Эволюция управленческой мысли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 21:07, контрольная работа

Описание

Целью данной контрольной работы является получение знаний в области теории и практики управления организациями, развитие навыков применения теоретических концепций для анализа и совершенствования работы, а также умения систематизировать и ясно излагать свои мысли.
Задачи контрольной работы:
Изучить подходы на основе выделения различных школ;
Рассмотреть процессный подход;
Изучить системный подход;
Рассмотреть ситуационный подход;
Дать краткую характеристику организации ООО «ИНТЕЛ»;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2
1. Эволюция управленческой мысли……………………...……………………….4
1.1. Подходы на основе выделения различных школ……………………….4
1.2. Процессный подход………………………………………………………7
1.3. Системный подход………………………………………………………..9
1.4. Ситуационный подход…………………………………………………...10
2. Организация как объект управления…………………………………………...11
2.1. Характеристика организации……………………………………………11
2.2. Анализ внутренней среды организации………………………………...12
2.3. Анализ внешней среды организации
Заключение…………………………………………………………………………..17
Список использованных источников………………………………………………19

Работа состоит из  1 файл

Ворд 3 Контрольная 07.02.12.doc

— 115.50 Кб (Скачать документ)

 

Оглавление:

Введение………………………………………………………………………………2

  1. Эволюция управленческой мысли……………………...……………………….4
    1. Подходы на основе выделения различных школ……………………….4
    2. Процессный подход………………………………………………………7
    3. Системный подход………………………………………………………..9
    4. Ситуационный подход…………………………………………………...10
  2. Организация как объект управления…………………………………………...11
    1. Характеристика организации……………………………………………11
    2. Анализ внутренней среды организации………………………………...12
    3. Анализ внешней среды организации……………………………………15

Заключение…………………………………………………………………………..17

Список использованных источников………………………………………………19                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Контрольная работа состоит из двух частей. Первая часть - теоретическая, вторая – практическая. В первой части контрольной работы нам необходимо рассмотреть вопрос «Эволюция управленческой мысли».

Актуальность вопроса состоит в следующем: Любая наука, в том числе и управление, базируется на использовании исторического опыта. Анализируя исторический опыт можно избежать противоречий и ошибок, встречавшихся на ранних этапах развития науки.

Наука управления, в этом отношении  мало отличается от других наук. Как  и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее.

Знание истории управления определяет многие возможности его  эффективного совершенствования. Ведь современное управление - это совокупность факторов, которые объективно зародились в прошлом и ранее были как бы невидимыми, но по мере развития стали играть ключевую роль. Понимание их источников позволяет ответить на вопрос, какие методы управления следует применять в настоящее время, что является главным, а что - второстепенным. [1, c. 56]

Знание истории управления играет большую роль в формировании профессионального сознания менеджера, развитии у него чувства ответственности, навыков стратегического и широкомасштабного мышления.

Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют, однако, подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.

Во второй части контрольной  работы, практической, необходимо рассмотреть организацию как объект управления.

Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей  и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики. Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

Целью данной контрольной работы является получение знаний в области теории и практики управления организациями, развитие навыков применения теоретических концепций для анализа и совершенствования работы, а также умения систематизировать и ясно излагать свои мысли.

Задачи контрольной  работы:

  1. Изучить подходы на основе выделения различных школ;
  2. Рассмотреть процессный подход;
  3. Изучить системный подход;
  4. Рассмотреть ситуационный подход;
  5. Дать краткую характеристику организации ООО «ИНТЕЛ»;
  6. Проанализировать внутреннюю среду организации;
  7. Проанализировать внешнюю среду организации;
  8. Сделать анализ эффективности управления организацией и оценить её сильные и слабые стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эволюция управленческой мысли

Все более частыми и значительными  становились научно - технические нововведения и правительства начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

К настоящему времени  известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад  в развитие теории и практики управления.

    1. Подходы на основе выделения различных школ

Подход с позиций выделения  различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения.

      1. Научное управление (1885 - 1920)

Главная идея - рационализация труда в трудовом производстве плюс материальная заинтересованность рабочих ведут к повышению производительности труда. [2, с. 100]

Научное управление наиболее тесно  связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет и Генри  Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения.

Важным вкладом этой школы было систематическое использование  стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства.

Научное управление также  выступало в защиту отделения  управленческих функций обдумывания  и планирования от фактического выполнения работы.

Концепция научного управления стала  серьезным переломным этапом, благодаря  которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований.

      1. Классическая (или административная) школа в управлении (1920 – 1950)

Представители: А.Файоль, Урвик, Вебер. Их главной заботой была эффективность  в более широком смысле слова – применительно к работе всей организации.

Основная идея - существуют “универсальные”  принципы управления, применение которых  гарантирует успех в любой  организации.

Эти принципы затрагивают два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль выделял 14 принципов управления: разделение труда, полномочия и ответственность, дисциплина, единоначалие, единство направления, подчиненность личных интересов общим, вознаграждение персонала, централизация, сканерная цепь, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух.

      1. Школа человеческих отношений (1930 – 1950)

Основная мысль: «для эффективного достижения целей организации необходимо и достаточно наладить межличностные отношения между работниками». [2, сю 112]

Представители: Мейо, Фоллетт, Мслоу. Они полагали, что, если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности работников должен возрастать, что будет вести к увеличению производительности. Они рекомендовали использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и предоставление им более широких возможностей общения на работе.

Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование  методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в  большей степени строго научным. Представители поведенческой школы (1950 – настоящее время): Арджирис, Лайкерт, Мак-Грегир, Блейк.

Основная мысль: «эффективность достижения целей организации требует максимального использования человеческого потенциала на основе данных психологии и социологии». Постулат ее состоял в следующем, правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности, как отдельного работника, так и организации в целом. [2, c. 115]

      1. Наука управления или количественный подход (1950 – по настоящее время).

Представители: Винер, Акофф, Берталанфи.

Ключевой характеристикой науки  управления является замена словесных  рассуждений и описательного  анализа моделями, символами и  количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров.

Влияние науки управления или количественного  подхода было значительно меньше, чем влияние поведенческого направления, потому что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Процессный подход.

Рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций. Существует несколько взглядов на состав функций управления, наиболее признанными считаются следующие функции - планирование, организация, мотивация и контроль. Эти четыре первичных функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения.

      1. Функция планирования.

Предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что надо делать, чтобы достичь этих целей.

Планирование – это один из способов, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей. [3, с. 220]

Планирование в организации  не представляет собой одноразового события. Во-первых, решив задачу данного  этапа, которой соответствовал данный план, организация переходит к следующему этапу и планирование продолжается. Вторая причина, по которой планирование должно осуществляться непрерывно, - это постоянная неопределенность будущего. В силу изменений в окружающей среде или ошибок в суждениях, события могут развиваться не так, как это предвидело руководство при выработке планов. Поэтому планы должны пересматриваться, чтобы они согласовывались с реальностью.

      1. Организация как функция.

На любом предприятии работу выполняют люди, важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая работу по управлению.

      1. Мотивация.

Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с порученными им обязанностями и в соответствии с планом. [4, c.88]

Мотивация, т.е. создание внутреннего побуждения к действиям, является результатом сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются. В настоящее время известно: для того, чтобы мотивировать своих работников эффективно, руководителю следует определить, каковы же на самом деле потребности, и обеспечить способ для работников удовлетворять эти потребности через хорошую работу.

      1. Контроль.

Контроль – это процесс обеспечения  того, что организация действительно  достигает своих целей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Системный подход

Системный подход в управлении основывается на том, что всякая организация представляет собой систему, состоящую из частей, каждая из которых обладает своими собственными целями. Руководитель должен исходить из того, что для достижения общих целей организации необходимо рассматривать её как единую систему. При этом стремиться выявить и оценить взаимодействие всех её частей и объединить их на такой основе, которая позволит организации в целом эффективно достичь её целей.

Информация о работе Эволюция управленческой мысли