Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 12:35, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть групповую сплоченность как признак дееспособности команды
Объект исследования: студенты группы ОС- 389
Предмет исследования: сплоченность в группе, и способы преодоления коммуникативных барьеров.
Задачи исследования:
1. Теоретически изучить понятия: малой группы, «команды», процесс становления команды, групповая сплоченность.
2. Теоретически изучить влияния: сплоченность в группе, и способы преодоления коммуникативных барьеров.
3. Теоретически изучить методы профилактики.
4. Провести империческое исследование особенностей групповой сплоченности в малой группе.
Введение
1. Понятие малой группы. Понятие «команды» и ее стадии развития….стр 4
1.1 Понятие малой группы и команды……………………………....стр 4
1.2 Стадии развития команды………………………………………стр 5
1.3 Командные принципы организации работы…………………..стр 6
2.Что такое «групповая сплоченность» и факторы групповой сплоченности…………………………………………………………………стр 8
2.1.Определение групповой сплоченности…………………………стр 8
2.2.Определение групповой сплоченности……………………......стр 10
3. Психологическая совместимость………………………………………стр 14
4. Психологическая готовность коллектива к эффективной производственной деятельности………………………………………………………………..стр 17
4.1. Организация изучения уровня готовности коллектива к эффективно производственной деятельности…………………………………………стр 19
5.Эмпирическое исследование дееспособности команды ……………..стр 21
5.1. Организация исследования …………………………………….стр 21
5.2.Анализ результатов. Выводы…………………………………..стр 21
Заключение.
Список используемой литературы.
Высоко сплоченным командам обычно присущи следующие признаки:
-группа работает как единое целое, ее члены излишне не беспокоят друг друга и не мешают друг другу при взаимодействии;
-все члены коллектива эффективно участвуют в ее усилиях, работают на совесть и не отлынивают от работы, даже когда появляется такая возможность;
-выполняя индивидуальные задания, члены группы ориентируются на достижение общей цели;
-члены команды рационально используют ресурсы, оборудование и квалификацию для реализации общих целей;
-члены группы не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу. Они часто и откровенно общаются
На такую идеальную модель высоко сплоченной команды, включающую указанные признаки, руководитель вполне может ориентироваться в своей практической деятельности. Конечно, предварительно он должен уточнить для себя, допускает ли (или требует ли) характер решаемых командой задач ее высокую сплоченность
Отличия сплоченных и несплоченных групп Й.Р. Катценбах и Д.К. Смит дали описание различий обычной рабочей группы «настоящей», «подлинной» команды
Таблица
1 Различия между слабо сплоченной рабочей
группой и командой по определению Й.Р.
Катценбах, Д.К. Смит
Рабочая группа | Подлинная группа |
Сильный
руководитель с четко определенными,
ясными целями Индивидуальная
ответственность Формальное соответствие целей группы и организации Индивидуальные результаты(продукты) труда Руководитель
проводит эффективные обсуждения заданий Непрямая оценка эффективности группы(например, через финансовый успех предприятия) Руководитель организует дискуссию, принимает решения и делегирует компетенции |
Руководящая роль
разделена между членами Индивидуальная и общая ответственность Специфические цели команды определяются внутри нее Коллективные результаты(продукты) труда Руководитель поощряет открытые дискуссии и конструктивные собрания по решению проблем Прямая оценка результатов по выполненному коллективному заданию Члены группы совместно обсуждают, принимают решения и выполняют работу |
Один
из типичных показателей степени
сплоченности команды — величина
расхождений в средней
При
правильной организации труда и
умелом руководстве сплоченность, как
уже отмечалось, выступает одним
из важнейших факторов повышения
эффективности управления. В последние
десятилетия под воздействием усложнения
содержания труда, повышения образования
и запросов работников многие корпорации
развивают групповую
В
современной науке и практике
менеджмента существует достаточно
много конкретных методик по формированию
сплоченных команд. Они предполагают
специальные теоретические
3. Психологическая совместимость в команде.
Одним из исходных моментов обеспечения психологической совместимости является учет особенностей темперамента членов группы. Темперамент — это система эмоциональных и динамических (характеризующих быстроту психологических реакций и активность) свойств личности. В современной психологии широко распространена базовая типология темпераментов, включающая четыре их типа: сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. Достаточно наглядная графическая схема классификации этих темпераментов предложена группой американских ученых под руководством Г. Айзенка Эта схема позволяет классифицировать различные темпераменты людей в зависимости от двух групп показателей: интроверсии — экстраверсии (горизонтальная ось) и эмоциональной стабильности — нейротизма (вертикальная ось).
Экстраверсия означает психологическую ориентацию человека на внешний мир, окружающих, общение с другими людьми, открытость и активность; интроверсия — прямо противоположный тип, предполагающий направленность внимания личности на собственный внутренний мир и интересы, повышенную рефлексивность, сосредоточенность на внутренних переживаниях и внешнюю пассивность, замкнутость. Эмоциональная стабильность означает устойчивость нервной системы, проявляющуюся в спокойствии, высокий иммунитет по отношению к стрессам и т.п.; нейротизм — прямо противоположное качество.
Знание и учет особенностей темперамента — важное условие обеспечения групповой совместимости и эффективности деятельности, а также оптимального распределения заданий. В группе отрицательные черты одного темперамента можно уравновесить положительными чертами другого, например, пессимизм и замкнутость меланхолика — оптимизмом и общительностью сангвиника. Легкость смены настроений и увлечений холерика хорошо дополняют спокойствие, логичность и устойчивая целеустремленность флегматика.
Существуют и более сложные типологии личностных характеристик, опирающиеся на другие методики, тесты и инструментарий. На базе личностных темпераментов выделяются различные черты характера как устойчивые психологические качества, определяющие отношение сотрудника к делу, к себе, другим людям и т.д. Черты характера могут быть очень разными: серьезность — легкомысленность, принципиальность — беспринципность, коллективизм — индивидуализм, альтруизм — эгоизм, аккуратность — неряшливость и т.п. Учет и оптимальное сочетание разнообразных личностных характеристик являются важным фактором групповой совместимости и эффективности.
Наилучшее использование индивидуальных и деловых качеств работников может быть обеспечено с помощью различных механизмов психологической совместимости.
Совместимость
— одно из важнейших условий групповой
сплоченности и эффективности. В
общем плане групповая
4. Психологическая готовность коллектива к эффективной производственной деятельности.
Эффективность деятельности любой хозяйствующей организации во многом определяется психологией того коллектива, который в ней сложился.
Под коллективом организации
понимается группа людей,
Основными психологическими
Под сплоченность понимается
единство, целостность, монолитность
коллектива, коллективная и индивидуальная
защита как коллектива в целом,
Таблица 2
Структура сплоченности коллектива организации и ее проявления в повседневной жизни.
Признаки сплоченности | Проявления в повседневной жизни и деятельности |
Ценностно-ориентационное( |
Совпадение позиций и оценок по отношению к целям деятельности, способам их достижения, нормам взаимоотношений между сотрудниками. Руководителями и подчиненными, происходящим в организации событиям и другим вопросам, проявляющееся в коллективном мнении и соблюдении каждым работником кодекса правил поведения, установленных в организации и передающихся в виде традиций. |
Деятельностное и волевое единство | Высокий уровень
активности и слаженности действий
сотрудников организаций, способность
мобилизоваться для преодоления
трудностей, возникающих при решении
стоящих перед коллективом |
Организационное единство | Высокая организованность группы. В ее онове лежат совпадение индивидуальных и групповых интересов, четкое распределение обязанностей и степеней ответственности непротиворечивость формальной и неформальной структур организации, способность коллектива регулировать поведение и деятельность входящих в него людей. |
Интеллектуальное единство | Отлаженный процесс совместного осмысления и решения общих вопросов жизнедеятельности коллектива |
Эмоциональное единство | Совпадение настроений при переживании того или иного события, высокий уровень эмоциональной идентификации. |
Ведущая роль в сплоченности коллектива отводится организационному единству, складывающемуся на основе ценностно-ориентированного единства, носителем которого на начальном этапе формирования производственного коллектива выступают руководитель и актив.
4.1. Организация изучения уровня готовности коллектива к эффективной производственной деятельности.
Под методикой изучения уровня готовности коллектива к эффективной производственной деятельности понимается совокупность способов и приемов, используемых по определенным правилам для достижения поставленных целей.
Цель изучения заключается в
состоянии всестороннего
Предмет
изучения – социально-
К задачам исследования следует отнести:
Основные
методы изучения: наблюдение, беседы
(индивидуальные и групповые), анкетный
опрос, эксперимент,
Психологический
портрет коллектива
а) ценностно- ориентационное единство;
б) слаженность действии- степень развития навыков и умений действовать сообща;
в)
организационное и волевое
г) интеллектуальное единство
д) эмоционально-чувственное единство
а) доминирующее настроение;
б) характер взаимоотношений
в)
нацеленность на решение поставленных
задач
Информация о работе Эмпирическое исследование дееспособности команды