Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 15:51, курсовая работа
Развитие школ управления.
Введение
Глава I Эволюция школ управления
1.1. Школа «научного управления».
1.2.Классическая (административная) школа управления
1.3. Школа человеческих отношений
1.4. Количественная школа управления
Глава II Современный менеджмент на примере предприятия Газпром
2.1.Характеристика организации как объекта управления
2.2. Система управления ОАО Газпром
Глава III Рекомендации по совершенствованию современного менеджмента
3.1. Требования постиндустриальной экономики
3.2. Рекомендации по совершенствованию менеджмента ОАО Газпром
Заключение
Список литературы
Приложение…………………………………………………………………… .44
Последняя важнейшая функция управления, служащая для оценки эффективности деятельности предприятия - контроль.
Предварительный контроль на промышленном предприятие ОАО «Газпром» осуществляется в отношении человеческого фактора. Контроль потенциальных сотрудников каждого отдела происходит путем проверки уровня профессионального образования, наличия необходимого стажа работы по специальности, проведения различных психологических тестов, тестов на профессиональную пригодность и собеседований.
Глава III Рекомендации по совершенствованию современного менеджмента
3.1. Требования постиндустриальной экономики
Постиндустриальная экономика начала развиваться в развитых странах во второй половине XX века, как следствие научно-технического прогресса, в самых различных областях. Постиндустриальная экономика – это «новая» глобальная экономика, основанная на знании.
Постиндустриальное общество — это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся информация и знания. Научные разработки становятся главной движущей силой экономики. Наиболее ценными качествами являются уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность работника.
Термин «постиндустриализм» был введён в научный оборот в начале XX века учёным А. Кумарасвами, который специализировался на доиндустриальном развитии азиатских стран. В современном значении этот термин впервые был применён в конце 1950-х годов, а широкое признание концепция постиндустриального общества получила в результате работ профессора Гарвардского университета Дэниела Белла, в частности, после выхода в 1973 году его книги «Грядущее постиндустриальное общество».
В основе концепции постиндустриального общества лежит разделение всего общественного развития на три этапа
Доиндустриальное — определяющей являлась сельскохозяйственная сфера, главные структуры — церковь, армия
Индустриальное — определяющей являлась промышленность, главные структуры — корпорация, фирма
Постиндустриальное — определяющим являются теоретические знания, главная структура — университет, как место их производства и накопления
Среди исследователей нет единой точки зрения на причины появления постиндустриального общества.
Разработчики постиндустриальной теории указывают следующие причины:
Усовершенствование технологий, механизация и автоматизация производства позволяют уменьшить долю людей, непосредственно занятых в материальном производстве.
Современная экономика достигла такого качества, когда большинство работников должны иметь относительно высокий образовательный уровень.
Благосостояние значительной части населения поднялось настолько, что интеллектуальный рост и совершенствование творческих способностей заняли важное место в ценностной шкале общества.
Люди, основные материальные потребности которых удовлетворены, занятые интеллектуальным трудом, предъявляют повышенный спрос на услуги.
Повышение доли квалифицированного труда приводит к тому, что основным «средством производства» становится квалификация работников. Это меняет структуру общества, а собственность на материальные «средства производства» утрачивает своё былое значение.[17]
Основанная на знаниях экономика постиндустриального общества отличается от предшествующих общественных формаций следующими признаками.
Во-первых, на этой стадии знание формирует большую часть создаваемой стоимости в продуктах и услугах. Этот процесс развивается через рост наукоемкости производимой продукции и развитие рынка интеллектуальных товаров и услуг. Интеллектуализация используемых технологий обеспечивает резкое повышение производительности труда. Рост наукоемкости товаров и услуг выражается в увеличении затрат, связанных с научными исследованиями и проектно-конструкторскими разработками, предшествующими их появлению. Все более наукоемкими становятся такие «доиндустриальные» отрасли, как добыча полезных ископаемых, производство сельскохозяйственных продуктов. По оценкам Т. Стюарта, научные разработки образуют 50% стоимости нефти и 75% стоимости зерна. С ним согласен П. Друкер, который называет современное сельское хозяйство одной из наиболее наукоемких отраслей. Это неудивительно при той роли, которую играют в современном сельском хозяйстве биотехнологии, генетика, вычислительная техника. Интеллектуальные продукты и услуги занимают все более значительное место на международных рынках. Например, лицензии, составлявшие в первые послевоенные годы не более четверти американского экспорта, к 90-м годам превысили его половину. По экспертным оценкам, мировой рынок интеллектуальных товаров и услуг сегодня растет в пять раз быстрее, чем традиционные рынки.
Во-вторых, в силу перечисленных выше причин в экономике постиндустриального общества деятельность, связанная с производством, хранением, передачей и использованием знаний, приобретает все более существенное значение. Особая роль в этой деятельности принадлежит образованию, характер и значение которого изменяются в наибольшей степени. Начиная с 60-х годов XX века затраты на образование во всех странах начинают расти гораздо быстрее, чем в других отраслях народного хозяйства. Возникла своего рода «индустрия образования», которая во многих странах финансируется в основном государством и занимает в ряду общественных затрат центральное место, рядом с обороной, здравоохранением и социальной защитой населения. В современной экономике образование рассматривается как форма инвестиций в человеческий капитал, от которой зависит его качество и успех производства. Наиболее полно современные тенденции его развития обозначились в концепции непрерывного образования. Считается, что за весь период профессиональной деятельности (примерно 40 лет) специалист должен повышать свою квалификацию 5-8 раз.
В-третьих, характерной чертой экономики, основанной на знаниях, является превращение работников, занятых производством, передачей и использованием знаний, в доминирующую группу в общем числе занятых. Ее численность в промышленно развитых странах оценивается по-разному в зависимости от того, кого конкретно относят к этой категории. Но несомненно, что по своим размерам она превзошла группу индустриальных рабочих.
В деятельности современных фирм акцент смещается с долгосрочного и среднесрочного планирования, которое в 50-е годы считалось главным условием успеха, на скорость реакции на вызовы рынка. Специалисты General Electric считают, например, что перемены происходят настолько быстро, что прогнозирование будущего становится невозможным. Поэтому вместо планирования фирма должна развивать способность быстрой адаптации к меняющимся условиям своей деятельности.
Первая особенность состоит в том, что темпы и масштабы научно-технического прогресса таковы, что изменения в материальной базе производства и качестве трудовых ресурсов не успевают за ростом научно-технических возможностей.
Все более широкое распространение получают частичная занятость и виртуальные формы организации труда.
Важнейшим катализатором всех перечисленных выше процессов стало то, что принято называть «информационной революцией». Это понятие взято в кавычки, поскольку на самом деле за ним стоят два момента: собственно информационная революция и коммуникативная революция. П. Друкер считает информационную революцию четвертой после изобретения письменности, рукописной книги и печатного станка и коммуникативную революцию — самой значительной после изобретения колеса и паровой машины. До сих пор совершенствование процессов обработки информации и процессов ее доставки шло разными самостоятельными путями. Их интеграция, имеющая место в современных условиях, дала огромную социальную, экономическую, культурную синергетику. Более того, сегодня именно коммуникативная сторона информационной революции выходит на первый план.
Завораживающие данные, характеризующие вычислительные возможности компьютерной техники, объемы хранимой, обрабатываемой и передаваемой информации, отвлекают внимание от социально-экономических последствий информационной революции. А ведь именно она способствовала глобализации рынка. Она создает новые формы организации экономической деятельности (электронная торговля), новые экономические инструменты (электронные деньги). И хотя это, по-видимому, лишь первые ее проявления, их вполне достаточно, чтобы в перспективе существенно изменить экономическую практику. Именно эти объективные тенденции в их совокупности вывели проблему интеллектуальных ресурсов на первый план.
Успешное стратегическое управление интеллектуальными ресурсами означает целенаправленное развитие интеллектуального капитала организации и общества в целом, стимулирование новаторских разработок, требующих концентрации капитала и интеллектуального потенциала, а с другой стороны — культивирование конкурентной среды в направлениях инновационной деятельности, связанных с возможностью широкого использования продукта.[18]
3.2. Рекомендации по совершенствованию менеджмента ОАО «Газпром»
Требования постиндустриальной экономики способствуют проявлению повышенного внимания к усовершенствованию корпоративного менеджмента. В этой области ОАО «Газпром» имеет ряд преимуществ по сравнению с предприятиями других отраслей российской экономики.
1. Газовая отрасль никогда не переживала столь глубокого кризиса, как другие отрасли народного хозяйства (например, сельское хозяйство).
2. Поскольку формирование современной российской модели менеджмента невозможно без изучения и творческого применения лучшего зарубежного управленческого опыта, хорошими предпосылками для этого выступают многолетнее сотрудничество Газпрома с крупнейшими фирмами нефтегазового рынка Европы, а также реализация международных проектов, ориентированных на Китай, Корею, США и другие страны.
3. Кадровая и корпоративная политика "Газпрома" опирается на один из основных принципов стратегического управления - оценку человеческих ресурсов как важнейшего фактора успешной деятельности хозяйственной организации.
Вместе с тем менеджмент компании сталкивается с рядом проблем, попытаемся разработать рекомендации по их урегулированию и совершенствованию системы менеджмента компании в целом.
Одной из важных проблем Газпрома является доминирование вертикальных связей в ущерб горизонтальным. Данный управленческий эффект является неизбежным следствием авторитарной системы и жесткой централизации. Консерватизм в управлении затрудняет проведение в компании любых изменений и, в частности, не позволяет эффективно адаптироваться к внешней среде. Решением данной проблемы может быть более либеральный стиль управления, что в конечном итоге должно привести к более сбалансированному сочетанию горизонтальных и вертикальных связей.
В качестве второй проблемы в управлении компанией можно назвать аутсайдерскую модель менеджмента.
В теории менеджмента выделяют инсайдерскую (власть в компании концентрируется в руках ее менеджеров) и аутсайдерскую (власть концентрируется у внешних держателей акций - юридических лиц, предприятий и организаций, а также физических лиц) модели корпоративного управления.
Информация о работе Эволюция теории управления и требования постиндустриальной экономики