Автор работы: Екатерина Кравцова, 03 Ноября 2010 в 17:54, реферат
Развитие науки «управления персоналом» тесно связано с общими этапами развития управленческой науки.
Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента, считается Фредерик Уинслоу Тейлор.
До Тейлора двигателем повышения производительности труда был принцип «пряника» -- сколько сделаешь, столько и получишь. Однако данный подход к концу XIX -- началу XX века исчерпал себя.
С развитием промышленности управление не могло базироваться на такой примитивной основе. Тейлор пришел к мысли организовать труд, который «предполагает выработку многочисленных правил, законов и формул, которые заменят собой личные суждения индивидуального работника и которые могут быть с пользой применяемы только после того, как будет произведен статистический учет, измерение и так далее, их действия». По мнению Тейлора, исполнитель был не в состоянии охватить производственный процесс в целом, тем более, что это постоянно меняющееся действо. Таким образом, в начале века роль управленца в решении того, что делать исполнителю, как делать, в каком объеме, вырастала неизмеримо, и регламентация работы исполнителя принимала крайние формы.
Ф. Тейлор расчленил всю работу исполнителя на составные части. В своей «Научной организации труда», впервые опубликованной в 1911 году, он систематизировал все имевшиеся в то время достижения в области организации производственного процесса (тогда это называлось научным управлением труда). Ф. Тейлором были прохронометрированы отдельные движения, а рабочий день расписан по секундам. Однако не стоит полагать, будто хронометраж приводил лишь к более точному определению возможностей исполнителя. Напротив, росли и сами возможности, прежде всего в результате рационализации самой работы и, в частности, введения целесообразных режимов смен труда и отдыха.
Э. Мэйо увеличил уровень
освещенности рабочего места и отметил
серьезное увеличение производительности.
Тогда в научных целях
Первым серьезным
достижением поведенческой
В этом отношении
показателен эксперимент, проведенный
Э. Мэйо в 1923 - 1924 годах на текстильной
фабрике в Филадельфии. Ежегодная
текучесть кадров на прядильном участке
этой фабрики составляла 250%, а производительность
была значительно ниже, чем на других
участках. Причем никакие материальные
стимулы не могли поправить сложившуюся
ситуацию. В результате специальных
исследований Э. Мэйо пришел к выводу,
что причинами такого положения
явились организация труда, исключающая
возможность общения, и непрестижность
профессии. Однако стоило ввести два
десятиминутных перерыва для отдыха,
как положение сразу
Еще до получения
Э. Мэйо практических результатов их
теоретически предвосхитила Мэри Фоллет.
В круг вопросов, которые она рассматривала,
входили такие категории, как
«власть» и «авторитет», их разграничение
и неформальное восприятие, ответственность
и делегирование
Все эти вопросы
имели элементы научной новизны
либо вообще поднимались впервые. Однако
практики, к сожалению, были в то
время далеки от теоретических изысканий.
Эти и некоторые
другие мысли и явились предметом
исследований Э. Мэйо в Хоторне.
Выводы хоторнских
исследований сводились большей
частью к трем постулатам:
человек представляет
собой «социальное животное»;
жесткая иерархия подчиненности,
формализация организационных процессов
несовместимы с природой человека;
решение проблемы человека
-- дело бизнесменов.
Был выдвинут также
тезис о важнейшей, а иногда и
решающей роли в производстве неформальной
структуры. Один из основателей школы
человеческих отношений Ф. Ротлисберген
дал определение неформальной структуры
как совокупности норм, неофициальных
правил, ценностей и убеждений, а
также сети различных связей в
группах и между группами, центров
влияния и коммуникаций. И все
это существует при формальной структуре,
причем не подвергается ее контролю и
регламентации.
Двое других ученых,
У. Френч и Ч. Белл сравнивали организацию
с айсбергом, подводная часть
которого есть информационная структура,
а надводная часть является формальной
системой.
Таким образом, школа
человеческих отношений поддерживала
приоритет «социального человека»
в производственном процессе и приоритет
социально-психологических
3. Школа поведенческих
наук и управления
ресурсами
Школа поведенческих
наук в сочетании с теорией
человеческих ресурсов обогатила науку
об управлении персоналом новыми положениями.
Начало новому направлению положил
Ч. Барнард, который опубликовал
в 1938 году свой труд «Функции администратора».
Более поздними последователями
этой школы явились Ф. Герцберг, А.
Маслоу, Д. Мак-Грегор. Цель, которую
ставили перед собой
Исследователи этой
теории были пионерами в научном
обосновании роли мотивов и потребностей
человека в его трудовой деятельности.
Они рассматривали мотивы как
главный показатель отношения людей
к труду. Положительная мотивация
при этом -- основной фактор успешного
выполнения работы. Менеджмент должен
уметь разрабатывать
В научном менеджменте
изучение мотивации составляет особое
направление. Значительный вклад в
эту область внесли А. Маслоу, Ф. Герцберг
и Д. Мак-Грегор.
А. Маслоу известен как
создатель пирамиды потребностей (рис.
1). Он разделил потребности на базовые
(потребности в пище, безопасности
и т.д.) и производные (в справедливости,
благополучии, самовыражении).
Базовые потребности
постоянны, а производные меняются.
Физиологические потребности
Идеи А. Маслоу получили
дальнейшее развитие в двухфакторной
модели мотивации Ф. Герцберга, в
которой выделены в качестве независимых
составляющих: содержание работы и
условия работы. Кроме того, Ф. Герцберг
разработал критерии мотивированной организации.
К ним относятся следующие.
Любые действия должны
быть осмысленными. В первую очередь
это относится к тому, кто требует
действия от других. Уверены ли Вы в
том, что Ваши управляющие действуют
так же?
Большинство людей
испытывает радость от работы, отвечая
за нее, удовлетворяя свою потребность
в личной причастности к результатам
деятельности, к работе с людьми
(клиентами, поставщиками, пациентами).
Они хотят вести с ними переговоры,
знать их проблемы, и не только производственные.
Они хотят, чтобы их действия были
важны для кого-то конкретно.
Каждый на своем
рабочем месте стремится
Каждый стремится
выразить себя в труде, узнать себя
в каких-то результатах, иметь доказательство
того, что он может что-то сделать.
Это «что-то», по возможности, должно
получить имя своего создателя. Это
относится и к работнику, и
к группе. Остаются ли у Вас результаты
труда обезличенными, безымянными
или они именные? Нередко руководители
присваивают результаты, добытые
их подчиненными. Это портит климат
в коллективе.
Практически каждый
имеет свою точку зрения на то, как
можно улучшить свою работу, ее организацию.
Он хочет реализовать свои цели и
не боится санкций. Он рассчитывает на
то, что его встретят заинтересованно.
Во всех ли подразделениях налажен
приток новых идей? В том числе
и за пределами формальных рамок
рационализаторских предложений?
Людям нравится ощущать
свою значимость. Знает ли Ваш сотрудник,
как важен его труд для общего
успеха? Как Вы дали ему это понять?
Каждый человек
стремится к успеху. Успех -- это
реализованная цель. В достижение
целей, которые он сам перед собой
ставил или в формулировании которых
он принимал неформальное участие, работник
вложил больше личной энергии. Выработали
ли Вы со своими сотрудниками цели, достижение
которых поддается измерению
по уровню и срокам выполнения?
Успех без признания
приводит к разочарованию. Каждый хорошо
работающий сотрудник с полным правом
рассчитывает на признание и поощрение,
причем и материальное, и моральное.
В какой форме осуществляется
поощрение у Вас?
По тому, каким
способом, в какой форме и с
какой скоростью сотрудники получают
информацию, они оценивают, какова их
реальная значимость в глазах непосредственного
начальства и управляющих вообще.
Если их доступ к информации затруднен,
если информацию они получают с опозданием,
они чувствуют себя приниженными.
В результате снижается их готовность
к труду. Имеют ли Ваши сотрудники
ту информацию, которую они хотят
получить и которая нужна им для
работы? Своевременно ли они получают
эту информацию?
Сотрудникам не нравится,
чтобы решения об изменениях в
их работе и на рабочих местах, даже
если эти решения позитивны, принимались
без их ведома, без учета их знаний
и опыта. Как обстоят дела с
участием Ваших сотрудников в
управлении?
Каждому требуется
информация о качестве собственного
труда. Сотруднику она нужнее, чем
его начальнику. К тому же она
должна быть оперативной, чтобы работник
мог вносить коррективы в свои
действия.
Каждый хочет знать
масштаб, которым его «измеряют»,
и с самого начала, а не тогда,
когда время ушло.
Как измеряется качество
труда у Вас? В чем заметны
улучшения? Сформулировали ли Вы цели
и измерители, с помощью которых
Вы можете в какой-то степени объективно
оценить трудовой вклад сотрудника?
Для всех нас контроль
со стороны неприятен. Каждая работа
выигрывает от максимально возможной
степени самоконтроля. Как обстоит
дело с самоконтролем на рабочем
месте, которое Вы считаете проблематичным?
Большинство людей
стремятся в процессе работы приобрести
новые знания. Повышенные требования,
дающие шанс дальнейшего развития,
принимаются гораздо охотнее, чем
заниженные.
Вы используете
эту потребность? Если работа примитивна
и не представляет возможностей для
развития, что Вы делаете? Может быть,
практикуете смену видов
Сотрудники резко
негативно реагируют, если их старания
и полученные ими лучшие результаты
приводят только к тому, что их еще
больше нагружают, особенно если это
никак не компенсируется в денежном
отношении. Прибыль, которую Вы можете
получить благодаря заинтересованной
работе своих сотрудников, возникает
не из охоты за секундами, а из возможностей
самовыражения и
Позволяет ли работа
быть самому себе шефом? Есть ли свободное
пространство для инициативы в организации
производства, для индивидуальной ответственности
работников во всей цепочке «затраты-результаты»?
Как обстоят дела с возможностью
самовыражения работающих?
К числу ярких
представителей концепции человеческих
ресурсов относится американский ученый
Дуглас Мак-Грегор.
Д. Мак-Грегор проанализировал
деятельность исполнителя на рабочем
месте и выявил, что управляющий
может контролировать следующие
параметры, определяющие действия исполнителя:
1. задания, которые
получает подчиненный;
2. качество выполнения
задания;
3. время получения
задания;
4. ожидаемое время
выполнения задания;
5. средства, имеющиеся
для выполнения задания;
6. коллектив (окружение),
в котором работает
7. инструкции, полученные
подчиненным;
8. убеждение подчиненного
в посильности задания;
9. убеждение подчиненного
в вознаграждении за успешную
работу;
10. размер вознаграждения
за проведенную работу;
11. уровень вовлечения
подчиненного в круг проблем,
связанных с работой.
Все эти факторы
зависят от руководителя, в той
или иной мере влияют на работающего
и определяют качество и интенсивность
его труда. Д. Мак-Грегор сформулировал,
что на основе этих факторов возможно
применить два различных подхода к управлению,
которые он назвал теорией «X» и теорией
«Y» (рис. 2 и рис. 3).
Рис. 2 Положения теории
«Х»