- Этот тип власти обеспечивает условия для последовательных действий руководителя;
- Рациональность и справедливость. Должность в штабе получают на основании конкуренции;
- Руководитель получает власть законными методами;
- Все уровни власти четко определены.
Среди признаков
бюрократии он выделяет13:
- Разделение труда на элементарные, простые операции, в результате чего можно определить ответственность каждого члена организации;
- Иерархия власти. Каждый служащий отвечает перед вышестоящим лицом не только за себя, но и за всех своих подчиненных;
- Система правил, стандарты и инструкции, которые обеспечивают единообразное выполнение всех операций;
- Безличность руководителя. Он должен руководствоваться не своими эмоциями, а инструкцией;
- Все члены организации должны соответствовать занимаемой должности и иметь для этого квалификацию. Продвижение либо по старшинству, либо по успешности деятельности.
Кроме того, интересны исследования Хейнса и Мэсси,
которые изучили работы своих предшественников
и решили, что все в них изложенное можно
свести к четырем рекомендациям14:
- Принцип единоначалия;
- Принцип диапазона управления. У одного руководителя должно быть не более 5-8 подчиненных;
- Принцип исключения. Все внутренние рутинные вопросы начальник должен делегировать подчиненным;
- Скалярный принцип. Каждая организация должна иметь четкую иерархическую структуру.
Актуальность
взглядов на организацию М.
Вебера заключается в том, что
хотя бюрократия не везде уместна (например, в малом бизнесе), она
оказалась эффективна для деятельности
крупных предприятий и чиновничьего аппарата.
Но при этом она может как увеличивать
эффективность и поддерживать справедливость,
так и наоборот. Это вопрос развитости
функции контроля и мониторинга, а так
же внешних условий.
Заключение
Классическая
школа менеджмента оказала огромное влияние на формирование
(на основании или на полемике) всех остальных
направлений. Среди прочих она выделяется
тем, что все отношения в организации рассматриваются
как рациональные, стандартные, формализованные.
Чаще всего встречаются принципы единоначалия,
разделения труда, специализации деятельности,
жесткой иерархии.
Важнейшими
достижениями школы являются:
- Попытка осознания природы организации;
- Постановка вопроса о критериях эффективности;
- Определение путей рационализации и повышения эффективности деятельности организации;
- Формулирование принципов специализации как исполнительного, так и управленческого труда;
- Постановка вопроса о специфики деятельности управленца;
- Создание первых научно обоснованных структур управления.
Можно сказать,
что представители классической
школы менеджмента формулировали
логичные мысли, которые были
абсолютно правильны для того
периода времени, тех условий
и того рынка. Самым важным критерием правильности
их идей является феноменальное увеличение
производительности, которого им удалось
добиться, внедрив их в практику. Каждая
идея представителей классической школы
в той или иной мере присутствует в современной
практике, пусть и не всегда в той форме,
в которой изначально предполагалось
исследователями.
Изучение
материалов по данной теме
натолкнуло на следующие выводы.
Что касается недооценки человеческого
капитала, то это можно отнести
только к выскоквалифицированному, управленческому персоналу.
Основная же ошибка представителей классической
школы заключалась в том, что они верили
в существование единых идеальных принципов,
которые подходят любой организации на
любой стадии ее развития. По их представлениям
все эти принципы могут и должны быть использованы
в отношении каждой организации. На самом
же деле в последствии было доказано, что
выбирая принципы и стратегию, необходимо
учитывать размер организации, сферу деятельности,
экономическую ситуацию и многие другие
факторы.
По итогам
проделанной работы, можно сказать,
что цель работы была достигнута.
В процессе выполнения поставленных
задач, были получены ценные
знания, а так же опыт самостоятельной
работы с литературой и построения
собственных умозаключений относительно данной темы.
Список использованной
литературы:
- Вебер М. Избр. Произведения. – М.: Прогресс, 1990. – С. 85, 206-207
- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма; Избранное. - М., 1980.
- Кравченко А.И. История менеджмента -. Учеб. пособие дня студентов вузов. - М,: Изд-во «Академический Проект», 2000.
- Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: «Дело ЛТД», 1994.
- Шелдрейк Дж. Теория менеджмента: от тейлоризма до японизации / Пер. с англ. под ред. В.А.Спивака. - С-Пб: Питер, 2001. Глава 2. Фредерик У. Тейлор и научный менеджмент, Глава 5. Анри Файоль и концепция администрирования, Глава 6. Макс Вебер и бюрократия.
Приложение 1
Тест
- Система, предложенная Ф.Тейлором?
- Линейно-штабная
- Функциональная система
- Организационная
- Две важнейшие ошибки классической школы менеджмента?
- Рационализм
- Нормативизм
- Плюрализм
- Верны ответы 1 и 2
- Важнейший принцип, которым характеризуется функциональная система, предложенная Ф.Тейлором?
- Иерархия власти
- Разделение функции контроля и исследования
- Разделение труда
- Лишение рабочего интеллектуальной функции
- Какая проблема характерна для функциональной системы, предложенной Ф.Тейлором?
- Нормативизм
- Высокие издержи для поддержания системы
- Позиционный конфликт
- Ликвидация коллективной формы оплаты труда
- В чем заключается ошибка теории Ф. Тейлора?
- Игнорирование человеческого фактора
- Создание отдела кадров
- Разделение функции контроля и исследования в функциональной системе
- Повышение по должности интеллектуально одаренных рабочих
- В широком смысле организация по Файолю это:
- Процесс проектирования структуры под цель с определением места и функций каждого
- Процесс создания материальных и социальных предпосылок для управленческой деятельности
- Процесс управления рабочими
- Сформированная структура, направленная на повышение производительности труда
- Согласно какому принципу из 14-ти принципов Файоля «деятельность, направленная на определенную цель, должна организовываться одним и тем же руководителем в соответствии с единым планом»?
- Единоначалие
- Вознаграждение
- Единство руководства
- Скалярная цепь
- Какие качества администратора Файоль считал наиболее важными?
- Моральные
- Опыт работы
- Специальные знания
- Физические
- Какой тип господства по Веберу основан на почтительном отношении к выдающимся качествам какой-либо личности?
- Легальный
- Харизматический
- Традиционный
- Функциональный
- Что из перечисленного является признаками бюрократии по Веберу?
- Иерархия власти
- Разделение труда
- Деление людей на этических и традиционных
- Верны ответы 1 и 2
- Какие принципы выделяют Хейнс и Мэсси?
- Единоначалие, диапазон управления, принцип исключения, скалярный принцип
- Единоначалие, разделение труда, вознаграждение, скалярная цепь
- Диапазон управления, принцип исключения, скалярный принцип, иерархия власти
- Раздерение труда, Диапазон управления, принцип исключения, скалярный принцип
- Что общего между этиеским и традиционным человеком по Веберу?
- Вера в бога
- Вложение денег в капитал
- Ориентация на деньги
- Восприятие труда как божественного призвания
- Какой вид капитализма Вебер называл этическим капитализмом?
- Православный
- Христианский
- Азиатский
- Протестантский
- Какому типу господства соответствует иерархия «господа, слуги, подданные»?
- Легальное
- Этическое
- Традиционное
- Харизматическое
- Почему Вебер считал бюрократию самой эффективной структурой?
- Бюрократия требует наименьших издержек
- Бюрократия обеспечивает рациональность и справедливость
- Бюрократия обеспечивает высокую производительность и самореализацию сотрудников как индивидов
- Бюрократическая система организована по типу семьи
- Какие проблемы свойственны для линейно-штабной структуры Файоля?
- Позиционный конфликт
- Конфликт между рабочими
- Конфликт между штабом и руководителем
- Конфликт ролевых ожиданий
- В чем заключается безличность руководителя по Веберу?
- Следование не своим эмоциям, а инструкции
- Отсутствие личности
- Следование не своим эмоциям, а требованиям подчиненных
- Недоступность для подчиненных
- Сколько подчиненных должно быть у одного руководителя по Веберу?
- Общим во взглядах Файоля и Вебера является:
- Принцип скалярной цепи
- Единоначалие
- Инвестирование в человеческий капитал
- Деление людей на два типа
- Что общего во взглядах Тейлора и Файоля?