Классическая школа менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:58, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение достижений классической школы менеджмента. Исходя из цели, мы определили задачи:
Изучение литературы по данной теме;
Выделение ключевых элементов в работах основных представителей классической школы менеджмента;
Формирование собственного мнения и выводов на основе анализа материала;
Составления теста на основе изученного материала.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Достижения классической школы менеджмента и их актуальность в современных условиях……………………………………………………..4
Концепция рационализации и организации управления Фредерика Тейлора………………………………………………………………...……5
Концепция организации и административного управления Анри Файоля………………………………………………………………………8
Экономическая модель организации общества и бюрократия М. Вебера…………………………………………………………...…………13
Заключение………………………………………………………..………20
Список использованной литературы………………………………….…22
Приложение (тест)…………………………………………………...……23

Работа состоит из  1 файл

Kontrolnaya-referat_Klassicheskaya_shkola_menedzhm.doc

— 188.00 Кб (Скачать документ)

     Файоль  понимал, что для того, чтобы  данные принципы осуществлялись  на практике, необходимы люди, способные  их осуществить. Он считал, что, так как по мере продвижения по служебной лестнице снижается доля технических знаний и возрастает доля административных, то специфика области для администратора не важна. Гораздо важнее уметь руководить людьми. Файоль выделил шесть качеств администратора, причем важность их убывает от первого к шестому7:

  1. Физические – здоровье, сила и речь;
  2. Умственные – способность изучать, анализировать;
  3. Моральные – энергичность, ответственность;
  4. Общее образование – знание общих вопросов, не связанных с процессом производства;
  5. Специальные знания – непосредственно относятся к должности;
  6. Опыт работы.

     Файоль  был знаком с трудами Тейлора  и в своих работах ссылается  на него. Файоль полностью согласен, что необходимо разделить функции  исследования и контроля, но категорически не согласен с отрицанием принципа единоначалия. Взамен функциональной структуре, разработанной Тейлором, Файоль предлагает линейно-штабную структуру, что показано на Схеме 1.

                                                                                                                      Схема 1

     Тем не  менее, эта структура так же имеет недостатки. Например, конфликты между штабом и руководителем, между разными штабами. Кроме того, это дорогостоящая структура, содержание которой требует затрат.

     Что касается  актуальности идей Файоля, то  те принципы управления, которые выделил он, являются огромным вкладом в историю менеджмента и используются повсеместно до сих пор. Они стали основой, базой, которая может изменяться, дополняться и корректироваться, в зависимости от специфики деятельности предприятия, но имеет большое значение всегда.

 

1.3 Экономическая модель организации общества и бюрократия М. Вебера

     Вебер - единственный представитель классической  школы, который сам не был  практиком, как Тейлор и Файоль, не работал на предприятии,  где он мог бы реализовать свои идеи. Он был теоретиком, социологом религии. Основными работами Вебера являются «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма». В них он рассматривает два вопроса8:

  1. Возможно ли развитие  крупных организаций  без ущерба  для духа предпринимательства (будет ли большая организация похожа на маленькую в плане риска и зарабатывания денег)?
  2. Возможно ли, управлять крупной компанией вне зависимости от ее сферы деятельности?

     Так же в своих работах Вебер критикует К.Маркса. Развитие производственных сил, по Марксу, создает  определенный тип экономических отношений, а экономические отношения, в свою очередь,  приводят к определенным социальным отношениям. В производственные силы включается техника и технология. По мнению Вебера, в число производительных сил наряду с техникой нужно включить человека как носителя культуры. Маркс рассматривает прогресс как поступательное движение: рабовладение, феодальное общество, капитализм, социализм. Но Вебер считает, что не существует этой строгой последовательности, и не все общества проходят все стадии одновременно. По его мнению, капитализм существовал уже в древнем Египте и даже еще раньше.

     Вебер считал, что  развитие общества напрямую зависит  от религии, которую оно исповедует. Он создал шкалу, на которой расположил религии в порядке приближения к идеалам честного ведения бизнеса, и сделал это следующим образом: ислам, православие, католицизм, протестантизм. Вебер разделял капитализм на два типа9:

  • Азиатский (посреднический). При данном типе капитализма, считал Вебер, на рынке создаются такие условия, что продавать выгодно, а производить не выгодно. К данному типу капитализма наиболее приближены мусульманские страны.
  • Этический (протестантский) капитализм, при котором выгоднее производить, чем продавать. Он наиболее развит в странах, где распространен протестантизм.

     Чтобы убедиться  в справедливости этих суждений  достаточно расположить на этой  шкале Россию и проанализировать  ситуацию. Преобладающая религия  в России – православие, а  на втором месте по количеству верующих находится ислам. Таким образом, рыночные отношения в нашей стране должны быть близки к капитализму первого типа. И действительно, стоит оглянуться вокруг, чтобы понять, что наша страна предпочитает продавать ресурсы, а не производить товары. Отечественный автопромышленный комплекс является объектом анекдотов, на полках супермаркетов мы видим израильскую морковь, а на вешалках – китайскую одежду. 

     Не смотря  на то, что Россия – самая  богатая страна по природным  ресурсам (у нас есть нефть, газ, лес и так далее), она не является самой богатой с точки зрения экономики. В то же время большинство европейских стран не имеют практически никаких природных ресурсов, но по уровню благосостояния общества и качеству жизни значительно превосходят Россию. Высокие цены на бензин в условиях большого количества нефти правительство оправдывает высокими пошлинами и издержками на транспортировку, что порождает вопрос: «А другие страны, торгующие нефтью, разве не несут этих издержек?». Но там бензин дешевый. Мы продаем Италии карельскую березу, из которой там изготавливают мебель и продают нам. Взглянув правде в глаза, стоит сказать, что с точки зрения других развитых государств Россия отличается от стран третьего мира лишь наличием ядерного оружия и хорошей военной базы. В остальном, Россия для них – такая же «дойная корова». Следовательно, рассмотренная выше классификация Вебера, является справедливой и актуальной на сегодняшний день.

     Вебер считал, что двум типам капитализма  соответствуют два типа хозяйствующих субъекта: традиционный человек и этический человек. Оба типа ориентированы на увеличение дохода, но отличает их отношение к труду, к заработку и мотивация10.

                                                                                                             Таблица 1

Традиционный человек  – 90%

Этический или протестантский человек -10%

Работает чтобы жить

Живет чтобы работать

Профессия  - бремя. Ее не выбирают. Родился  в семье гончара, вот  и будешь гончаром.

Профессия – форма служения Богу, призвания, образ жизни.

Ориентировка на деньги

Заработать сразу и как можно  больше, и по возможности не работать

Зарабатывать  и вкладывать в  производство, чтобы его состояние  улучшалось из года в год.

Работает много, но недолго  и непостоянно

Работает на пределе своих возможностей каждый день, но не перегружается.

Готов обманывать ради денег или  ради богатства.

Честность – лучшая политика, так  как со своим клиентом нужно ориентироваться  на долгосрочные отношения и сотрудничество.

Деньги – средство обмена

Деньги – символ успеха


    

     Традиционный человек работает, чтобы жить, а профессия для него является бременем. Он стремится минимизировать количество работы при желательном сохранении     стабильного дохода. Поэтому капиталисты традиционного общества стремятся минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитают наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями. При этом если он амбициозен, то он работает много, но не долго. Каждый человек традиционного типа мечтает к тридцати годам заработать миллион, обеспечить себя пассивным доходом, нанять слуг, купить предметы роскоши, а самому больше не работать. В качестве примера такой стратегии можно привести стремление заработать денег, чтобы купить квартиру в Москве, но не жить в ней, а сдавать ее в аренду. В условиях непрерывно растущих цен на недвижимость в Москве, это обеспечит пассивный доход. Так же, традиционный человек способен обманывать ради денег.

     Этический  человек, напротив, живет, чтобы  работать, и цель своей жизни  видит именно в труде. Профессия для него – это образ жизни и форма служения богу. Поэтому она тщательно выбирается. При этом человек исходит из собственных предпочтений и порывов души. Так как, этика протестантизма предполагает, что своим трудом человек должен нести благо обществу, то профессия должна выбираться соответствующая талантам и способностям, чтобы человек мог сделать для других как можно больше. В настоящее время преобладает другой тип поведения. Каждый стремится выбрать такую профессию, которая позволит получать много денег в силу своей актуальности. Например, тот, кто мог бы стать отличным врачом или музыкантом, становится рядовым менеджером.

     Этический  человек не стремится «урвать  куш» и затем всю жизнь отдыхать. Он ориентирован на долгосрочное сотрудничество и работает так, чтобы его состояние росло постепенно. Так же, он предпочитает инвестировать деньги в производство, вкладывать в бизнес, вместо того, чтобы тратить на себя и на предметы роскоши. Такой человек считает, что честность – лучшая политика, он не приемлет лжи в бизнесе. Деньги для этического человека не просто средство обмена, а символ успеха.

     По мнению М. Вебера, количество людей традиционного типа составляет 90%, в то время как этического типа 10%. Он объясняет это тем, что  протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу. В то же время несложно увидеть взаимосвязь между делением на традиционного и этического человека у Вебера и делением на человека первого и второго класса у Тейлора. В этом их взгляды очень схожи.

     Модель формирования организации он основывал на трех типах господства. По Веберу господство – способность одних людей менять поведение других людей в своих интересах. Любая власть основывается на готовности людей подчиняться. Эта готовность может исходить из ситуации (сейчас подчиняться выгодно, завтра нет), и тогда факторами будут сила и власть. Либо это могут быть законные (легитимные) факторы. На них основываются 3 типа господства11:

  1. Традиционное. Основано на вере в то, что природа власти одинакова и неизменна (всегда было так). Если человек у власти, значит, так и должно быть. Есть господа (потомки особых людей или героев), а есть  их слуги и есть их подданные, с чьей помощью правят те, кем правят.

Господа


 

Слуги


Подданные

                                                                                                              Схема 2

Новшества в такой  организации общества невозможны, так как изменения возможны там, где невелика власть традиций.

  1. Харизматическое.  Отношение к власти базируется на готовности подчинения людей на основании личного авторитета, и почтительного отношения к выдающимся качествам какой-либо личности. В этом свете, харизма – не качества человека, а признание другими людьми  этих качеств уникальными. Стоит помнить, что харизматический лидер играет роль уничтожителя традиций. Этот человек не следует нормам, а сам их создает. Он эффективен в переломные периоды, а в «мирное время» не нужен. Человек сам может не меняться, но может стать невостребованным. В дальнейшем, по мнению Вебера, ситуация может развиваться двумя путями: любо лидер утратит свою харизму, либо его поведение стает нормой.

Лидер


 

Ученики (идейная и духовная близость к руководителю)


 

Подданные.

                                                                                                               Схема 3

  1. Легальный тип. Характеризуется уверенностью в праве управлять. Лидер или элита может получить власть как по наследству, так и в результате выборов. Лидер руководит через штаб специалистов-проффесионалов.

Лидер (или Элита)


Штаб


 

Подданные

                                                                                                                 Схема 4

    Вебер считал, что организация (предприятие) должно быть построено по типу государства. Такая организация является бюрократией. Но, в отличие от современного понимания этого слова, Вебер считает бюрократию наилучшим типом организации. Более того, он говорит, что бюрократия – это единственный тип организации, который способен работать в современных условиях. По Веберу бюрократия – это особый тип административного штаба, который состоит из ведомств (или отделов), создан для рациональной организации деятельности.

     При бюрократической  модели организации все документировано  и формализовано, исключена индивидуальность работника. Руководители специализируются в определенной деятельности, работают по найму, оплата зависит от места в иерархии. В работе они полагаются на правила, инструкции, а если таковые отсутствуют для данного случая, то на целесообразность.  Таким образом, Вебер считает бюрократию самой эффективной организацией по следующим причинам12:

Информация о работе Классическая школа менеджмента