Этика деловых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 23:41, реферат

Описание

В большинстве стран, имеющих богатый опыт делового общения, существует ряд строгих правил этикета, нарушение которых может повредить имиджу делового человека. Сейчас, когда в стране все более утверждается рыночная экономика, часть серьезных бизнесменов вынуждена обратиться к зарубежному опыту делового общения, чтобы не выглядеть нелепо на мировом рынке, предлагая свои товары и услуги.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность этики деловых отношений……………………………………………4
Основные принципы этики деловых отношений……………………………….7
Этические проблемы деловых отношений…………………………………….10
Коммуникативная культура в деловом общении……………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список используемой литературы ……..…

Работа состоит из  1 файл

Этика деловых отношений.docx

— 31.76 Кб (Скачать документ)

– соотношение  целей и средств их достижения;

– соотношение  личных и общественных интересов;

– выбор между  краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

– соотношение  материальных и духовных ценностей  при принятии решений.

В современных  условиях на макроуровне ключевые этические  проблемы деловых отношений возникают  в следующих областях:

отношения между  организациями;

отношения между  организациями и государством;

отношения между  организациями-производителями и  потребителями;

отношения между  организациями и владельцами (инвесторами);

отношения между  организациями и местными сообществами;

отношения между  организациями и окружающей средой.

Между организациями, действующими в одной и той  же сфере, неизбежна конкуренция, в  процессе которой обязательно встает вопрос о выборе средств победы над  конкурентом, в том числе и  таких, как уменьшение цены продукции  даже ниже ее уровня себестоимости, в  том числе за счет падения заработной платы для снижения себестоимости  и т.д.

Отношения между  руководителями и подчиненными влияют на весь характер делового общения, во многом определяя его нравственно-психологический  климат. Это касается, прежде всего, того, как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, участвуют ли подчиненные в принятии решений, какими методами подчиненные  поощряются к более активным действиям, в какой мере учитывается их индивидуальность. Значительная часть людей, встречаясь в организациях с вопиющими фактами  растрат, обмана или коррупции, ничего не делает для их служебного разоблачения. Начиная с детского возраста, информирование старших о неблаговидных делах  ровесников, а позднее – сослуживцев  или непосредственного начальства воспринимается многими весьма негативно. С этической точки зрения в  таких ситуациях действительно  существует нравственная дилемма. Возникает  вопрос о критериях правильности такого рода информирования.

Руководители  и работники, которые сталкиваются с такими проблемами, не могут для  их разрешения следовать только тому, что узнали о морали в своих  семьях, от учителей, в церкви и т. д. Нередко безнравственные решения  принимаются и нелицеприятные поступки совершаются людьми, которые исключительно  честны и имеют самые благие намерения. Современные деловые отношения  чрезвычайно насыщены этическими проблемами. Для их решения необходима выработка  определенных подходов, установление «правил игры», содействующих успешному  выполнению профессиональных задач  участниками деловых отношений  и согласованию интересов деловой  сферы и общества.

 

Коммуникативная культура в деловом  общении  

Коммуникативная культура – это знания, умения, навыки в области организации взаимодействия людей и собственно взаимодействия в деловой сфере, позволяющие  устанавливать психологический  контакт с деловыми партнерами, добиваться точного восприятия и понимания  в процессе общения, прогнозировать поведение деловых партнеров, направлять поведение деловых партнеров  к желательному результату.

В основе коммуникативной  культуры лежат общепринятые нравственные требования к общению, неразрывно связанные  с признанием неповторимости, ценности каждой личности: вежливость, корректность, тактичность, скромность, точность, предупредительность.

Вежливость –  это выражение уважительного  отношения к другим людям, их достоинству, проявляющееся в приветствиях и  пожеланиях, в интонации голоса, мимике и жестах. Антипод вежливости – грубость. Грубые взаимоотношения  являются не только показателем низкой культуры, но и экономической категорией. Подсчитано, что в результате грубого  обхождения работники теряют в производительности труда в среднем около 17%.

Корректность  – умение держать себя в рамках приличия в любых ситуациях, прежде всего, конфликтных. Особенно важно  корректное поведение в спорах, в  ходе которых осуществляется поиск  истины, появляются новые конструктивные идеи, провсряются мнения и убеждения. Однако если спор сопровождается выпадами против оппонентов, он превращается в  обычную свару.

Тактичность также  является одной из важных составляющих коммуникативной культуры. Чувство  такта – это прежде всего чувство  меры, чувство границ в общении, превышение которых может обидеть человека, поставить его в неловкое положение. Бестактными могут быть замечания  по поводу внешнего вида или поступка, сочувствие, выраженное в присутствии других по поводу интимной стороны жизни человека и т. д.

Скромность в  общении означает сдержанность в  оценках, уважение вкусов, привязанностей других людей. Антиподами скромности являются высокомерие, развязность, позерство.

Точность также  имеет большое значение для успеха деловых отношений. Без точного  выполнения данных обещаний и взятых обязательств в любой форме жизнедеятельности  дела вести трудно. Неточность нередко  граничит с аморальным поведением –  обманом, ложью.

Предупредительность – это стремление первым оказать  любезность, избавить другого человека от неудобств и неприятностей. 

Человек начинает лучше понимать других, если познает  следующие аспекты собственной  личности:

• собственные  потребности и ценностные ориентации, технику личной работы;

• свои перцептивные умения, т. е. способность воспринимать окружающее без субъективных искажений, без проявления стойких предубеждений  в отношении тех или иных проблем, личностей, социальных групп;

• готовность воспринимать новое во внешней среде;

• свои возможности  в понимании норм и ценностей  других социальных групп и других культур;

• свои чувства  и психические состояния в  связи с воздействием факторов внешней  среды;

• свои способы  персонализации внешней среды, т. е. основания и причины, по которым  что-то во внешней среде рассматривается  как свое, в отношении которого проявляется чувство хозяина.

Повышение уровня коммуникативной культуры должно быть направлено на развитие следующих социально-психологических  умений:

- психологически  верно и ситуативно обусловленно  вступать в общение;

- поддерживать  общение, стимулировать активность  партнера;

- психологически  точно определять «точку» завершения  общения;

- максимально  использовать социально-психологические  характеристики коммуникативной  ситуации, в рамках которой разворачивается  общение;

- прогнозировать  реакции партнеров на собственные  действия;

- психологически  настраиваться на эмоциональный  тон собеседника;

- овладевать  и удерживать инициативу в  общении;

- провоцировать  «желательную реакцию» партнера  по общению;

- формировать  и «управлять» социально-психологическим  настроением партнера по общению;

- преодолевать  психологические барьеры в общении;

- снимать излишнее  напряжение;

- психологически  и физически «соответствовать»  собеседнику;

- адекватно ситуации  выбирать жесты, позы, ритм своего  поведения;

- мобилизовываться  на достижение поставленной коммуникативной  задачи.

Не менее важными  составляющими коммуникативной  культуры являются знания, умения и  навыки, относящиеся к речевой  деятельности, т. е. культура речи. В  речевой деятельности можно выделить три стороны: содержательную, выразительную  и побудительную. Содержательная сторона  речи характеризуется богатством, значительностью  и доказательностью мыслей. Выразительность  речи связана с ее эмоциональной  окрашенностью: речь может быть яркой, образной, энергичной или, наоборот, сухой, вялой, тусклой. Побудительная сторона  речевой деятельности состоит во влиянии се на мысли, чувства и  волю слушателя. От уровня речевой культуры, охватывающей содержательную, выразительную  и побудительную стороны, зависит  степень восприятия речи слушателями.

К числу основных показателей культуры речи в деловом  общении можно отнести:

• словарный  состав (исключаются оскорбляющие слух (нецензурные), жаргонные слова, диалектизмы);

• словарный  запас (чем он богаче, тем ярче, выразительнее, разнообразнее речь, тем меньше она  утомляет слушателей, тем больше впечатляет, запоминается и увлекает);

• произношение (нормой современного произношения в  русском языке является старомосковский  диалект);

• грамматика (деловая  речь требует соблюдения общих правил грамматики, а также учета некоторых  специфических отличий, в частности, центральное место в деловой  речи должно быть занято существительными, а не глаголами);

• стилистика (к  хорошему стилю речи предъявляются  такие требования, как недопустимость лишних слов, правильный порядок слов, отсутствие стандартных, избитых выражений).

Особенности развития каждой личности, уникальность ее внутреннего  мира и деловой среды позволяет  говорить и об уникальности индивидуальной коммуникативной культуры. Важно  помнить, что коммуникативная культура поддается развитию в процессе социально-психологического обучения. 

 

Заключение 

Деловое общение  – это сложный многоплановый  процесс развития контактов между  людьми в служебной сфере. Его  участники выступают в официальных  статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической  особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые  определяются национальными и культурными  традициями, профессиональными этическими принципами.

В заключение данной работы можно сделать краткие  выводы:

1. Этика делового  общения – это учение о проявлении  морали и нравственности в  деловом общении, взаимоотношениях  деловых партнеров. 

2. Основные принципы  деловых отношений дают конкретному  сотруднику в любой организации  этическую платформу для решений,  поступков, действий, взаимодействий  и т.п. 

3. Принципы этики  деловых отношений служат основанием  для выработки каждым сотрудником  любой фирмы собственной личной  этической системы. 

4. Культура устной  и письменной речи часто бывает  сердцевиной профессиональной этики.  Важными показателями ее является  стиль общения, функциональная  грамотность.  
 

 

Список  используемой литературы: 

1) Лавриненко  В.Н. Психология и этика делового  общения. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

2) Шихирев П.  Н. Введение в российскую деловую  культуру. М., 2000.

3) Пструшт Ю.Ю., Борисов В.К. Этика бизнеса.  М., 2000.

4) Кузин Ф.А.  Культура делового общения. М., 2000

5) Андреев В.И.  Конфликтология: искусство спора,  ведения переговоров, разрешения  конфликтов // Народное образование,  М.: 1995.

6) Бороздина  Г.В. Психология делового общения.  М.: ИНФРА-М, 1998.

7) Леонтьев А. А. Психология общения. М., 1997.

Информация о работе Этика деловых отношений