Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:51, курсовая работа
Развитие школ управления.
Введение
Глава I Эволюция школ управления
1.1. Школа «научного управления».
1.2.Классическая (административная) школа управления
1.3. Школа человеческих отношений
1.4. Количественная школа управления
Глава II Современный менеджмент на примере предприятия Газпром
2.1.Характеристика организации как объекта управления
2.2. Система управления ОАО Газпром
Глава III Рекомендации по совершенствованию современного менеджмента
3.1. Требования постиндустриальной экономики
3.2. Рекомендации по совершенствованию менеджмента ОАО Газпром
Заключение
Список литературы
Приложение…………………………………………………………………… .44
Основными направлениями ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка и реализация углеводородов, а также производство и сбыт электрической и тепловой энергии.[11]
Разведка и добыча газа;
Транспортировка газа;
Продажа газа;
Добыча нефти и газового конденсата;·
Переработка нефти, газового конденсата и прочих углеводородов и продажа продуктов переработки;
Прочие виды финансово-хозяйственной деятельности включают в себя, в основном, строительство, производство электрической и тепловой энергии и управление активами.
Газпром видит свою миссию в максимально эффективном и сбалансированном газоснабжении потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.
Стратегической целью является становление ОАО «Газпром» лидером среди глобальных энергетических компаний посредством освоения новых рынков, диверсификации видов деятельности, обеспечения надежности поставок.
Стратегия «Газпрома» базируется на следующих принципах деятельности Компании:
повышение эффективности во всех звеньях производственной цепочки от добычи до сбыта природного газа, нефти и продуктов переработки;
расширение и диверсификация деятельности за счет проектов, обеспечивающих создание продуктов с высокой добавленной стоимостью;
соблюдение интересов всех акционеров ОАО «Газпром»;
совершенствование корпоративного управления, повышение прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;
персональная ответственность руководителей за принятые управленческие решения.
ОАО «Газпром» владеет крупнейшей в мире газотранспортной системой, способной бесперебойно транспортировать газ на дальние расстояния потребителям Российской Федерации и за рубеж. Протяженность магистральных газопроводов «Газпрома» составляет 159,5 тыс. км. На обслуживании 165 дочерних газораспределительных организаций находится 445,3 тыс. км распределительных газопроводов, обеспечивающих транспортировку 164,3 млрд куб. м природного газа.
Стратегия развития нефтяного бизнеса предусматривает рост годовой добычи нефти до 90–100 млн тонн к 2020 году. Планируется выйти на этот уровень за счет поэтапного вовлечения в эксплуатацию всех разведанных месторождений ОАО «Газпром нефть» и других компаний Группы «Газпром», а также приобретения новых лицензий.[13]
В таблице в Приложении приведены производственные и финансовые результаты деятельности Группы за 2009 и 2010 годы .
Данные таблицы свидетельствуют о стремительном росте прибыли от продаж (по сравнению с 2009 годом прибыль возросла на 30%), увеличению запасов углеводородов, всех производственных показателей, и снижению уровня долга. Всё это указывает на положительную динамику развития компании. Рост прибыли в основном обусловлен ростом реализованных объемов в страны бывшего Советского Союза, ростом тарифов на газ в Российской Федерации, установленных Федеральной службой по тарифам, а также увеличением средних расчетных цен при продаже газа в страны бывшего Советского Союза.
Проведём SWOT - анализ компании.
Потенциальные внутренние сильные стороны | Потенциальные внутренние слабые стороны |
|
1. Эффективное управление (минимизация расходов, процесс интенсификации производства) | 1. Необходимость развития сбытовой сети |
|
2. Большие запасы газа на территории России | 2. Необходимость инвестировать серьезные средства в разработку новых месторождений |
|
3. Диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу | 3. Недостаточное финансирование проектов, направленных на диверсификацию поставок газа |
|
4. Способность удовлетворять растущий с каждым годом спрос на энергоресурсы | 4. Отставание темпов роста добычи от темпов роста потребления газа |
|
5. Лидирующее место по темпу роста рыночной капитализации среди европейских компаний | 5. Стоимость акций Газпрома все-таки остается заниженной в цене |
|
6. Большие затраты на НИОКР; 95 % используемых технологий соответствуют современным требованиям | 6. Проблема модернизации действующей системы магистральных газопроводов |
|
7. Развитие производства и морской транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) | 7. Невозможность обеспечения растущего с каждым годом спроса на энергетические ресурсы за счет поставок СПГ |
|
8. Соблюдение всех требований Конвенций Международной организации труда, ратифицированных РФ | 8. Отток квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа |
|
9. Лучшие рекламные компании, спонсорская и благотворительная деятельность | 9. Большие затраты на рекламу, спонсорство и поддержание имиджа |
|
10. Жесткость в отстаивании корпоративных интересов | 10. Другое |
|
11. суммарная экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) |
|
|
12. Другое |
|
|
Потенциальные внешние возможности организации | Потенциальные внешние угрозы |
|
1. Сохранение достигнутых позиций на европейском газовом рынке | 1. Проводимая на государственном уровне политика по недопущению иностранных компаний в качестве операторов разработки наиболее перспективных объектов (Ямал, Штокмановское месторождение) |
|
2. Географическая диверсификация (выход на рынки Северной Америки и стран АТР) | 2. Сохранение транзитных рисков |
|
3. Газовые ресурсы Центральной Азии дают возможность выхода на новые рынки сбыта при сохранении надежности поставок традиционным потребителям | 3. Ставка на закупки среднеазиатского газа вместо инвестиций в добывающие проекты |
|
4. Признанный лидер рынка | 4. Низкая прибыльность из-за внутренних регулируемых тарифов на газ |
|
5. Возможности расширения ассортимента продукции | 5. Выход на рынок иностранных конкурентов с более низкими издержками, связанными с добычей и экспортом нефти |
|
6. Контроль над всеми конкурентами внутри России | 6. Организация имеет серьезных конкурентов в лице стран, обладающих большими запасами газа |
|
7. Независимость в выборе поставщика газа | 7. Ослабление позиций Газпрома на рынке Средней Азии за счет усиления поставок газа Туркменистаном и Узбекистаном в другие страны |
|
8. Лидирующее место в сфере распределения газа | 8. Неурегулированность многих вопросов в рамках ЕС |
|
9. Резкий рост мировой потребности в энергетических ресурсах | 9. Снижение уровня обеспеченности мировой экономики запасами нефти и газа |
|
10. Заинтересованность государства в развитии газовой промышленности на территории страны | 10. Рост политических рисков в регионах, наиболее богатых углеводородами |
|
11. Отсутствие политического элемента в газовом ценообразовании на внешнем рынке; установление рыночных цен | 11. Регламентация Правительством РФ внутренних тарифов на газ; продажа газа по заниженным ценам |
|
12. Вертикально интегрированная компания | 12. Другое |
|
|
|
|
На основе данного анализа можно сделать вывод о том, что приоритетными задачами для менеджмента компании являются минимизация издержек, диверсификация маршрутов и повышение надежности поставок газа в Европу, а также снижение оттока квалифицированных кадров в другие организации ТЭКа.
2.2. Система управления ОАО «Газпром»
ОАО «Газпром» - открытое акционерное общество, права акционеров и регулирование деятельности органов управления которого определены и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» и Уставом ОАО «Газпром» органами управления ОАО «Газпром» являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление и Председатель Правления. Общее собрание акционеров является высшим органом управления ОАО «Газпром» и, среди прочего, избирает Совет директоров ОАО «Газпром». Совет директоров отвечает за выработку стратегии, а исполнительные органы (Правление и Председатель Правления) – за выполнение поставленных стратегических задач и за текущее управление компанией. Все перечисленные органы управления действуют в соответствии с действующими законами Российской Федерации, Уставом ОАО «Газпром» и положениями об этих органах управления, утвержденными Общим собранием акционеров ОАО «Газпром».[14]
Правом голоса на Общем собрании акционеров обладают акционеры — владельцы обыкновенных акций. Любой акционер лично или через своего представителя имеет право на участие в Общем собрании акционеров. Собрание является правомочным, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов.
В компетенцию Общего собрания акционеров, в частности, входит внесение изменений в Устав Общества, утверждение годовых отчетов и аудитора Общества, распределение прибыли, избрание членов Совета директоров и Ревизионной комиссии, принятие решений о реорганизации или ликвидации Общества, а также об увеличении или уменьшении его уставного капитала.
Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО «Газпром» Общим собранием акционеров избирается Ревизионная комиссия, которая обеспечивает контроль за формированием достоверной финансовой и бухгалтерской отчетности ОАО «Газпром», а также получение акционерами объективной и достоверной информации о состоянии дел в компании.
Рассмотрим как в ОАО «Газпром» происходит реализация основных функций менеджмента.
Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления. Планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами.
Руководство ОАО «Газпром» сформулировало основные планы своей организации следующим образом:
обеспечение энергетической безопасности России;
удовлетворение потребностей страны в природном газе, расширение газификации;
укрепление сырьевой базы газовой промышленности;
обеспечение высокой надежности поставок газа;
оздоровление экологической обстановки;
повышение прибыльности и конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках.
Чтобы планы были реализованы руководство должно найти эффективный способ сочетания планов, т. е. с оптимальным результатом.
Организация как процесс представляет собой функцию по координации многих задач, чтобы данный процесс был успешным, необходима соответствующая целям и задачам грамотно построенная организационная структура.
Группа Газпром относится к вертикально интегрированной компании, которая предполагает объединение в рамках одной компании производства исходных компонентов производственного цикла, их переработку, распределение, продажу продуктов переработки и другие мероприятия. Данный тип организационной структуры управления означает деятельность во всем цикле продукта - от разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений, транспортировки жидкой и газообразной продукции, комплексной переработки продукта до его реализации конечным потребителям. В Газпроме все это сопровождается научными исследованиями и инновационным процессом, поэтому можно сделать вывод, что данная структура соответствует технологии. ОАО «Газпром» уже несколько лет проводит внутреннюю реформу, направленную на рост эффективности работы общества. Основные задачи первого этапа реформы выполнены. Усовершенствована структура управления, более мобильными стали регламентные процедуры, внедрены системы бюджетирования. Суть второго этапа реформирования заключается в повышении эффективности работы компании, объединяющей все циклы: разведку, добычу, транспортировку, переработку, хранение и сбыт. Важнейшая задача - оптимизация структуры управления основными видами деятельности на уровне дочерних обществ. Указанные этапы реформирования способствуют эффективному достижению целей организации, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам. Они направлены также на устранение недостатков существующей в Газпроме структуры управления. Одним из таких недостатков является наличие избыточных структурных и штатных единиц, которые дублируют функции друг друга и выполняют часть функций дочерних обществ, что ведет к снижению эффективности управления в быстрорастущей компании и излишним управленческим затратам.
Наиболее эффективной и наиболее полно учитывающей разнообразные потребности людей, с точки зрения руководства ОАО «Газпром», является теория А.Маслоу. Руководитель, который знает уровень потребностей своего подчиненного, может предвидеть, какой тип потребностей будет доминировать у него в будущем, следовательно, может выбрать наиболее эффективный мотиватор.
Структура персонала основных обществ Группы Газпром по добыче, транспортировке, подземному хранению и переработке газа по состоянию на 31 декабря 2010 г выглядит следующим образом :
Руководители 12,2%;
Специалисты 24,3%;
Другие служащие 4,1%;
Рабочие 59,4%
Большую долю персонала (почти 60%) составляют рабочие, которым уделяется значительное внимание с целью создания максимально комфортных условий для труда, обеспечения их комплексом социальных гарантий, льгот и компенсаций.
Информация о работе Эволюция теории управления и требования постиндустриальной экономики