Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа
Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование качеству, как стратегической цели:
1.1. Рассмотреть качество, как фактор конкурентоспособности организации;
1.2. Рассмотреть модели управления качеством.
2. Дать анализ обеспечения качества деятельности колледжа в области образовательных услуг:
2.1. Рассмотреть стратегические проблемы развития учебного процесса в колледже;
2.2. Сформулировать стратегические цели и стратегии колледжа;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. Теоретическое обоснование темы:
1.1. Качество как фактор конкурентоспособности организации . . . . . . . . . 8
1.2. Модели управления качеством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2. Анализ обеспечения качества деятельности колледжа в области образовательных услуг:
2.1. Стратегические проблемы развития учебного процесса в колледже, цели и стратегии колледжа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Оценка существующих стратегических планов. . . . . . . . . . . . . . . . 20
3. Разработка и совершенствования стратегического плана развития колледжа, направленного на улучшение качества образовательных услуг . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27
2. Экономические
факторы: цена образовательной
услуги, выражающая конкретную
3. Организационные факторы: доверие к ВУЗу, колледжу (имидж), доступность образовательной услуги, интенсивность рекламы, ценовые скидки. Сильный имидж ВУЗа, колледжа и его образовательной услуги является подтверждением того, что ВУЗ, колледж обладает уникальными деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность товаров и услуг.
С учётом
приведенной выше трактовки понятия
«образовательная услуга» и факторов,
влияющих на конкурентоспособность
образовательной услуги, понятие
«конкурентоспособность образовательной
услуги» следует представлять, как
способность образовательной
Основной
характеристикой
В последние
10-15 лет тысячи организаций во всём
мире внедряют методологию Всеобщего
управления качеством (Total Quality Management –
TQM) при организации своей
Первоначально
использование методов
Если в 1995г. только четыре образовательных учреждения за рубежом были сертифицированы в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000, то в настоящее время работы по внедрению элементов системы качества и созданию руководства по качеству для образовательных учреждений ведутся практически во всех странах Европы и США. Согласно ISO 8402: “TQM – это подход к руководству организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех её членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества”.
Как видно из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной организации позволяет решить следующие актуальные задачи:
1. Удовлетворение потребностей современного общества в высококвалифицированных специалистах;
2. Решение экономических проблем в образовании;
3. Создание команды единомышленников, способных эффективно решать поставленные задачи в интересах всего коллектива.
Следовательно,
актуальность внедрения TQM связана
с главной задачей образования
на современном этапе –
Обобщая взгляды отечественных ученых относительно факторов, влияющих на качество образования, составляющих качества образовательной услуги с точки зрения потребителей и уровня их удовлетворенности, могут быть представлены в следующей классификации.
1. Качество
объекта получения
2. Качество
субъекта предоставления
- качество программ обучения (структура и содержание);
- качество
профессорско-
- качество методов обучения и воспитания (методика и технология преподавания);
- качество ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг:
- материально-технического (учебные аудитории и лаборатории, оборудование, расходные материалы);
- информационно-методического (учебная литература, пособия, сборники задач, макеты, тренажеры и т.п.);
- качество научных исследований.
3. Качество
процесса предоставления
- качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы);
- качество контроля процесса предоставления образовательных услуг;
- качество результата процесса предоставления образовательных услуг (соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта специальностей).
4. Степень
удовлетворенности
- высокая удовлетворенность потребителей (учащиеся, работодатели и др.) качеством образовательных услуг;
- высокая удовлетворенность преподавателей и сотрудников образовательного учреждения своей работой;
- высокая степень образованности членов общества.
Таким образом,
деятельность любого образовательного
учреждения – это, в первую очередь,
процесс предоставления образовательной
услуги. С учётом приведённой выше
трактовки понятия «
В современных
условиях в области управления качеством
существует достаточно широкий спектр
различных моделей. В этой связи
предприятия, как правило, встают перед
проблемой выбора. При этом решающее
значение имеет мотивация руководства
предприятия и уровень
Мотивация может определяться как внешними по отношению к предприятию, так и внутренними факторами, а также их сочетанием. Наиболее распространенной моделью управления качеством на предприятии является система менеджмента качества, соответствующая международным стандартам ИСО серии 9000. В 2007 г. исполняется 20 лет с тех пор, как были разработаны и утверждены стандарты ИСО, и соответственно анализ применения этих стандартов на предприятиях различных стран дает возможность выявить определенные тенденции в их распространении, определить достоинства и недостатки стандартов и рассмотреть перспективы их реализации.
В Российской Федерации МС ИСО 9000 были приняты для их прямого использования в виде ГОСТ Р ИСО серии 9000. Первая гармонизированная версия была принята в 1988 году, последующие версии (1994 и 2000 г.) датированы 1996 и 2001 г. По содержанию ГОСТ Р ИСО серии 9000 полностью аутентичны оригинальным стандартам ISO серии 9000. В настоящее время МС ИСО серии 9000 получили достаточно широкое распространение на предприятиях, формирующих системы управления качеством.
Вместе с тем исследование практики использования данных стандартов для формирования систем менеджмента качества на российских и зарубежных предприятиях показывает, что их применение далеко не всегда эффективно и зачастую не дает желаемых результатов. Анализируя подобную ситуацию, прежде всего, необходимо исследовать мотивы создания систем менеджмента качества на предприятиях. Эти мотивы, на мой взгляд, можно разделить на две группы, определяемые относительно предприятия внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относится мотивация на формирование предприятием конкурентных преимуществ на основе создания и сертификации системы менеджмента качества (СМК). В основном эта мотивация определяется возможностью получения сертификата на СМК, который в конечном итоге и обусловливает эти конкурентные преимущества. К внутренним факторам относится мотивация на мобилизацию внутренних резервов предприятия, связанных с совершенствованием системы управления, концентрацией усилий в области обеспечения качества продукции и на этой основе повышение прибыли и рост активов предприятия. Проведенное исследование мотивации создания и сертификации СМК на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000 на отечественных и зарубежных предприятиях дает возможность выделить мотивы, которые ориентируют предприятие на создание и сертификацию СМК и рассмотреть возможные сценарии их реализации, как с положительной, так и с отрицательной стороны.
Как видно
из представленных в таблице 1 данных,
мотивом создания СМК на предприятии,
определяемым внешними факторами, выступает
получение сертификата. Последнее
может рассматриваться как
Формирование
государственной системы
По оценкам специалистов и руководителей организаций, до 80% предприятий, сертифицировавших системы качества по требованиям стандартов ИСО серии 9000:1994, не получили ожидаемого эффекта, что в значительной мере связывается с их формальным подходом к внедрению и оценке системы качества при ее сертификации. Между тем существуют примеры позитивного опыта создания и сертификации СМК на соответствие МС ИСО серии 9000, внедряемой как внешнее условие. Так, получение предприятием субподрядов, как от зарубежных заказчиков, так и от российских предприятий, работающих на экспорт, часто также зависит от наличия на предприятии системы менеджмента качества. Подобная практика характерна, например, для транснациональных компаний, которые используют наличие сертификата ИСО 9000 на СМК в качестве критерия отбора поставщиков. Подобный подход наблюдается и в создании корпоративных систем менеджмента, формируемых ведущими транснациональными корпорациями.
Можно говорить о сочетании мотиваций, определяемых внешними и внутренними факторами. С одной стороны, компания-собственник ставит обязательное условие - внедрение СМК, а с другой стороны неформально подходит к данному процессу, т. к. основой является именно повышение качества управления на предприятии, снижение уровня брака и рекламаций и, в конечном итоге, рост активов предприятия. Однако эти мотивы могут быть реализованы и на основе других моделей управления качеством.