Классическая, или административная школа в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических воззрений представителей школы административногол управления (на примере Администрации «города Тольятти»). Для достижения поставленной цели необходимо решить следущие задачи:
1) Изучить теоретические основы воззрений представителей школы административного управления.
2) Провести анализ принципов административной школы управления на (примере деятельности администрации «г. Тольятти»).

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1. Школа административного управления. Принципы А. Файоля…..….5
1.1 Анри Файоль: Личность и карье-ра…………………………...…….5
1.2 Необходимость теории менеджмента и сущность
административной шко-лы………………...………………….……..6
1.3 Органический подход к организации и его реализация в
адаптивных структу-рах………………...…………………...……….9
2.Анализ принципов управления (на примере
деятельности Администрации г. Тольятти»)…….......…………… ….15
2.1 Общая характеристика муниципального
образования Администрации «г. Тольят-ти»……….…..........…..15
2.2 Принципы управления в управленческой
деятельности: достоинства и недостатки …………………...…..17
3.Рекомендации по совершенствованию элементов
управления органов местного самоуправле-ния…….………………...22
Заключение ………………..……………..………………………….……31
Библиография ……………………………………………………...……..

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Word.doc

— 141.00 Кб (Скачать документ)

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИНСТИТУТ РЫНКА

Тольяттинский филиал

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая  работа

по дисциплине: «Менеджмент»

на тему: «Классическая, или административная школа в  управлении»

 

 

 

 

 

Работу выполнил студент: Мешков И.Д.

Группа: ДМ-391

Работу проверил: Костина И.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2011 г

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1. Школа административного управления. Принципы А. Файоля…..….5

    1.1 Анри Файоль: Личность и карьера…………………………...…….5

    1.2 Необходимость  теории менеджмента и сущность 

          административной школы………………...………………….……..6

    1.3 Органический  подход к организации и его  реализация в 

          адаптивных структурах………………...…………………...……….9

2.Анализ принципов управления (на примере

   деятельности Администрации г. Тольятти»)…….......…………… ….15

     2.1 Общая характеристика муниципального 

           образования Администрации «г. Тольятти»……….…..........…..15

     2.2 Принципы управления в управленческой

            деятельности: достоинства и недостатки …………………...…..17

3.Рекомендации по совершенствованию элементов

   управления органов местного самоуправления…….………………...22

Заключение ………………..……………..………………………….……31

Библиография  ……………………………………………………...……..33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для того чтобы  успешно справляться с задачами управления, организатору производства нужны обширные знания и умение мыслить. Чтобы научиться управлять, нужно решить две задачи: овладеть научными основами, т.е. теорией управления, и уметь творчески ее применять, т.е. искусством управления [1,с. 4].

Руководители  управляют, используя свои знания и опыт. Знания помогают определить нужную стратегию и принять компетентное решение, а интуиция подсказывает, как именно управлять и контролировать. Поэтому управление является не только наукой, т.е. системой знаний, но и искусством.

Классическая  теория научного менеджмента зародилась в начале XX в. и являлась попыткой решить острые проблемы современного общественного производства. Большой вклад в «классическую теорию» управления внес Г.Файоль, французский инженер, ученый, исследователь. Он одним из первых сформулировал ряд общих принципов административной теории. Им введены пять элементов, определяющих функции администрации: предвидение, планирование, организация, координирование, контроль.

Г. Файоль первым перестал рассматривать управление как «ис-ключительную привилегию» высшего руководства. Он доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управления, тем выше административная ответственность. «Классическая теория научного менеджмента» способствовала целенаправленному прогрессу в искусстве интенсифицировать труд рабочего, значительно снижать издержки капиталистов, увеличивать прибыли. Однако эта «теория» недооценивала человеческий фактор и вскоре стала предметом острой критики [1, с. 6-7].

Актуальность  темы заключается в том, что от управления зависит будущее предприятия, учреждения, фирмы. И как руководитель разработает свой принцип управления, так и будет работать. Начиная с прошлого, теория управления помогала менеджерам справиться с проблемами управления.

Целью курсовой работы является изучение теоретических  воззрений представителей школы административногол управления (на примере Администрации «города Тольятти»). Для достижения поставленной цели необходимо решить следущие задачи:

  1. Изучить теоретические основы воззрений представителей школы административного управления.
  2. Провести анализ принципов административной школы управления на (примере деятельности администрации «г. Тольятти»).
  3. Разработать рекомендации по совершенствованию элементов

     Объектом исследования выступает Администрация «г. Тольятти».

Предметом исследования является теория управления административной (классической) школы менеджмента в управлении  Администрации «города Тольятти».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Школа административного  управления. Принципы А. Файоля.

 

1.1 Анри Файоль: личность и карьера

 

А. Файоль является, без сомнения, выдающимся европейцем в области управленческой мысли. Он родился в буржуазной семье.

Получив образование горного инженера, приступил в1860 г. к работе на одной из шахт компаний угледобывающего и железо-литейного объединения. Достиг значительных успехов в разработке техники по борьбе с подземными пожарами. В возрасте 25-ти лет был назначен на должность управляющего шахтами компании. Параллельно занимается разработкой проблем геологии, пишет и публикует работы по безопасности горной добычи.

В 1888 г. компания оказалась в очень  сложном финансовом положении. Несколько  лет не выплачивались дивиденды; литейное производство не приносило прибылей; залежи угля были почти исчерпаны. Именно в это время Файоль был избран директором компании и начал работу по выводу ее из кризиса. После ряда структурно-организационных преобразований и реализации мер по экономии компания возобновила свою деятельность. Уже в 1918 г. под руководством Файоля она получила статус "непоколебимой". Как часть крупной горнодобывающей и металлургической группы в Центральной Франции продолжает функционировать и в настоящее время[2,c.46].

Файоль предпринимает попытку теоретического обобщения практики менеджмента, с тем чтобы продвинуться к созданию теории менеджмента. В 1908 г. в докладе на юбилейном заседании Общества добывающей промышленности он предлагает перечень принципов менеджмента, главными из которых были:

- централизация и децентрализация власти. Это является вопросом меры. Необходимо просто знать их оптимальное соотношение, которое более всего отвечает интересам предприятия;

-сущность работника. Каждый работник осознанно или неосознанно является частью организации, вкладывает в нее свою душу;

-единство руководства. Должен быть один руководитель и один план действий для достижения общей цели;

- порядок. Каждому человеку свое место и каждый - на своем месте;

- единство персонала. В единстве сила[2,c.48].

 

1.2 Необходимость  теории менеджмента и сущность  административной школы

 

Исходной точкой зрения Файоля на менеджмент было то, что он считал его  обязательным в любой сфере деятельности человека: в производстве, бизнесе, политике, правительстве, религии, в семье. То, что менеджменту не учили в школах и университетах, как это имело место с преподаванием технических наук, было, согласно Файолю, результатом отсутствия теории менеджмента.

Файоль попытался дать определение  теории менеджмента, которую он рассматривал как соединение принципов, правил и методов управления, выработанных и проверенных всеобщим опытом работы. Поскольку практика намного богаче теории, то между ними возникает несоответствие. Это и было причиной затруднений, возникающих в дальнейших теоретических обобщениях менеджмента и его последующем преподавании.

Файоль разделяет операции, которые  имеют место на предприятиях, на шесть групп:

1) Операции технические (производство, изготовление продукта, его переработка).

2) Операции коммерческие (покупка, продажа, обмен).

3) Операции финансовые (привлечение капиталов и управление ими).

4) Операции страховые (защита имущества и личностей).

5) Операции учетные (инвентарь, расходы, доходы, статистика).

6) Операции административные (планирование, организация, мотивация, контроль и координация).

Интерес представляет и оценка Файолем  качеств, которые необходимы менеджеру. Он расположил их в таком порядке:

- физические качества (здоровье, сила, речь);

- умственные качества (способность понимать и изучать, умение оценивать, приспособление);

- моральные качества (энергичность, инициативность, ответственность, лояльность, тактичность, достоинство);

- общее образование (знание вопросов, относящихся не только к выполняемым функциям);

- специальные знания (технические, коммерческие, финансовые, управленческие и прочие знания, непосредственно относящиеся к занимаемой должности);

- опыт работы (знания, полученные на базе предшествующей деятельности).

Файоль и "файолизм" как административная школа в управлении исходили из того, что существуют универсальные управленческие принципы. Лишь с использованием этих принципов связан успех организации.

Принципы управления, по Файолю, - это  основные правила, определяющие построение и функционирование системы управления; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления. Как видно из определения, принципы не являются четко зафиксированными или абсолютными.

Применительно к деятельности высшего  звена управления Файоль сформулировал  следующие принципы:

1) Разделение труда. Эта идея заимствована у классиков экономической теории и заключается в том, что для эффективного использования рабочей силы необходима специализация труда. Как и Тейлор, Файоль считал, что она применима для всех видов труда - исполнительного и управленческого.

2) Власть и ответственность. По мнению Файоля, власть бывает официальной, которой менеджер обладает в силу занимаемой им должности, и личностной, которая является результатом его качеств как личности. Хороший менеджер соединяет официальную и личностную власть. Что же касается ответственности, то она представляет собой обратную сторону власти, ее следствие. Этот принцип, сформулированный Файолем, остается неизменным по сегодняшний день.

3) Дисциплина. Файоль понимал ее как повиновение, основанное не на страхе, а на уважении, доверии к руководителям на всех уровнях. При этом Файоль одним из самых действенных факторов воздействия на подчиненных считал личный пример начальника. Хороший пример начальника заставляет подчиненных ему подражать, плохой - имеет для всех самые отрицательные последствия.

4) Единоначалие. Этот принцип Файоля привел к возникновению его разногласий с Тейлором. Не коллегиальность, считал он, а приказ от вышестоящего сотрудника обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства. Выполнение указаний от двух, трех и более руководителей - угроза власти, дисциплине и стабильности.

5) Единство руководства. Согласно этому принципу деятельность, преследующая одну и ту же цель, должна организовываться одним руководителем в соответствии с единым планом.

6) Подчинение частных интересов общим. Этот принцип был доводом против невежества, честолюбия, эгоизма, лени и других человеческих пороков, которые приводили к возникновению конфликтов, пренебрежению индивидами или группами индивидов общими интересами в угоду частным.

7) Вознаграждение. Оплата, премия, разделение прибыли, все другие методы стимулирования труда должны быть справедливыми. Файоль пришел к выводу, что стимулирование труда зависит от многих факторов, но цель одна - обеспечить максимально возможное удовлетворение интересов сотрудников и работодателей.

8) Централизация. Любой организации свойственна централизация. Вопрос централизации или децентрализации - это вопрос их соотношения, т.е. определения оптимального уровня концентрации или рассредоточения власти. Файоль категорично и однозначно определил соотношение централизации и децентрализации. По его мнению, "все, что направлено на повышение значения и роли подчиненных - децентрализация, а что направлено на их снижение - централизация".

9) Скалярная цепь. Она представляла собой "цепь начальников" от самого высокого до самого низкого ранга.

10) Порядок. В сравнении с изложенным в первоначальных принципах 1908 г. этот принцип значительно расширился за счет отнесения его и к сырью, материалам, оборудованию. Что касается персонала, то порядок для его представителя - это цель, а цель четко устанавливается в структуре деятельности.

11) Справедливость. Лояльность и преданность персонала должны обеспечиваться уважительным и справедливым отношением администрации к подчиненным.

12) Стабильность персонала. Излишняя текучесть кадров негативно влияет на издержки производства и его эффективность. Она является одновременно и причиной, и следствием плохого управления.

13) Инициатива. Этот принцип предполагал проявление каждым работником усердия и энергии во всех начинаниях.

14) Корпоративный дух. Гармония всех занятых на предприятиях и их единство в достижении цели - такова сущность этого принципа[1,c.24].

 

1.3 Органический подход к организации и его реализация в адаптивных структурах

 

Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение.

Информация о работе Классическая, или административная школа в управлении