Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть групповую сплоченность как признак дееспособности команды
Объект исследования: студенты группы ОС- 389
Предмет исследования: сплоченность в группе, и способы преодоления коммуникативных барьеров.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить понятия: малой группы, «команды», процесс становления команды, групповая сплоченность.
2. Теоретически изучить влияния: сплоченность в группе, и способы преодоления коммуникативных барьеров.
3. Теоретически изучить методы профилактики.
4. Провести империческое исследование особенностей групповой сплоченности в малой группе.
Введение
1. Понятие малой группы. Понятие «команды» и ее стадии развития….стр 4
1.1 Понятие малой группы и команды……………………………....стр 4
1.2 Стадии развития команды………………………………………стр 5
1.3 Командные принципы организации работы…………………..стр 6
2.Что такое «групповая сплоченность» и факторы групповой сплоченности…………………………………………………………………стр 8
2.1.Определение групповой сплоченности…………………………стр 8
2.2.Определение групповой сплоченности……………………......стр 10
3. Психологическая совместимость………………………………………стр 14
4. Психологическая готовность коллектива к эффективной производственной деятельности………………………………………………………………..стр 17
4.1. Организация изучения уровня готовности коллектива к эффективно производственной деятельности…………………………………………стр 19
5.Эмпирическое исследование дееспособности команды ……………..стр 21
5.1. Организация исследования …………………………………….стр 21
5.2.Анализ результатов. Выводы…………………………………..стр 21
Заключение.
Список используемой литературы.
Содержание.
Введение
1. Понятие малой группы. Понятие «команды» и ее стадии развития….стр 4
1.1 Понятие малой группы и команды……………………………....стр 4
1.2 Стадии развития команды………………………………………стр 5
1.3 Командные принципы организации работы…………………..стр 6
2.Что такое
«групповая сплоченность» и
факторы групповой сплоченности………………………………………………
2.1.Определение групповой сплоченности…………………………стр 8
2.2.Определение групповой сплоченности……………………......стр 10
3. Психологическая
совместимость………………………………………
4. Психологическая
готовность коллектива к
4.1. Организация изучения уровня готовности
коллектива к эффективно производственной
деятельности…………………………………………
5.Эмпирическое
исследование дееспособности
5.1. Организация исследования …………………………………….стр 21
5.2.Анализ результатов. Выводы…………………………………..стр 21
Заключение.
Приложение.
Список используемой литературы.
Введение
Люди, всегда стремятся группироваться. Это желание передаётся по наследству. Для людей свойственно жить группами (командами) так как группа является основным фактором, способствующим выживанию. Группа жизненно необходима для людей.
Становление группы, команды начинается с развития групповой сплоченности.
Групповая сплоченность зависит прежде всего от работы каждого члена команды, от деятельности всей организации в целом.
Можно выявить целый ряд признаков по выявлению групповой сплоченности, или, как часто их обозначают, по выявлению группового единства. Новый подход к исследованию сплоченности опирается на идею о том, что главным интегратором группы является совместная деятельность ее членов. В этом случае процесс формирования группы и ее дальнейшего развития предстает как процесс все большего сплачивания этой группы, а не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.
Благодаря правильному подходу к каждому участнику команды удается повысить эффективность деятельности организации.
На сплоченность команды влияют различные личностные характеристики ее членов, уровень квалификации, психологический климат внутри нее.
Цель данной работы – рассмотреть групповую сплоченность как признак дееспособности команды
Объект исследования: студенты группы ОС- 389
Предмет исследования: сплоченность в группе, и способы преодоления коммуникативных барьеров.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить понятия: малой группы, «команды», процесс становления команды, групповая сплоченность.
2. Теоретически изучить влияния: сплоченность в группе, и способы преодоления коммуникативных барьеров.
3. Теоретически изучить методы профилактики.
4. Провести империческое исследование особенностей групповой сплоченности в малой группе.
База
исследовании: проводилось с сентября
2010-2011 учебного года ГАОУ СПО Казанский
торгово-экономического техникума, в группе
ОС-389 было обследовано 19 студентов в возрасте
18 до 20 лет.
1.1 Понятие малой группы и команды.
Широкие
возможности группы в повышении
эффективности деятельности реализуются
благодаря укреплению ее сплоченности,
созданию команды. В последние годы
понятие «команда» широко используется
для характеристики высоко сплоченных
трудовых коллективов. В русском
языке слово «команда»
В современной литературе в большинстве случаев термины «команда» и «группа» употребляются как синонимы. Однако, как отмечают Д.Р. Ильген, ДА. Майор и др., слово «команда» точнее и предпочтительнее, поскольку оно означает не любую социальную группу, а лишь такую, которая ориентирована на выполнение деловой задачи .Иными словами, команда— это сплоченная рабочая группа, или трудовой коллектив.
1.2 Стадии развития команды.
Создание команды начинается прежде всего с развития групповой сплоченности. И только при ее наличии формальная рабочая единица или обычная группа может стать командой. Процесс становления команды проходит ряд этапов, стадий. Американский исследователь Б. Басс выделяет следующие четыре стадии этого процесса:
1 .Принятие членами группы друг друга. На этой стадии устраняются недоверие, настороженность и отчуждение в отношениях между работниками, появляется готовность сотрудничать.
2. Развитые коммуникаций и выработка механизма принятия групповых решений. Расширение и интенсификация коммуникаций, откровенного общения делает группу способной к принятию коллективных решений.
3. Формирование грунтовой солидарности. Эта стадия является логическим продолжением и следствием расширения разнообразных коммуникаций, роста доверия и укрепления чувства групповой идентичности. Члены группы получают удовлетворенность от самого факта пребывания в ней и помогают друг другу.
4. Стремление к максимизации группового успеха с помощью рационального использования индивидуальных способностей, возможностей и взаимопомощи, обеспечение неформального коллективного контроля за выполнением групповых заданий. Эта стадия характеризуется переносом акцента с межличностной солидарности и поддержки на общее дело.
По мере прохождения указанных стадий групповые отношения достигают зрелости, что позитивно сказывается на эффективности труда.
1.3. Командные принципы организации работы.
Команду можно определить, как
группу людей, имеющих высокую
квалификацию в определенной
области и максимально
Чем команда отличается от обыкновенной группы?
Во-первых, в группах исполнение работы обычно зависит от индивидуальной работы ее членов. Результат работы команды зависит от личного вклада каждого ее члена в достижении цели в тесном взаимодействии со всеми остальными участниками команды.
Второе отличие команды от группы связано с тем, что обычно члены групп объединяют свои ресурсы для достижения цели, хотя это одновременно и работа каждого в отдельности, которая берется в расчет, когда речь заходит о выдачи премий. Члены групп чаще всего не несут ответственности за общий результат работы, но отвечают только за свою персональную работу. Команды же придают значение как индивидуальной работе каждого из ее членов, так и общему результату. Ее члены работают сообща для достижения результата, который является совместным вкладом команды в работу, и каждый из команды разделяет ответственность за результат.
Цели команды часто
На выработку решения командой
требуется больше времени, чем
на принятие решения отдельным
лицом, так как предполагаются
взаимные контакты и
Не всегда и не любые группы способны превратиться в единое, слаженно действующее целое. Существуют определенные факторы групповой сплоченности, к которым относятся:
-согласие
между членами группы по
-широкое
общение и взаимодействие
-не слишком большое, приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;
-демократизм групповых взаимоотношений, предоставление всем членам группы полных возможностей для непосредственного участия в установлении групповых норм и стандартов;
-положительное мнение членов группы друг о друге;
-ярко выраженная у каждого члена группы потребность в тех преимуществах, в том числе защите, которые дает принадлежность к ней;
-размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций. Но он не должен быть так велик, чтобы подавлять внимание к ее делам и побуждать к разделению на микрогруппы. Как уже отмечалось, обычно считается оптимальным состав группы в количестве 5—9 человек. Группы с четным числом членов обычно более тщательно решают задачи, чем с нечетным;
-пространственная близость. При наличии других условий существует прямая зависимость между близостью рабочих мест и сплоченностью группы;
-преобладание положительного опыта в достижении группой своих целей и защите ценностей. Это укрепляет веру членов группы в возможность достижения ее целей, придает групповым отношениям позитивную эмоциональную окраску;
-психологическая совместимость членов
группы. Она представляет собой совокупность
индивидуальных качеств членов группы,
обеспечивающих слаженность и эффективность
их деятельности. Совместимость включает
целый ряд качеств: физиологических (половозрастные
и другие физиологические особенности);
психофизиологических (различие темпераментов
и биологических потребностей); собственно
психологических (личностный характер
и мотивы поведения); социально-психологических
(ценности, интересы, ролевые ожидания).
Доказано, что психологическая совместимость
позитивно влияет на производительность
труда и качество продукции.
2.2.Определение групповой сплоченности.
Групповая
сплоченность – это результат
воздействия всех сил, удерживающих
людей в группе. Когда группа сплочена,
все ее члены активно работают,
всеми силами поддерживая остальных
членов и поощряя их самоотверженную
преданность группе и ее интересам.
Тем самым они защищают друг друга
от общей угрозы, и гарантируют
безопасность коллективных источников
духовного и материального
Как показывает даже простое перечисление условий и факторов групповой сплоченности, ее формирование и углубление представляют собой достаточно сложную задачу, зависящую от многих переменных. Руководитель далеко не всегда имеет дело с высоко сплоченными командами. Определение степени групповой сплоченности — важное условие эффективного управления, которое необходимо учитывать при выборе стиля и методов руководства, при определении общих возможностей команды, постановке заданий и контроле за их выполнением.(Приложение 1)
Информация о работе Эмпирическое исследование дееспособности команды