Автор работы: Екатерина Кравцова, 03 Ноября 2010 в 17:54, реферат
Развитие науки «управления персоналом» тесно связано с общими этапами развития управленческой науки.
Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, считается Фредерик Уинслоу Тейлор.
До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» -- сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу XIX -- началу XX века исчерпал себя.
С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора, исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо, и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.
Ф. Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. В своей «Научной организации труда», впервые опубликованной в 1911 году, он систематизировал все имевшиеся в то время достижения в области организации производственного процесса (тогда это называлось научным управлением труда). Ф. Тейлором были прохронометрированы отдельные движения, а рабочий день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможностей исполнителя. Напротив, росли и сами возможности, прежде всего в результате рационализации самой работы и, в частности, введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.
Классическая школа управления
Развитие науки «управления персоналом» тесно связано с общими этапами развития управленческой науки.
Основателем классической
школы управления, да и вообще менеджмента,
считается Фредерик Уинслоу Тейлор.
До Тейлора двигателем
повышения производительности труда
был принцип «пряника» -- сколько
сделаешь, столько и получишь. Однако
данный подход к концу XIX -- началу XX
века исчерпал себя.
С развитием промышленности
управление не могло базироваться на
такой примитивной основе. Тейлор
пришел к мысли организовать труд,
который «предполагает
Ф. Тейлор расчленил
всю работу исполнителя на составные
части. В своей «Научной организации
труда», впервые опубликованной в 1911
году, он систематизировал все имевшиеся
в то время достижения в области
организации производственного
процесса (тогда это называлось научным
управлением труда). Ф. Тейлором были
прохронометрированы отдельные
движения, а рабочий день расписан
по секундам. Однако не стоит полагать,
будто хронометраж приводил лишь
к более точному определению
возможностей исполнителя. Напротив, росли
и сами возможности, прежде всего
в результате рационализации самой
работы и, в частности, введения целесообразных
режимов смен труда и отдыха.
Теоретически работы
Ф. Тейлора были обоснованы немецким
социологом (инженером, а не экономистом)
Максом Вебером, который и выдвинул
предпосылки того, что жесткий
порядок, подкрепленный соответствующими
(разработанными Ф. Тейлором) правилами,
является наиболее эффективным методом
работы.
Эти правила -- расчленение
выполняемой работы на отдельные
составные элементы-движения -- должны
быть, согласно теории Тейлора-Вебера,
подвергнуты жесткой
Типичным для классической
школы является пример исследований
Фрэнка и Лилиан Гилберт, которые
с помощью специальных часов-
Макс Вебер, кроме
того, развил учение Ф. Тейлора: он «изучал
психологические явления, дающие возможность
наиболее полно проявиться творческим
способностям человека и вызывающие
в нем состояние воодушевления,
а затем обретения веры. Но он
рассматривал эти явления как
нечто такое, что зависит от появления
вождя, посланного людям свыше. Вождь
ломает традиции, увлекает окружающих
на путь героических свершений». Понятно,
что такой подход выходил за рамки,
ограниченные решением чисто производственных
задач.
Теория и практика
Тейлора -- Вебера могла возникнуть
лишь при определенных производственных
условиях. Развитие промышленности требовало
создания такого практического учения,
которое отвечало бы ее запросам.
Порядок, внедренный
в практику Тейлором, в основном
функционировал в самом низшем звене
управления и стал возможен только
в период перехода к крупносерийному,
а то и массовому производству,
когда за рабочим местом закреплялось
лишь несколько операций (либо вообще
одна), что приводило к крайней
степени централизации.
На верхних ступенях
управления рекомендовался принцип
сочетания власти и ответственности,
когда руководителю давались жестко
ограниченные полномочия и заранее
оговоренная ответственность, нарушать
которые управленцам не разрешалось.
В тот период развития промышленности
в этом и представлялась суть управления.
Однако в самой
основе данного порядка уже было
заложено противоречие. Регламентировать
исключительно все
Кроме того, а вероятно
-- в первую очередь, сложности регламентации
обусловлены самой природой человека,
который всегда в той или иной
степени стремится к
Данные обстоятельства
очень хорошо учитывал Генри Форд,
который к тейлоровской системе
добавил свои правила, которые считал
чрезвычайно простыми, и изложил
их в трех положениях:
При выполнении работ
избегайте ненужных формальностей
и обычного разделения компетенции.
Оплачивайте хорошо
каждого рабочего -- платите ему
не менее шести долларов в день
и следите за тем, чтобы он работал
всего 48 часов в неделю, но не более.
Приведите все машины
в наилучшее состояние, поддерживайте
в порядке и настаивайте на
абсолютной чистоте, чтобы приучить
людей уважать свои орудия, окружающую
обстановку и самих себя.
Можно заключить, что
управляемый по Тейлору процесс
производства в наибольшей степени
соответствует уровню развития промышленности
начала и середины XX века.
Бурное развитие
промышленности в первой четверти ХХ
века предопределило дальнейшую эволюцию
научных взглядов классической школы.
Развитие идей Тейлора было продолжено
выдающимся французским инженером
Анри Файолем. Ф. Тейлор был «технарь»
и знал проблемы изнутри. А. Файоль был
руководителем и стоял, в отличие
от Тейлора, над администрацией, что
и позволило ему развить теорию
на более высоком уровне управления.
В работе «Общее и
промышленное управление» А. Файоль
очертил сферу деятельности администрации,
которую можно представить в
виде шести направлений:
техническая (технологическая)
деятельность;
коммерческая деятельность
(закупка, продажа и обмен);
финансовая деятельность
(поиски капитала и эффективное его
использование);
защитная деятельность
(защита собственности и личности);
бухгалтерская деятельность
(инвентаризация, балансовые ведомости,
издержки, статистика);
администрирование
(воздействует только на личный состав,
не оказывая непосредственного влияния
ни на материалы, ни на механизм).
Основной функцией
управления, его наиболее важной частью
Файоль полагал администрирование.
Исследованию этой функции он уделял,
в отличие от других, непропорционально
много внимания. Им была создана
«административная наука», которая
основывалась на 14 положениях-принципах:
Разделение труда.
Специализация является естественным
порядком вещей. Цель разделения труда
-- выполнение работы, большей по объему
и лучшей по качеству, при тех
же усилиях. Это достигается за счет
сокращения числа целей, на которые
должны быть направлены внимание и
усилия.
Полномочия и ответственность.
Полномочия есть право отдавать приказ,
а ответственность есть ее составляющая
противоположность. Где даются полномочия,
там возникает ответственность.
Дисциплина. Предполагает
послушание и уважение к достигнутым
соглашениям между фирмой и ее
работниками. Установление этих соглашений,
связывающих фирму и
Единоначалие. Работник
должен получать приказ только от одного
непосредственного начальника.
Единство направлений.
Каждая группа, действующая в рамках
одной цели, должна быть объединена
общим планом и иметь одного руководителя.
Подчиненность личных
интересов общим. Интересы одного работника
или группы работников не должны превалировать
над интересами компании или организации
большего масштаба.
Вознаграждение персонала.
Для того, чтобы обеспечить верность
и поддержку работников, они должны
получать справедливую зарплату за свою
службу.
Централизация. Как
и разделение труда, она является
естественным порядком вещей. Однако соответствующая
степень централизации будет
зависеть от конкретных условий. Поэтому
возникает вопрос о правильной пропорции
между централизацией и децентрализацией.
Это проблема определения меры, которая
обеспечит лучшие возможные результаты.
Скалярная цепь. Это
ряд лиц, стоящих на руководящих
должностях, начиная от лица, занимающего
самое высокое положение, до руководителя
низового звена. Было бы ошибкой отказаться
от иерархической системы без
определенной необходимости в этом,
но было бы еще большей ошибкой
поддерживать эту иерархию, когда
она наносит ущерб интересам
бизнеса.
Порядок. Место для
всего и все на своем месте.
Справедливость. Это
сочетание доброты и
Стабильность рабочего
места для персонала. Высокая
текучесть кадров снижает эффективность
организации. Посредственный руководитель,
который держится за место, безусловно,
предпочтительнее, чем выдающийся,
талантливый менеджер, который быстро
меняет место.
Инициатива. Означает
добровольную разработку сотрудником
или группой работников плана
какого-нибудь мероприятия и обеспечение
его успешной реализации. Это придает
организации силу и энергию.
Корпоративный дух.
Союз -- это сила, которая является
результатом гармонии персонала
и руководства фирмы.
Эти принципы могут
показаться несколько наивными, однако
следует учесть, что А. Файоль впервые
сформулировал и
Систему из 14 положений
А. Файоль считал не просто гибкой, но и
открытой, т.е. допускающей возможность
введения новых положений с учетом
более поздней практики. В ряде
случаев положения-принципы А. Файоля
не только продолжали и развивали
тейлоровские постулаты, но и входили
с ними в противоречия.
Ф. Тейлор расчленял
работу исполнителя на восемь составных
частей, и рабочий получал указания
от восьми функциональных специалистов,
каждый из которых в полной мере
нес ответственность за курируемое
им направление.
Четыре мастера --
инспектор, мастер по ремонту, мастер,
устанавливающий темп работы, и бригадир
непосредственно в цехе контролировали
работу исполнителя, и четыре мастера
занимались вопросами документации,
маршрутизации, анализом хронометража,
анализом затрат на производство и
т.д.
А. Файоль не отрицал
необходимость функциональных специалистов,
полагая, однако, что за все должен
отвечать один человек, а остальные
-- выполнять роль своего рода консультантов
без прямой ответственности.
К достижениям А.
Файоля можно отнести и его
попытку исследовать
Однако на рубеже
20-х -- 30-х годов в США стали
формироваться предпосылки, приведшие
к качественно иной ситуации в
менеджменте. В деловых переходах
к интенсивным методам
2. Теория человеческих
отношений
Считается, что начало
этому направлению положил один
из основателей поведенческой