Эволюция менеджмента как научной дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 10:59, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – отобразить этапы исторического развития менеджмента, рассмотреть эволюционное развитие менеджмента как научной дисциплины.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. изучить исторические этапы возникновения и развития менеджмента;
2. изучить теоретические основы менеджмента;
3. отобразить возникновение, формирование и содержания различных школ управления;
4. изучить разнообразие моделей менеджмента.

Содержание

Введение
Глава 1. Этапы исторического развития менеджмента
1.1 Первая управленческая революция
1.2 Вторая управленческая революция
1.3 Третья управленческая революция
1.4 Четвертая управленческая революция
1.5 Пятая управленческая революция
Глава 2 Изучение менеджмента как науки
2.1 Менеджмент как наука
2.2 Научное управление
2.3 Административный управленческий подход
2.4 Школа человеческих отношений
2.5 Поведенческая школа менеджмента
2.6 Количественная школа
Глава 3. Современный менеджмент
3.1 Характерные черты современного менеджмента
3.2 Особенности российского менеджмента
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая 4 курс 1.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

7. Проводится развитие и совершенствование модели. 6

 

 

Глава 3. Современный  менеджмент.

 

3.1 Характерные  черты современного менеджмента.

Классическое понимание  традиционного менеджмента основано на разделении процесса управления по функциям. Определение А. Файоля "управлять - это значит предвидеть и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" уже не в полной мере отвечает реальной ситуации, сложившейся в современной экономике, основными характеристиками которой являются:

1. Характерное изменение современного менеджмента, который с одной стороны, превращается в интегрированный процесс, объединяющий все вышеуказанные функции, а с другой приобретает структуру, включающую появление множество видов менеджмента - маркетинговый менеджмент, инновационный, финансовый и др.;

2. Появления ряда новых функций, таких как развитие культуры менеджмента, постоянные инновации, интеллектуальный творческий процесс развития и использования индивидуальных внутренних ресурсов менеджера и человеческого потенциала организации, интеллектуальное лидерство в управлении, влияние менеджера на имидж своей организации;

3. Нестабильность и динамичность внешних и внутренних условий, которые приобрели неустойчивый характер, способствуют самостоятельно координировать и находить приоритетные направления;

4. Внимание к конечным результатам и эффективности управленческой деятельности;

5. Радикальное изменение взаимоотношений между персоналом и руководством: "управление людьми" в прошлом; задача - вести людей за собой; цель - сделать продуктивными сильные стороны личности и знания каждого индивида;

6. Качественно новый вид децентрализации управления, создающей максимальную свободу менеджеру-преобразователю, формирование новых внутренних сетевых структур управления в виде команд, рабочих групп для решения проблем развития;

7. Новые интеллектуальные факторы современного управления, проявляющие себя в изменении уровня квалификации кадров менеджеров, используемых ими новых методах планирования и новых высоких информационных технологиях и технических средствах (высокопроизводительные ЭВМ и их сети, телекоммуникации, Интернет);

8. Фактор риска, который в современной экономике стал одним из приоритетных в принятии управленческих решений.

Современный система  управления это специфический инструмент для производства организациями высокого результата своей деятельности. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями). Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.:

1. Лояльность к персоналу.

2. 100% ответственность - как обязательное условие успешного менеджмента.

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда.

5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах.

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству.

8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности.

9. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т.п.

10. Этика бизнеса.

11. Честность и доверие к людям.

12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента.

13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть.

14. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

Реализация принципов  управления в современных условиях предъявляет высокие требования к личности менеджера.

 

 

 

 

 

3.2 Особенности  российского менеджмента.

 

Менеджмент - это вид  деятельности человека, который имеет  общие и специфические черты. Общие черты отражают этапы развития цивилизации, уровень научно-технического прогресса и описаны в различных научных подходах. Специфические черты отражают национальные и исторические особенности, географические условия, уровень социально-экономических отношений, культуру. Именно поэтому существует понятие не только менеджмента вообще, но и понимание существования американской, японской, и, конечно же, российской модели менеджмента.

Процесс движения России к рыночной экономике необратим. Россия сейчас проходит тот эволюционный путь, который страны с развитой экономикой прошли полвека тому назад. В России нет продолжительного опыта управления предприятиями в условиях рыночной экономики. Именно поэтому имеют место такие временные трудности, как:

1. Спрос не изучен, непонятен. Наличие спроса определяется по факту, результатам продаж;

2. Уверенность в том, что в нынешней ситуации в России не может быть и речи об установлении долгосрочных целей по сохранению и развитию бизнеса;

3. Отсутствуют объективные оценки деятельности управленцев. Непонимание огромного вреда, наносимого аттестацией;

4. Нет практики ротации руководителей внутри организаций. Не развивается школа руководящего резерва;

5. Не используется в должной мере управленческий учет для анализа эффективности деятельности предприятий и подразделений.

Особенности российского  менеджмента определяются:

1. Чрезвычайно высокой скоростью протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского менеджмента;

2. Комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России;

3. Культурная среда, особенности общественного сознания и т. п.

Российские менеджеры  должны не только изучать науку и  практику менеджмента, но и знать  суть западной и восточных культур (Россия является евроазиатской страной). Без этого невозможно совершенствовать собственный стиль руководства, повышать имидж, создавать условия для повышения конкурентоспособности предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

 

Из вышеизложенного можно сделать вывод:

Что - подготовка современных профессиональных управляющих невозможна без знания истории развития человечества. Менеджмент развивался на протяжении многих веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку и в каком то роде искусство. Значительное влияние на формирование менеджмента оказали: школа научного управления, классическая (административная) школа, школа психологии и человеческих отношений, школа науки управления (количественная школа). Неоценимый вклад в историю менеджмента, внесли выдающиеся представители этих школ, такие как Ф. Тейлор, А. Файоль, Э. Мэйо  все эти замечательные основоположники научного менеджмента явились яркими последователями своих предшественников творивших в древние и античные времена и заложившие фундамент для современных исследований и открытий.

Рыночная экономика  требует адекватной ей системы управления, которая должна претерпеть радикальные преобразования вместе со всем обществом. В условиях перехода к рыночным отношениям важнейшим фактором успеха становится непрерывное совершенствование теории и практики управления.

Социальная и экономическая реальность, с которой повседневно приходится сталкиваться нынешнему управленцу, имеет одно неприятное свойство - она изменяется быстрее, чем меняются  представления о ней. Зачастую бывает что, жизненный опыт, накопленный за долгие годы, и устоявшиеся знания, почерпнутые из книг, уже не помогают, а мешают принять единственно верное решение. Забастовки и трудовые конфликты, сделавшиеся в наше дни массовым явлением, со всей очевидностью высветили тот факт, что многие хозяйственники не знают механизма человеческих отношений и мотивов поведения подчиненных.

Еще сложнее обстоит дело, когда отечественные хозяйственники выходят на международную арену и вступают в деловые контакты с зарубежными партнерами. Слабое  рыночных законов и коммерческой рекламы, конечно же, затрудняет общение. Но самое главное в том, что наши управленцы и их зарубежные партнёры говорят, если так можно выразиться, на разных концептуальных языках. За спиной у наших соотечественников отрывочные сведения, почерпнутые из курса исторического материализма, а у зарубежных партнёров — фундаментальные знания основ управления, современных концепций мотивации и нововведения, практические курсы в области деловых игр, социальной технологии, прикладных исследований.

В современных условиях перестройки экономики на основе рыночных отношений одним из приоритетных ее направлений является выработка основных теоретических и методологических позиций по использованию социологии менеджмента в практической деятельности организаций. Основной особенностью управленческой мысли становится поиск новых конкретных и реальных путей совершенствования системы управления, энергичный обмен полезным опытом и выработка эффективных позиции по различным проблемам управления применительно к рыночным условиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

 

1. Кравченко А. И.. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: Академический Проект, 2010г. стр. 8 – 10.

2. Зайцева O.A., Радугин A.A., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. Под редакцией А.А. Радугина — М.: Центр, 2008. — 432 с.

3. Лекция школы менеджмента – Преподаватель   А.В.  Богданова

4. Д. Ямпoльcкaя, M. Зoниc. Менеджмент 2010г. Нева; Олма-Пресс

5.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 2010. – 704 с.

 

Интернет ресурсы:

 

 

6. http://Stud24.ru/                     «Менеджмент как наука».

7. http://turboreferat.ru/              «Эволюция менеджмента».

8. http://www.coolreferat.com/   «Вклад различных школ управления в теорию

менеджмента».

9. http://www.pragmatist.ru/      «Предтечи научного менеджмента».

10. http://freepapers.ru/              «История менеджмента».

Энциклопедии:

 

11 Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2012г.

12. Толковый  словарь Ожегова С.И.

13. Словарь Ушакова  Д.Н.

1 Диверсификация (лат.) – изменение, разнообразие. -  Большая энциклопедия К и М 2011г.

2 История менеджмента – учебное пособие для студентов вузов 2010г. Стр. 11 - 12

3 СТРАТА (лат. stratum - слой, пласт) - группа людей, общественный слой, объединённый по каким л. признакам (возрастному, профессиональному, имущественному и т.п.). - Толковый словарь русского языка Кузнецова

4 Субординация (лат.) система строгого служебного подчинения младших старшим – словарь Д.Н Ушакова.

5 СКАЛЯР (от лат. scalaris — ступенчатый). Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

6 Лекция «школы менеджмента» - Преподаватель Богданова А.В.




Информация о работе Эволюция менеджмента как научной дисциплины