Классическая школа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:09, контрольная работа

Описание

Административная, или классическая школа рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Во многом это различие определялось личностью разработчиков школ. Ф.Тейлор начал свою карьеру рабочим. Анри Файоль (Fayol H.), с именем которого связывают возникновение административной школы управления, и которого называют отцом менеджмента, руководил большой компанией по добыче угля. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления.

Содержание

1. Классическая школа менеджмента. 3-15
1.1 Классическая школа менеджмента. 3
1.2 Система Ф. Тейлора: её основные положения. 4-8
1.3 Вклад последователя А. Файоля в развитие «классической теории» 9-11
1.4 Принципы управления Анри Файоля 12-15
2. Сущность экономических методов управления и область их применения 16-18
3. Ведение деловых переговоров. 19-23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа МЕНЕДЖМЕНТ 2012.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Первый включает сам  труд, средства труда и предметы труда в их совокупности, под вторым он подразумевал отношения людей  в процессе труда. Эти отношения  и стали предметом исследований Файоля, т.е. он сознательно ограничил  область своих изысканий.

Анри Файоль доказывал, что административные функции существуют на любом уровне организации и их выполняют даже сами рабочие, но чем выше уровень управленческой иерархии, тем выше административная ответственность. Он сделал попытки сформулировать требования к профессиональной подготовке рабочих, мастеров, руководителей цехов, директоров и высших руководителей.

А. Файоль также считается одним из создателей системы принципов учета человеческого фактора в производстве и управлении, а также одним из первых ученых, обративших внимание на вопросы человеческих отношений в коллективе вообще и между руководителями и подчиненными, в частности. Это создало стимул для дальнейших исследований в сфере взаимоотношений формальной и неформальной подсистем организации.

А. Файоль намерено употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» - специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины.

Администрирование, по Файолю, включает шесть основных групп операций управленческой деятельности, присутствующих во всех промышленных предприятиях:

  • техническая и технологическая (производство, изготовление, переработка);
  • коммерческая (закупка, продажа, обмен);
  • финансовая (привлечение капиталов и эффективное управление ими);
  • охранная (охрана собственности и физических лиц);
  • учетная (инвентаризация, балансовые ведомости, издержки производства, статистика);
  • административная (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

Руководство перечисленными операциями Файоль называл общим  управлением. Однако далеко не все шесть  групп операций стали предметом  его пристального изучения. Из шести  видов деятельности Файоль подробно рассматривал только управленческую, так как остальные виды осознавались достаточно хорошо. Технические, коммерческие, финансовые и другие операции интересуют А. Файоля только потому, что они являются объектом воздействия административной функции. Самостоятельно он их не рассматривает.

В значительной степени  успех управления зависит, по Файолю, от опыта руководителя, его способностей и таланта.

В представлении способностей, необходимых менеджерам, он подчеркивал  идею о том что каждый менеджер будет нуждаться в “специальном знании”, которое является специфическим для любой функции будь-то техническая, финансовая или любая другая. В общем же, каждый менеджер нуждался в следующих качествах и способностях:

  1. Физические качества: здоровье, энергия, ловкость.
  2. Умственные качества: способность понимать и учиться, суждение, умственная энергия и способность адаптироваться.
  3. Моральные качества: энергия, стойкость, готовность принимать ответственность, инициативу, лояльность, такт, достоинство.
  4. Общее образование: общее знакомство с вопросами, не принадлежащими исключительно к выполняемой функции.
  5. Специальное знание: специфическое для функции будь это техническая, коммерческая, финансовая, организаторская, и т.д. ...
  6. Опыт: знание, являющееся результатом надлежащей работы. Это осознание уроков, которые каждый извлекал самостоятельно из вещей.

Файоль считал, что  процесс управления не поддается  строгой регламентации. Вместе с  тем процесс управления должен основываться на определенных принципах и правилах.

 

 

 

 

    1. Принципы управления Анри Файоля

Файоль сформулировал концепцию непрерывности управленческого процесса, в котором реализуются следующие взаимосвязанные функции: планирование, организация, руководство (администрирование), координация и контроль. До сих пор все учебники менеджмента и, в немалой степени, практические консультанты, исходят из этой классической схемы при анализе и проектировании современных организаций.

Эти функции представляют собой самые общие направления, каждое из которых относительно самостоятельно, но, в то же время, соотносится с  другими направлениями в рамках процесса управления. Вот эти функции:

  1. Планирование - менеджер должен вырабатывать определенные картины будущего для своей организации, причем это должны быть не просто голубые мечты, но вполне реалистичные и в то же время не слишком заниженные цели и задачи.
  2. Организация - менеджер должен создать такую структуру, которая будет отвечать выработанным целям и задачам в максимальной степени.
  3. Мотивация - менеджер также должен подумать и о персонале, а именно – создать такие условия, чтобы работники, как и он сам, стремились к достижению поставленных перед организацией целей и задач.
  4. Контроль - наконец, менеджер не должен ни на минуту пускать организационные процессы, что называется, на самотек, постоянно контролируя деятельность организации и производя корректировки в планах, организационной структуре или работе в области мотивации, если они, как покажет практика, не будут удовлетворять сложившейся ситуации.
  5. Координация - одно из основных условий успешной деятельности организации - согласованность действий менеджеров этой организации. Они не только не должны противоречить друг другу, напротив, необходимо, чтобы они дополняли друг друга и вели к одной цели - цели фирмы, выраженной в долгосрочных и оперативных планах.

Файолю принадлежит  еще один внушительный список. Этот список – не что иное, как правила  эффективного менеджмента. Они используются до сих пор и известны как «четырнадцать  принципов управления».

  1. Разделение труда: достаточно просто произвести ряд нехитрых процедур по перепоручению работникам отдельных операций, как производительность труда резко возрастет вследствие того, что персонал получит больше возможности сосредоточить свое внимание.
  2. Полномочия и ответственность: там, где вы наделены полномочиями, на вас должна возлагаться также и ответственность. Право отдавать приказы всегда должно быть уравновешено ответственностью за последствия этих приказов.
  3. Дисциплина: необходимость соблюдения правил, установленных внутри организации, причем в любом случае не следует забывать о том, что в основе каждого правила должен лежать принцип справедливости. Для поддержания дисциплины необходимо наличие на всех уровнях руководителей, способных применять адекватные санкции к нарушителям порядка.
  4. Справедливость во всем: справедливость = доброта + правосудие, как сформулировал это сам Файоль. Вы должны уметь встать на место подчиненного, посмотреть на ситуацию его глазами, но в то же время сделать принять беспристрастное решение.
  5. Вознаграждение: справедливость должна быть поддержана соответствующими материальными средствами, которыми будут вознаграждаться усилия сотрудника.
  6. Единоначалие: каждый член организации должен иметь над собой только одного руководителя и получать только его распоряжения.
  7. Единство цели – единство усилий: работник или группа работников должна одновременно работать лишь по одному плану, направленному на достижение одной цели.
  8. Централизация по ситуации: процессы в организации должны быть, безусловно, централизованы, однако этот принцип – не догма, а поэтому степень централизации зависит от корректного случая.
  9. Принцип скалярной цепи: иерархия никогда не должна нарушаться, все управленцы с самого низшего уровня и вплоть до топ-менеджмента должны образовывать единую вертикаль – «скалярную цепь», по терминологии Файоля, но которую, по мере возможности, необходимо сократить во избежание вреда.
  10. Общие интересы доминируют над личными: интересы конкретного человека никогда не должны перевешивать интересы всей организации.
  11. Порядок: всему свое место и свое место для всего.
  12. Стабильность персонала: текучесть кадров ослабляет организацию, следовательно, подобные явления недопустимы для успешной организации.
  13. Корпоративный дух: сплоченность работников – еще одно непременное условие достижения целей организации.
  14. Инициатива: работники не должны быть машинами для исполнения замыслов менеджера (вспомним Тейлора!), в разумных пределах должны присутствовать и инициатива.

Некоторые из правил существовали ещё до Файоля, другие были обобщены, третьи - сформулированы впервые. Формулируя эти правила, Файоль ориентировался на основную задачу административной школы, а именно – выработку универсального рецепта успешного управления, которой, по мнению представителей данной школы, непременно должен существовать.

Главный вклад А. Файоля, «отца» менеджмента, в теорию управления состоял в том, что он рассматривает  управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом.

Несомненная заслуга Анри Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования. Он провел эксперименты получившие из них практические результаты и сделав из них правильные выводы, ставшие в современной науке управления классическими, наряду с работами Тейлора, Маслоу, Мэйо и другими. Файоля можно назвать отцом современной теории менеджмента за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха и обобщил принципы управления администрации в целом.

Концепция А. Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

Существуют ли универсальные  правила управления и как они  соотносятся с вышеприведенными правилами Файоля – вопрос дискуссионный  и вряд ли вообще решаемый. Однако тот  факт, что простые правила, сформулированные почти сотню лет назад, и сегодня способны сильно облегчить жизнь менеджеру, неоспорим, как неоспорима роль Анри Файоля в становлении менеджмента.

 

2. Сущность  экономических методов управления  и область их применения.

 

Современное производственное предприятие представляет собой сложный комплекс, слаженность работы которого обеспечивается механизмом управления. «Механизм управления предприятием - это прежде всего иерархическая система административных органов и управленческих структур, при помощи которой решаются основные задачи и достигаются цели, стоящие перед предприятием, устанавливаются внутренние связи, осуществляется контроль исполнения и используются рычаги воздействия, охватывающие деятельность всех звеньев и работников предприятия.

Конечной целью менеджмента  является обеспечение прибыльности деятельности предприятия путем  рациональной организации производственного  процесса, включая управление производством  и развитие технико-технологической  базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

В управленческой науке  применяются три группы методов: организационно-распорядительные, экономические  и социально-психологические.

 

Под экономическими методами хозяйствования понимается совокупность средств и инструментов, целенаправленно воздействующих на создание благоприятных условий для функционирования и развития предприятия.

 

Основными экономическими методами являются:

  • коммерческий расчет;
  • внутрифирменный расчет;
  • ценовая политика и механизмы ценообразования;
  • механизмы и методы повышения качества и обеспечения конкурентоспособности продукции и предприятия в целом.

Экономические методы управления находятся в тесной взаимосвязи  и являются базовым элементом экономического механизма менеджмента. Они ориентированы на обеспечение устойчивой хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентной позиции на рынке, которая, в свою очередь, обеспечивает предприятию получение прибыли и рост капитала в длительной перспективе.

Основой экономического механизма менеджмента является коммерческий расчет, определяющий и  обеспечивающий формирование общей  выгоды от деятельности предприятия  в конкретных условиях принятия управленческих решений. Коммерческий расчет направлен на создание экономических условий и возможностей предприятия для получения устойчивой прибыли в процессе производства с использованием общих (универсальных) механизмов основных функций менеджмента и во взаимосвязи с другими экономическими методами. При этом должно обеспечиваться сокращение издержек на всех этапах производственно-сбытовой деятельности в тесной взаимосвязи с механизмом внутрифирменного расчета.

В свою очередь, коммерческий и внутрифирменный расчеты взаимосвязаны  с конкретными методами и механизмами ценообразования, а также с обеспечением конкурентоспособности продукции и конкурентной позиции предприятия на рынке.

 

Немаловажное значение имеет также использование экономических  стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность работников и побуждающих их к инициативе. Стимулирование работников предприятия может осуществляться как в материальной, так и в нематериальной (моральной) формах. Среди материальных форм стимулирования следует выделить:

Информация о работе Классическая школа менеджмента