Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – отобразить этапы исторического развития менеджмента, рассмотреть эволюционное развитие менеджмента как научной дисциплины.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. изучить исторические этапы возникновения и развития менеджмента;
2. изучить теоретические основы менеджмента;
3. отобразить возникновение, формирование и содержания различных школ управления;
4. изучить разнообразие моделей менеджмента.
Введение
Глава 1. Этапы исторического развития менеджмента
1.1 Первая управленческая революция
1.2 Вторая управленческая революция
1.3 Третья управленческая революция
1.4 Четвертая управленческая революция
1.5 Пятая управленческая революция
Глава 2 Изучение менеджмента как науки
2.1 Менеджмент как наука
2.2 Научное управление
2.3 Административный управленческий подход
2.4 Школа человеческих отношений
2.5 Поведенческая школа менеджмента
2.6 Количественная школа
Глава 3. Современный менеджмент
3.1 Характерные черты современного менеджмента
3.2 Особенности российского менеджмента
Заключение
Список используемой литературы
Тема: Эволюция менеджмента как научной дисциплины
Содержание:
Введение______________________
Глава 1. Этапы исторического развития менеджмента.
1.1 Первая управленческая революция_____________________
1.2 Вторая управленческая революция_____________________
1.3 Третья управленческая
1.4 Четвертая управленческая революция_____________________
1.5 Пятая управленческая
Глава 2 Изучение менеджмента как науки.
2.1 Менеджмент как наука_________________________
2.2 Научное управление____________
2.3 Административный
2.4 Школа человеческих отношений_____________________
2.5 Поведенческая школа менеджмента___________________
2.6 Количественная школа.________________________
Глава 3. Современный менеджмент.
3.1 Характерные черты
современного менеджмента______
3.2 Особенности российского менеджмента___________________
Заключение____________________
Список используемой литературы____________________
Введение.
Основная мысль этой курсовой работы заключается в том, что любая наука опирается на использование исторического опыта, как отдельных людей, так и государств и цивилизаций в целом. Изучение истории позволяет избежать ошибок и противоречий, встречающихся на более ранних этапах развития научных знаний и дисциплин.
Наука управления в этом отношении мало чем отличается от других наук. Как и любая другая наука, она интересуется прошлым, настоящим и прогнозирует будущее. Анализ прошедшего позволяет лучше понять настоящее и заглянуть в будущее.
Знание прошлого способствует лучшему пониманию современной науки, а также появлению и формированию новых идей. Развитие науки управления, свидетельствует, что нежизнеспособные теории остались в прошлом, а выжили только самые ценные, проверенные практикой и временем.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы, движимые людьми. Крупнейшие корпорации, банки составляют экономическую основу государства, многие из них имеют международный характер, распространяя свои производственные, сервисные, информационные сети по всему миру. Из этого следует - решение менеджеров могут скоординировать действия многих людей.
Деятельность менеджеров не ограничивается присутствием их лишь в огромных многоуровневых и разветвленных структурах корпораций или государственном аппарате управления. В рыночной экономике не менее важен и малый бизнес. По количеству это более 90% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в тоже время это освоение технических инноваций и передового опыта. Для большинства населения это еще и возможность заработка. В нашей стране большинство мелких предприятий и фирм в производстве и сфере обслуживания приватизированы и с вновь созданными относятся к малому бизнесу. Грамотное и профессиональное управление служит залогом успешного развития и гарантированной прибыли.
Цель курсовой работы – отобразить этапы исторического развития менеджмента, рассмотреть эволюционное развитие менеджмента как научной дисциплины.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Объект исследования – этапы эволюции менеджмента как научной дисциплины.
Предмет исследования основан на системном подходе к изучению научной дисциплины - менеджмента. Методология работы позволяет рассмотреть объект анализа не изолированно, а в связи со многими объектами и явлениями.
Положительные результаты, связанные с развитием науки управления обязаны достижениям и в других областях знаний, в том числе с развитием техники (инженерные науки), точных наук (математика, статистика), исследования человека и человеческих отношений (психология, социология).
В силу этого менеджмент как наука управления приобрел универсальный ко всем дисциплинам характер. По мере развития области знаний в теории и практики получали всё больше информации о факторах, влияющих на успех в управлении и организации.
Глава 1. Этапы исторического развития менеджмента.
Исторически сложилось так, что управления людьми как таковое, возникло с появлением самого общества. Древние люди жили организованными группами, где, как и в настоящее время у них были свои интересы и цели, которые необходимо было достичь, и это было трудно, а порой практически невозможно в одиночку. Управление на заре человечества выделилось и обособилось в самостоятельный вид деятельности, где есть управляющие и есть управляемые, чей труд необходимо было разделять, наказывать и поощрять.
В историческом периоде зарождения рабовладельческих государств на Древнем Востоке, а именно в Шумере, Египте и Аккаде произошла первая управленческая революция (4 – 5 тыс. лет назад). В этих государствах каста священников превратилась в касту религиозных функционеров, говоря современным языком – менеджеров. Они переформировали религиозные принципы. Отныне в жертву Богам приносили не людей, а символичную дань в виде денег, еды и иных ценностей. В результате чего сформировался принципиально новый тип деловых людей – еще не коммерческий делец или капиталистический предприниматель, но уже и не совсем религиозный деятель чуждый всякой наживы. Собираемая с населения дань, под видом совершения религиозного обряда, не пропадала даром. Она накапливалась, приумножалась и пускалась в дело. Но их нельзя назвать классом собственников, так как приносимое в жертву являлось собственностью Богов, а не людей. В результате первой революции менеджмент сформировался как инструмент религиозной и коммерческой деятельности, превратившись позже в социальный институт и профессиональное занятие, передаваемое по наследству.
1.2 Вторая управленческая революция
Тысячу лет спустя после первой революции произошла вторая, тесно связанная с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). Для управления обширными владениями ему требовалась эффективная административная система, с помощью которой можно было успешно руководить страной не по своей прихоти или племенному праву, а на основе единообразных написанных законов – знаменитый свод законов Хаммурапи, содержащий 285 законов управления различными сферами жизни общества.
Выдающееся значение кодекса Хаммурапи, заключался в регулировании всего многообразия общественных отношений между социальными группами населения, постоянно поддерживая в подданных образ заботливого правителя и защитника народа. Для традиционного метода руководства, который характеризовал прошлые династия царей, это было явным нововведением. В законах также констатировалась частная собственность на государственном уровне, а сделки стали заключать письменно, на глиняных табличках.
Исторический смысл второй революции заключался в появлении исключительно светской манеры управления, возникновение формальной системы организации и регулирования отношений людей это явилось зарождением основ лидерского стиля и методов мотивации поведения.
1.3 Третья управленческая революция
В том же Вавилоне, через тысячу лет после смерти Хаммурапи, происходит третья управленческая революция, основателем которой стал Царь Навухудоноссор II (605 -562 гг. до н.э.) – талантливый строитель и полководец, разработчик проектов Вавилонской башни и висячих садов. В истории управления он прославился в создание системы контроля на текстильных фабриках и в зернохранилищах.
На текстильных фабриках по приказу Навухудоноссора применялись цветные ярлыки. С их помощью метилась пряжа, поступающая в производство каждую неделю. Подобный метод контроля позволял точно установить, на сколько долго находилась на фабрике та или иная партия сырья. В более современной форме этот метод применяется, по сведениям Р.Ходжеттса, и в современной промышленности.
Следовательно, достижения Навухудоноссора II это строительная деятельность и разработка технически сложных проектов, эффективные методы управления и контроля качества продукции они характеризуют третью революцию в менеджменте. Если первая была религиозно-коммерческой, вторая — светско - административной, то третья — производственно-строительной.
Гораздо большее количество управленческих нововведений можно обнаружить в Древнем Риме. Но самые знаменитые из них — система территориального управления Диоклетиана (243—316 гг. н. э.) и административная иерархия Римской католической церкви, использовавшая принципы функционализма уже во втором столетии.
И по сей день ее считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира. Ее вклад высоко оценивается в таких областях менеджмента, как управление персоналом, система власти и авторитета, специализация функций.
1.4 Четвертая управленческая революция
Четвертая управленческая революция в менеджменте практически совпадает с великой индустриальной революцией XVIII—XIX веков, которая стимулировала развитие европейского капитализма. Если раньше те или иные открытия, обогатившие менеджмент, происходили от случая к случаю и разделялись между собой значительными промежутками времени, то теперь они стали обычным явлением. Индустриальная революция оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предыдущие революции.
Сообразно того, как индустриальное развитие перерастало пределы вначале мануфактуры (ручной фабрики), а затем старой фабричной системы (ранней машинной фабрики XIX века), и созревала современная система акционерного капитала, владельцы все более удалялись от занятия производством как экономической деятельностью, нацеленной на извлечение прибыли. Руководитель-собственник, т. е. капиталист, постепенно был заменен сотнями, если не тысячами акционеров. Утвердилась новая, диверсифицированная1 форма собственности. Вместо единственного собственника появилось множество акционеров, т.е. совместных (долевых) владельцев капитала. Вместо единственного руководителя - собственника, появились несколько наемных управляющих - менеджеров, рекрутировавшихся из всех классов, а не только из привилегированных.
Новая система собственности ускорила развитие промышленности. Она привела к отделению управления от производства и капитала, а затем и к превращению администрации и менеджмента в самостоятельную экономическую мощь.
1.5 Пятая управленческая революция
По мнению автора Кравченко А.И2., промышленная революция и классический капитализм в целом все-таки оставались временем буржуа. Менеджер не стал еще ни профессионалом, ни главным героем. Только эпоха монополистического капитализма дала первые школы бизнеса и систему профессионального обучения руководителей. С появлением класса профессиональных менеджеров и отделением его от класса капиталистов стало возможным говорить о новом радикальном перевороте в обществе, который нужно считать пятой революцией в управлении. Ее содержанием стало превращение менеджеров сначала в профессиональную страту3, а затем в отдельный от капиталистов социальный класс.
Индустриальная революция доказала, что чисто управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические. Хотя многие, в том числе и Адам Смит, в этом сомневались: для них в середине XIX века главным героем оставался менеджер-фабрикант (капиталист). Уже К.Маркс, написавший «Капитал» в конце 60-х годов XIX века, не верил в историческую перспективу капиталиста, в его способность эффективно управлять сверхсложной экономикой и высокотехнологичным производством.
Однако со временем теоретики и практики начинают осознавать, что капиталист в управлении производством фигура отнюдь не самая главная. По всей видимости, он должен уступить свой капитанский мостик. Но кому именно? Маркс полагал, что пролетариату, и не ошибся, поскольку именно пролетариат завоевал господствующие позиции в социалистических странах, включая СССР. Макс Вебер видел его преемником бюрократию, и тоже оказался прав, ибо бюрократия является мощным фактором развития во всех странах мира.
Различие взглядов социолога М.Вебера и экономиста К.Маркса весьма примечательно. И Маркс, и Энгельс видели, что капиталист фигура преходящая. О том же самом говорил и Вебер. Зарождение акционерного капитала, появление огромных корпораций, централизация банков и транспортных сетей делали излишней фигуру индивидуального собственника. Его место занимает бюрократ — государственный чиновник. Укрупнение предприятий и появление акционерной формы собственности способствуют вытеснению индивидуального капиталиста из производства точно также, как ручной труд вытесняется машинным. Энгельс и Маркс призывают капиталиста «уйти в отставку», уступить свое место рабочему классу. Формируется теория социалистической революции. Вебер также предлагает капиталисту подать в отставку, но уступить место менеджерам и бюрократам. Вебер заложил основы теории менеджерской революции и социологии бюрократии.
Информация о работе Эволюция менеджмента как научной дисциплины