Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 16:58, реферат
Целью данной работы является изучение достижений классической школы менеджмента. Исходя из цели, мы определили задачи:
Изучение литературы по данной теме;
Выделение ключевых элементов в работах основных представителей классической школы менеджмента;
Формирование собственного мнения и выводов на основе анализа материала;
Составления теста на основе изученного материала.
Введение…………………………………………………………………….3
Достижения классической школы менеджмента и их актуальность в современных условиях……………………………………………………..4
Концепция рационализации и организации управления Фредерика Тейлора………………………………………………………………...……5
Концепция организации и административного управления Анри Файоля………………………………………………………………………8
Экономическая модель организации общества и бюрократия М. Вебера…………………………………………………………...…………13
Заключение………………………………………………………..………20
Список использованной литературы………………………………….…22
Приложение (тест)…………………………………………………...……23
Файоль
понимал, что для того, чтобы
данные принципы
Файоль
был знаком с трудами Тейлора
и в своих работах ссылается
на него. Файоль полностью согласен,
что необходимо разделить
Тем не менее, эта структура так же имеет недостатки. Например, конфликты между штабом и руководителем, между разными штабами. Кроме того, это дорогостоящая структура, содержание которой требует затрат.
Что касается актуальности идей Файоля, то те принципы управления, которые выделил он, являются огромным вкладом в историю менеджмента и используются повсеместно до сих пор. Они стали основой, базой, которая может изменяться, дополняться и корректироваться, в зависимости от специфики деятельности предприятия, но имеет большое значение всегда.
1.3 Экономическая модель организации общества и бюрократия М. Вебера
Вебер -
единственный представитель
Так же в своих работах Вебер критикует К.Маркса. Развитие производственных сил, по Марксу, создает определенный тип экономических отношений, а экономические отношения, в свою очередь, приводят к определенным социальным отношениям. В производственные силы включается техника и технология. По мнению Вебера, в число производительных сил наряду с техникой нужно включить человека как носителя культуры. Маркс рассматривает прогресс как поступательное движение: рабовладение, феодальное общество, капитализм, социализм. Но Вебер считает, что не существует этой строгой последовательности, и не все общества проходят все стадии одновременно. По его мнению, капитализм существовал уже в древнем Египте и даже еще раньше.
Вебер считал, что
развитие общества напрямую
Чтобы убедиться
в справедливости этих
Не смотря на то, что Россия – самая богатая страна по природным ресурсам (у нас есть нефть, газ, лес и так далее), она не является самой богатой с точки зрения экономики. В то же время большинство европейских стран не имеют практически никаких природных ресурсов, но по уровню благосостояния общества и качеству жизни значительно превосходят Россию. Высокие цены на бензин в условиях большого количества нефти правительство оправдывает высокими пошлинами и издержками на транспортировку, что порождает вопрос: «А другие страны, торгующие нефтью, разве не несут этих издержек?». Но там бензин дешевый. Мы продаем Италии карельскую березу, из которой там изготавливают мебель и продают нам. Взглянув правде в глаза, стоит сказать, что с точки зрения других развитых государств Россия отличается от стран третьего мира лишь наличием ядерного оружия и хорошей военной базы. В остальном, Россия для них – такая же «дойная корова». Следовательно, рассмотренная выше классификация Вебера, является справедливой и актуальной на сегодняшний день.
Вебер считал, что двум типам капитализма соответствуют два типа хозяйствующих субъекта: традиционный человек и этический человек. Оба типа ориентированы на увеличение дохода, но отличает их отношение к труду, к заработку и мотивация10.
Традиционный человек – 90% |
Этический или протестантский человек -10% |
Работает чтобы жить |
Живет чтобы работать |
Профессия - бремя. Ее не выбирают. Родился в семье гончара, вот и будешь гончаром. |
Профессия – форма служения Богу, призвания, образ жизни. |
Ориентировка на деньги | |
Заработать сразу и как можно больше, и по возможности не работать |
Зарабатывать и вкладывать в производство, чтобы его состояние улучшалось из года в год. |
Работает много, но недолго и непостоянно |
Работает на пределе своих возможностей каждый день, но не перегружается. |
Готов обманывать ради денег или ради богатства. |
Честность – лучшая политика, так как со своим клиентом нужно ориентироваться на долгосрочные отношения и сотрудничество. |
Деньги – средство обмена |
Деньги – символ успеха |
Традиционный человек работает, чтобы жить, а профессия для него является бременем. Он стремится минимизировать количество работы при желательном сохранении стабильного дохода. Поэтому капиталисты традиционного общества стремятся минимизировать собственные трудовые усилия и предпочитают наиболее простые виды заработка, например, путём установления монополии или особых отношений с властями. При этом если он амбициозен, то он работает много, но не долго. Каждый человек традиционного типа мечтает к тридцати годам заработать миллион, обеспечить себя пассивным доходом, нанять слуг, купить предметы роскоши, а самому больше не работать. В качестве примера такой стратегии можно привести стремление заработать денег, чтобы купить квартиру в Москве, но не жить в ней, а сдавать ее в аренду. В условиях непрерывно растущих цен на недвижимость в Москве, это обеспечит пассивный доход. Так же, традиционный человек способен обманывать ради денег.
Этический человек, напротив, живет, чтобы работать, и цель своей жизни видит именно в труде. Профессия для него – это образ жизни и форма служения богу. Поэтому она тщательно выбирается. При этом человек исходит из собственных предпочтений и порывов души. Так как, этика протестантизма предполагает, что своим трудом человек должен нести благо обществу, то профессия должна выбираться соответствующая талантам и способностям, чтобы человек мог сделать для других как можно больше. В настоящее время преобладает другой тип поведения. Каждый стремится выбрать такую профессию, которая позволит получать много денег в силу своей актуальности. Например, тот, кто мог бы стать отличным врачом или музыкантом, становится рядовым менеджером.
Этический
человек не стремится «урвать
куш» и затем всю жизнь
По мнению М. Вебера, количество людей традиционного типа составляет 90%, в то время как этического типа 10%. Он объясняет это тем, что протестантская трудовая этика не свойственна человеку от природы и является продуктом длительного воспитания. Она может сохраняться в течение длительного времени лишь тогда, когда добросовестный труд приносит моральную и материальную отдачу. В то же время несложно увидеть взаимосвязь между делением на традиционного и этического человека у Вебера и делением на человека первого и второго класса у Тейлора. В этом их взгляды очень схожи.
Модель формирования организации он основывал на трех типах господства. По Веберу господство – способность одних людей менять поведение других людей в своих интересах. Любая власть основывается на готовности людей подчиняться. Эта готовность может исходить из ситуации (сейчас подчиняться выгодно, завтра нет), и тогда факторами будут сила и власть. Либо это могут быть законные (легитимные) факторы. На них основываются 3 типа господства11:
Господа
Слуги
Подданные
Новшества в такой организации общества невозможны, так как изменения возможны там, где невелика власть традиций.
Лидер
Ученики (идейная и духовная близость к руководителю)
Подданные.
Лидер (или Элита)
Штаб
Подданные
Вебер считал, что организация (предприятие) должно быть построено по типу государства. Такая организация является бюрократией. Но, в отличие от современного понимания этого слова, Вебер считает бюрократию наилучшим типом организации. Более того, он говорит, что бюрократия – это единственный тип организации, который способен работать в современных условиях. По Веберу бюрократия – это особый тип административного штаба, который состоит из ведомств (или отделов), создан для рациональной организации деятельности.
При бюрократической
модели организации все