//Вопросы
12. 37.Синдром сгорания. Защитные механизмы.–Меры профилактики//Вестник РАТЭПП.– 1995. –№1.
13. 38.Словарь-справочник по социальной работе/ Холостова Е.И..– М.:Юрист, 2000г.– 424с.
14. 43.Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития.–М ,1997.
Информация о работе Эмоциональное выгорание у специалистов с большим стажем