Качество, как стратегическая цель на примере ФГОУ СПО «Суздальский сельскохозяйственный колледж»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 15:09, курсовая работа

Описание

Для достижения целей необходимо решить следующие задачи:
1. Дать теоретическое обоснование качеству, как стратегической цели:
1.1. Рассмотреть качество, как фактор конкурентоспособности организации;
1.2. Рассмотреть модели управления качеством.
2. Дать анализ обеспечения качества деятельности колледжа в области образовательных услуг:
2.1. Рассмотреть стратегические проблемы развития учебного процесса в колледже;
2.2. Сформулировать стратегические цели и стратегии колледжа;

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. Теоретическое обоснование темы:
1.1. Качество как фактор конкурентоспособности организации . . . . . . . . . 8
1.2. Модели управления качеством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 14
2. Анализ обеспечения качества деятельности колледжа в области образовательных услуг:
2.1. Стратегические проблемы развития учебного процесса в колледже, цели и стратегии колледжа. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
2.2. Оценка существующих стратегических планов. . . . . . . . . . . . . . . . 20
3. Разработка и совершенствования стратегического плана развития колледжа, направленного на улучшение качества образовательных услуг . 22
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .27

Работа состоит из  1 файл

Качество, как стратегическая цель на примере ФГОУ СПО «Суздальский сельскохозяйственный колледж».docx

— 42.14 Кб (Скачать документ)

2. Экономические  факторы: цена образовательной  услуги, выражающая конкретную полезность  образовательной услуги для конкретного  потребителя на образовательном  рынке. 

3. Организационные  факторы: доверие к ВУЗу, колледжу (имидж), доступность образовательной услуги, интенсивность рекламы, ценовые скидки. Сильный имидж ВУЗа, колледжа и его образовательной услуги является подтверждением того, что ВУЗ, колледж обладает уникальными деловыми способностями (специальными навыками, умениями), позволяющими повышать предлагаемую потребителям воспринимаемую ими ценность товаров и услуг.

С учётом приведенной выше трактовки понятия  «образовательная услуга» и факторов, влияющих на конкурентоспособность  образовательной услуги, понятие  «конкурентоспособность образовательной  услуги» следует представлять, как  способность образовательной услуги сохранять имеющиеся конкурентные преимущества на всех этапах жизненного цикла и долговременно конкурировать  на рынке образовательной услуги путём постоянных улучшений.

Основной  характеристикой конкурентоспособности  учебного заведения является качество предоставляемых им образовательных  услуг. Президент РФ Д. Медведев считает позорным, что крупнейшие российские ВУЗы не входят в топовые позиции рейтингов мировых высших учебных заведений: «Просто постыдно для нашей страны, что ведущие университеты – такие как Московский, Санкт-Петербургский, я уже не говорю о других – Томский, Омский, Екатеринбургский, Нижегородский, не входят ни в первую сотню, ни в первую тысячу университетов", – заявил в феврале 2008г. кандидат в президенты РФ на встрече с избирателями в Нижнем Новгороде.

В последние 10-15 лет тысячи организаций во всём мире внедряют методологию Всеобщего  управления качеством (Total Quality Management – TQM) при организации своей деятельности. Всеобщее управление качеством является философией, которая может и должна быть положена в основу этой деятельности для постоянного улучшения всех процессов деятельности организации. Методология TQM непосредственно связана  и базируется на серии норм обеспечения  качества, заложенных в серии международных  стандартов серии ISO 9000, разработанных  Международной организацией стандартов (International Standards Organization – ISO ).

 

Первоначально использование методов управления качеством  получило наибольшее распространение  в промышленности, однако в настоящее  время философия управления качеством  и нормы обеспечения качества, которые заложены в серии международных  стандартов серии ISO 9000, находят применение в сфере предоставления услуг  – в здравоохранении, в сервисе, не исключение – сфера образования.

Если  в 1995г. только четыре образовательных  учреждения за рубежом были сертифицированы  в соответствии с требованиями норм международных стандартов серии ISO 9000, то в настоящее время работы по внедрению элементов системы  качества и созданию руководства  по качеству для образовательных  учреждений ведутся практически  во всех странах Европы и США. Согласно ISO 8402: “TQM – это подход к руководству  организацией, нацеленной на качество, основанный на участии всех её членов и направленный на достижение долгосрочного  успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для членов организации и общества”.

Как видно  из определения, подход к управлению с позиций TQM в образовательной  организации позволяет решить следующие  актуальные задачи:

1. Удовлетворение потребностей современного общества в высококвалифицированных специалистах;

2.    Решение экономических проблем в образовании;

3. Создание команды единомышленников, способных эффективно решать поставленные задачи в интересах всего коллектива.

Следовательно, актуальность внедрения TQM связана  с главной задачей образования  на современном этапе – совершенствованием образовательных программ и улучшением качества предоставления образовательных  услуг с целью удовлетворения потребностей общества и подготовки специалистов, отвечающих требованиям  современного этапа развития экономики  страны.

Обобщая взгляды отечественных ученых относительно факторов, влияющих на качество образования, составляющих качества образовательной  услуги с точки зрения потребителей и уровня их удовлетворенности, могут  быть представлены в следующей классификации.

1. Качество  объекта получения образовательных  услуг (абитуриент, студент, аспирант, слушатели подготовительных курсов, слушатели курсов повышения квалификации  и т.п.).

2. Качество  субъекта предоставления образовательных  услуг (школа, средне-специальное  учебное заведение, ВУЗ), в том  числе:

- качество программ обучения (структура и содержание);

- качество профессорско-преподавательского состава (квалификация, звание, ученая степень, уровень подготовки);

- качество методов обучения и воспитания (методика и технология преподавания);

- качество ресурсного обеспечения процесса предоставления услуг:

- материально-технического (учебные аудитории и лаборатории, оборудование, расходные материалы);

- информационно-методического (учебная литература, пособия, сборники задач, макеты, тренажеры и т.п.);

- качество научных исследований.

3. Качество  процесса предоставления образовательных  услуг, в том числе:

- качество организации и реализации применяемых технологий предоставления образовательных услуг (форма и содержание образовательных процессов, мотивационные факторы);

- качество контроля  процесса предоставления образовательных услуг;

- качество результата процесса предоставления образовательных услуг (соответствие уровня знаний студентов и выпускников требованиям государственного образовательного стандарта специальностей).

4. Степень  удовлетворенности потребителей:

- высокая удовлетворенность потребителей (учащиеся, работодатели и др.) качеством образовательных услуг;

- высокая удовлетворенность преподавателей и сотрудников образовательного учреждения своей работой;

- высокая степень образованности членов общества.

Таким образом, деятельность любого образовательного учреждения – это, в первую очередь, процесс предоставления образовательной  услуги. С учётом приведённой выше трактовки понятия «образовательная услуга», как общественного блага, и факторов, влияющих на качество образовательной  услуги, понятие «качество образовательной  услуги» должно составлять совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, которая придаёт ему  способность удовлетворять ожидаемые  и неожидаемые образовательные  потребности конкретных потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Модели управления качеством

В современных  условиях в области управления качеством  существует достаточно широкий спектр различных моделей. В этой связи  предприятия, как правило, встают перед  проблемой выбора. При этом решающее значение имеет мотивация руководства  предприятия и уровень компетентности в данной области.

Мотивация может определяться как внешними по отношению к предприятию, так  и внутренними факторами, а также  их сочетанием. Наиболее распространенной моделью управления качеством на предприятии является система менеджмента  качества, соответствующая международным  стандартам ИСО серии 9000. В 2007 г. исполняется 20 лет с тех пор, как были разработаны  и утверждены стандарты ИСО, и  соответственно анализ применения этих стандартов на предприятиях различных  стран дает возможность выявить  определенные тенденции в их распространении, определить достоинства и недостатки стандартов и рассмотреть перспективы  их реализации.

В Российской Федерации МС ИСО 9000 были приняты  для их прямого использования  в виде ГОСТ Р ИСО серии 9000. Первая гармонизированная версия была принята  в 1988 году, последующие версии (1994 и 2000 г.) датированы 1996 и 2001 г. По содержанию ГОСТ Р ИСО серии 9000 полностью  аутентичны оригинальным стандартам ISO серии 9000. В настоящее время МС ИСО серии 9000 получили достаточно широкое  распространение на предприятиях, формирующих  системы управления качеством.

Вместе  с тем исследование практики использования  данных стандартов для формирования систем менеджмента качества на российских и зарубежных предприятиях показывает, что их применение далеко не всегда эффективно и зачастую не дает желаемых результатов. Анализируя подобную ситуацию, прежде всего, необходимо исследовать  мотивы создания систем менеджмента  качества на предприятиях. Эти мотивы, на мой взгляд, можно разделить на две группы, определяемые относительно предприятия внешними и внутренними факторами. К внешним факторам относится мотивация на формирование предприятием конкурентных преимуществ на основе создания и сертификации системы менеджмента качества (СМК). В основном эта мотивация определяется возможностью получения сертификата на СМК, который в конечном итоге и обусловливает эти конкурентные преимущества. К внутренним факторам относится мотивация на мобилизацию внутренних резервов предприятия, связанных с совершенствованием системы управления, концентрацией усилий в области обеспечения качества продукции и на этой основе повышение прибыли и рост активов предприятия. Проведенное исследование мотивации создания и сертификации СМК на соответствие требованиям МС ИСО серии 9000 на отечественных и зарубежных предприятиях дает возможность выделить мотивы, которые ориентируют предприятие на создание и сертификацию СМК и рассмотреть возможные сценарии их реализации, как с положительной, так и с отрицательной стороны.

Как видно  из представленных в таблице 1 данных, мотивом создания СМК на предприятии, определяемым внешними факторами, выступает  получение сертификата. Последнее  может рассматриваться как обязательное условие (условие получения госзаказа; лицензии; участия в тендере; отбора поставщиков; возможность страхования, кредитования сделок), так и добровольная акция предприятия (обеспечение  гарантии качества, средство разрешения споров). Так, например, в России в  соответствии с постановлением Правительства  РФ от 2 февраля 1998 года № 113 «О некоторых  мерах, направленных на совершенствование  систем обеспечения качества продукции  и услуг» в качестве обязательного  условия получения предприятием заказа на изготовление продукции для  государственных нужд является наличие  сертификата на систему менеджмента  качества.

 

Формирование  государственной системы обязательного  лицензирования отдельных видов  деятельности, производств, продукции  и услуг (например, разработка и производство вооружения и военной техники, средств  связи и других стратегически  важных видов продукции) строится в  зависимости от сертифицированной  системы менеджмента качества. Наличие  ее дает возможность предприятию  принять участие в различных  тендерах и других конкурсных размещениях  заказов на поставки продукции. Например, в России поставки продукции для  топливно-энергетического комплекса, для предприятий химической промышленности и других отраслей осуществляются с  учетом наличия СМК у поставщика. Начиная с 2001 г., при проведении тендеров среди подрядных организаций  и конкурсов на предоставление земельных  участков для строительства в  Москве предпочтение отдается при прочих равных условиях организациям, внедрившим систему управления качеством. А  с 2004 г. к участию в подрядных  торгах по городскому заказу не допускаются  строительные организации, не внедрившие систему управления качеством на основе ГОСТ Р ИСО 9000.

По оценкам  специалистов и руководителей организаций, до 80% предприятий, сертифицировавших  системы качества по требованиям  стандартов ИСО серии 9000:1994, не получили ожидаемого эффекта, что в значительной мере связывается с их формальным подходом к внедрению и оценке системы качества при ее сертификации. Между тем существуют примеры  позитивного опыта создания и  сертификации СМК на соответствие МС ИСО серии 9000, внедряемой как внешнее  условие. Так, получение предприятием субподрядов, как от зарубежных заказчиков, так и от российских предприятий, работающих на экспорт, часто также  зависит от наличия на предприятии  системы менеджмента качества. Подобная практика характерна, например, для  транснациональных компаний, которые  используют наличие сертификата  ИСО 9000 на СМК в качестве критерия отбора поставщиков. Подобный подход наблюдается  и в создании корпоративных систем менеджмента, формируемых ведущими транснациональными корпорациями.

Можно говорить о сочетании мотиваций, определяемых внешними и внутренними факторами. С одной стороны, компания-собственник  ставит обязательное условие - внедрение  СМК, а с другой стороны неформально  подходит к данному процессу, т. к. основой является именно повышение  качества управления на предприятии, снижение уровня брака и рекламаций и, в  конечном итоге, рост активов предприятия. Однако эти мотивы могут быть реализованы  и на основе других моделей управления качеством.

 

 

 

 

 

Информация о работе Качество, как стратегическая цель на примере ФГОУ СПО «Суздальский сельскохозяйственный колледж»